Игра- по рассказам Н. Носова для начальных классов

Цели:

  1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.
  2. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
  3. Прививать интерес к книге. Воспитывать бережное отношение к книгам. Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа)

Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, набор предметов для конкурса.

Подготовка. Чтение рассказов “На горке”, “Фантазеры”, “Живая шляпа”, “Заплатка”, “Огурцы”, “Карасик”, просмотр мультфильма “Приключение Незнайки и его друзей”

Ход мероприятия

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.

Ты беседуй чаще с ней –
Будешь в четверо умней. (Книга.)

– Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова.

Книга нам про все расскажет,
Книга нам все покажет.
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Много интересного узнаем.

– Ребята обратите внимание на выставку. Это книги Н.Н.Носова. А какие рассказы Носова вы знаете?

– Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н. Носов?

Воспитатель: Путешествовать будем группами. У нас есть две команды.

– Сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве Н.Н.Носова, вы внимательно слушайте, а потом будете отвечать на вопросы.

Рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н.Н. Носова.

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.

1 занятие. “Блиц-вопросы”

  1. Назовите имя и отчество Носова.
  2. Где и когда родился Носов?
  3. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (Картофель.)
  4. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”.)
  5. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”.)
  6. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”.)
  7. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)
  8. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (На воздушном шаре.)
  9. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка.)
  10. Кто сочинял из коротышек стихи?
  11. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка.)
  12. На что обменял Виталик рыбку. (Милицейский свисток.)

Входит Незнайка:

Почему-то обо мне знают все на свете.
Знают даже на Луне взрослые и дети.
Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,
Что другим не по плечу, мне давно известно.

– Я самый лучший художник, сочинитель стихов и рассказов, вот хочу создать книгу, но пока у меня ничего не получается.

Воспитатель: Какой ты хвастун. Всему нужно учиться. Оставайся с нами, смотри и учись, а ребята тебе помогут.

Игра “Попади в цель”

Каждой команде дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.

2-й конкурс. “Бюро находок”.

Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы (воспитатель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает жетон).

Шляпа – “Живая шляпа”.
Нитки, иголки, ткань – “Заплатка”
Отвертка, винтики – сказка “Приключения Незнайки и его друзей”
Лопата, песок – “На горке” Огурцы – “Огурцы” Лопата – “На горке”

3 конкурс: “Этизод”.

Назовите произведение и его героев?

  1. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород…. (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”)
  2. “Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит” или “Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток” (“Карасик”, Виталик, Сережа)
  3. “Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
  4. “Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов)
  5. “Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик.
  6. “Сумел порвать, сумей и зашить” (“Заплатка”, Бобка)

Игра “Рыболов”

Импровизированной удочкой с магнитом надо поймать как можно больше рыбок.

Выходит Знайка.

Знайка: “А знаете ли вы, что существуют книжки – малышки. Они очень маленьких размеров. Несколько таких книг можно было уложить в карман. Размер книг 65 мл на 94 мл.

Есть “миниатюрные книги”, длина страницы – не превышает 2–3 сантиметров. (Показывает).

Есть книги-великаны. В Самарканде это книга Великий коран. Длина страницы 2,5 метра. Есть географический атлас, который весит 252 кг, длина его в человеческий рост.

Книга-скрипка, один из ее экземпляров хранится в отделе редких книг Государственной исторической библиотеке.

4-й конкурс. “Нарисовать портрет”.

Один член команды рисует на мольберте с закрытыми глазами портрет человечка из Солнечного города.

5-й конкурс. “Что лишнее”

Необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.

Рыба, удочка, огурцы, помидор. (“Огурцы”)

Шляпа, картофель, лыжная палка, собака. (“Живая шляпа”)

Брюки, иголка, нитки, швейная машинка. (“Заплатка”)

Милицейский свисток, рыба, кот, конфета. (“Карасик”)

Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, что интересного вы узнали из книг Н Носова? Почему вам нравятся произведения Носова? Как вы думаете, почему рассказы Н Носова не стареют?

Как нужно обращаться с книгами? Какую книгу приятно держать в руках?

Ведущий:

Пока книга сделается книгой
Огромный путь она пройти должна.
И столько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.

Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.

Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будете обращаться с книгой.

Но вот Незнайка мы помогли тебе понять, что всему нужно учиться. Дети показали хорошие знания, талант.

Литература

  1. Внеклассные мероприятия.. Авт.-сост. О.Е.Жиренко, Л,Н. Яровая. М., ВАКО 2007 г.
  2. Педсовет № 3 1998 г. Мой любимый писатель – Н.Н. Носов.
  3. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста.

В развитие детской литературы Николай Носов внёс своеобразный и существенный вклад.

Игра- по рассказам Н. Носова для начальных классов

Добрые, точные и справедливые слова сказал о творчестве Н. Носова писатель В. Катаев: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик»…Мальчики Носова несут в себе все черты настоящего человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворённость, вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».

1.Викторина «Огородники»

1. Где происходит действие рассказ? (В пионерском лагере)

2. Что решили написать на красном флажке? («Лучшему огороднику»)

3. Что мешало Мишке вскопать огород? (Длинный корень)

4. Что придумал Мишка, чтобы получить флажок? (Вскопать огород ночью)

5. Что сначала вместо флажка получили на своем участке Мишка с другом? (Пугало)

6. За что они получили флажок? (За самый большой урожай огурцов и помидоров)

«Огурцы»

1. Загадка об овоще. Так называется рассказ.

Промеж грядок лежит гусь гладок (Огурец)

Полон дом голубей, нет ни окон, ни дверей (Огурец)

2. Как зовут героев рассказа «Огурцы»? (Котька и Павлик)

3. Почему было радостно на душе у Котьки из рассказа «Огурцы»?

«Мишкина каша»

1 Что готовили себе на ужин Мишка и его друг? (Кашу, жарили пескарей)

2. Какие предметы утопили ребята в колодце? (Ведро, чайник)

7. Чем доставали воду ребята из колодца? (Кружкой)

8. Об этой хозяйственной постройке упоминается в рассказе. Загадка:

Стоит волчище, разинул ртище. (Колодец)

«Федина задача»

1. Какое зерно привезли на мельницу в задачке? (Рожь)

2. Что мешало Феде решать задачку? (Радио)

«Замазка»

1. Что хотели слепить Костя и Шурик? (Зверей)

2. На что была похожа Костина змея? (На ливерную колбасу)

3. Что случилось в кино? (Костя положил замазку по ошибке на другое место)

4. Почему не понравилось кино ребятам? (Они его и не видели)

«Автомобиль»

1. Какие марки автомашин рассматривали Мишка с другом? («Волга», «Москвич»)

2. Какие детали они обсуждали? («капот» – капор, «кузов» – пузо, «бампер» – буфер)

3. Что сделали Мишка с другом, когда машина тронулась? (сели сзади на бампер)

4. Как решили искупить свою вину друзья? (написали письмо милиционеру)

«Метро» (не называть название рассказа)

Загадка:

Многолюден, шумен, молод

Под землей грохочет город,

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут. (Метро)

«Саша»

1. Что мечтал купить Саша? (Пистолет с пистонами)

2. как звали сестер Саши? (Марина и Ирочка)

3. Как пометил свой пистолет Саша? (Выстругал на ручке имя)

4. Под диваном чихнул Саша, но сестра сказала, что это……? (Собака Бобик)

5. какой вывод в конце рассказа сделал Саша? (Сам теперь знаю, что не нужно пугать людей)

Прятки»

1. Куда прятался Витя?

2. Что сделал Славик? (Запер шкаф на крючок)

«Шурик у дедушки»

1. Из-за чего чуть не подрались ребята? (Из-за удочки)

2. Что нашли ребята на чердаке? (Банку из-под варенья, коробку от гуталина, деревянную ручку, калошу на правую ногу)

3. Какое колдовское заклинание кричал Шурик? (Колдуй, баба, колдуй, дед! Колдуй, серенький медведь!)

4. Какое применение нашел Шурик старым вещам? (Прибил вторую ручку, калошу прибил вместо почтового ящика)

5. Почему в пруде не было рыбы? (Его недавно вырыли)

«Прятки»

1. Куда прятался Витя? (Под кровать, в собачью конуру, под пальто, в посудный шкаф)

2. Что сделал Славик? (Запер шкаф на крючок)

«Бабушка Дина»

2. Почему девочка Света знала наизусть все праздники? (Ей дарили на каждый праздник подарок)

3. Что предложила сделать воспитательница к празднику? (Выставку фотографий)

4. Из-за чего поссорились дети? (Чья мама красивее)

5. Какой праздник решили устроить в детском саду в следующий раз? (Папин день)

«Живая шляпа»

1. Еще один овощ встречается в рассказе Носова. Загадка:

Курочка-пустодом свила гнездо за двором,

Яйца несет, в землю кладет. (картофель) Подсказка: этим овощем ребята бросали в шляпу.

2. Назовите спортивный инвентарь, который упоминается в рассказе? (клюшка, лыжная палка)

3. Какая мебель упоминается в рассказе? (диван, комод)

«Леденец»

1. Что пообещала мама Мише за хорошее поведение? (леденец)

2. Как себя вел Миша? (съел леденец, разбил сахарницу)

«Карасик» _

1. Кроме карасика кто был еще у Виталика? (кот Мурзик)

2. Что сказал Виталик маме, куда делся карасик? (съел Мурзик)

3. Как вы думаете, хорошо ли поступил Виталик?

2. Собери героев.

Слева написаны названия рассказов, справа герои. Стрелочками соедините названия с героями.

Соответствие цифр на заданиях для ребят 1-7 2-4 3-5 4-6 5-9 6-3 7-2 8-1 9-8



1. «ЖИВАЯ ШЛЯПА» ВОВКА, ВАДИК

2. «АВТОМОБИЛЬ» МИШКА, МИЛИЦИОНЕР

3. «МЕТРО» ВОВКА, МАМА, Т. ОЛЯ

4. «ЗАМАЗКА» КОСТЯ, ШУРИК

5. «САША» МАРИНА, ИРОЧКА

6. «КАРАСИК» ВИТАЛЯ, СЕРЕЖА, МУРЗИК

7. «ПРЯТКИ» ВИТЯ, СЛАВИК

8. «БАБУШКА ДИНА» НИНА ИВАНОВНА,ТОЛЯ ЩЕГЛОВ, НАТОЧКА, ПАВЛИК, СВЕТА КРУГЛОВА

9. «ОГОРОДНИКИ» МИШКА, СЕНЬКА, ВАНЯ ЛОЖКИН, МИША КУРОЧКИН, ВАДИК ЗАЙЦЕВ

3. Игра «Меткий стрелок». Попасть мячом в кегли.

4. Кроссворды (увеличиваются по клику мыши)

Кроссворд 1 (задания)

1.Кто сидел под шляпой?

2. Вещество, которым конопатят окна

3. Рыба, которую жарили ребята в рассказе «мишкина каша»

4. Так звали мальчика из рассказа «Заплатка»

5. Овощ из рассказа «Живая шляпа»

6. Предмет кухонной утвари, который утопили ребята в колодце

7. Кусочек ткани, которым прикрывают дырку.

8. Загадка: стоит волчище, разинул ртище. (хозяйственная постройка)

Кроссворд 2 (задания)

2. Человек, который что-то придумывает.

3. Кусочек ткани, которым прикрывают дырку.

4. Средство передвижения.

5. Вещество, которым конопатят окна.

7. Конфета

5. Игра «испорченный телефон».

Разделить детей на команды по 10-12 человек, построить в шеренги. Первым сказать какое-нибудь название рассказа и по команде дети должны передать эти слова друг другу. Чья команда быстрее и правильнее выполнит.

    Н.Н. Носов. 1908-1976

    Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в г. Киеве в семье актера. «В школьные годы, - рассказывал о себе писатель,- мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился в политехнический институт; перед самым поступлением передумал и поступил в художественный, а закончил - институт кинематографии».



    Юмор - беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.
    Библиотекарю:
    Все, что создал в литературе Николай Носов - повести, рассказы, сказки - отмечено высоким художественным талантом, достоверностью, подлинной веселостью. За это его книги и любят миллионы ребят всего мира. Нет, наверное, такой страны, где бы ни переводились его произведения. Их знают в Голландии, Польше, Чехии и Словакии, в Аргентине, в Болгарии, во Франции и Индии, во Вьетнам и Японии, в Румынии. Когда авторитетный международный журнал «Курьер ЮНЕСКО» в 1957 году произвел подсчет, какие же из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки, то третьей в этом списке - следом за А.М.Горьким и А.С.Пушкиным - оказалась фамилия детского писателя Николая Николаевича Носова.
    Работа в детской литературе стала его основным делом. В 1952 году за повесть «Витя Малеев в школе и дома» Н.Н.Носову была присуждена Государственная премия СССР, а в 1969 году за трилогию о Незнайке - Государственная премия РСФСР имени Н.К.Крупской. В 1967 году писатель награжден орденом Трудового Красного Знамени.

    Комплект заданий.


    2. Где родился Н.Носов?

    4. Полное имя Н.Носова:

    а) 1975, б) 1938, в) 1738.

    4. Кроссворд

    По горизонтали:



    По вертикали:

    Вспомним названия рассказов:
    . «Живая … (шляпа)»
    . «Мишкина … (каша)»
    . «Три … (охотника)»
    . «Федина … (задача)»
    . «Шурик у … (дедушки)»
    . «Про … (репку)»


    . ж р о у к д (6) дружок
    . а з к а з м а (7) замазка
    . к к и а с р а (7) карасик


    . Рассказ «Мишкина каша» - воду из колодца не поднимали:
    чайником
    ведром
    самоваром
    кружкой.
    . Рассказ «Карасик» - на что променял Виталик карасика?
    фонарик
    конфета
    монета
    свисток.
    А вы поменялись бы?
    . «Заплатка». Штаны у Бобки были замечательные:
    школьные
    солдатские
    спортивные
    джинсовые.
    . Рассказ «Про репку». Что посадили Павлик и ребята на даче?
    горох
    редис
    редьку
    репку.
    . Рассказ «Шурик у дедушки». Кого не было в банке с рыбой после рыбалки?
    пескари
    щука
    окуньки
    ершик.
    . Рассказ «Ступеньки». На какой ступеньке застрял Петя?
    4-й
    5-й
    6-й
    7-й
    Сколько всего их было? /10/.


    . Что нужно было сделать, чтобы забраться на горку, не поскользнувшись?
    . Это вполне может заменить почтовый ящик на калитке (Калоша).
    . Из чего можно сделать электрический звонок?

    (Из телефона).
    . С каким оружием не страшна даже живая шляпа?

    (Кочерга и лыжная палка).
    . «По целым дням он толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу». Что пытался сделать Мишка? (Бенгальские огни).
    . А этот предмет кладут под подушку самые отважные и бесстрашные. (Топор. «Тук-тук-тук»).
    . Из нее можно слепить зверей (если получится), змею или ливерную колбасу.

    (Из замазки)
    . Чтобы получить самый большой урожай на огороде и знамя «Лучшему огороднику» нужно…

    Урожай собран. Время перекусить. Может кашки?
    Рецепты от Мишки.
    А вам приходилось самим варить кашу?
    Рецепт от …….

    /Леденцом.

    «Что ты рано в гости, Осень к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла!»


    Не виноват. К бамперу. Ни в коем случае нельзя этого делать. «Автомобиль».

    «Колдуй, баба, колдуй дед,
    Колдуй, серенький медведь!»

    /«Три охотника».


    Итог урока:

Просмотр содержимого документа
«Викторина по рассказам Н.Н. Носова»

Викторина по рассказам Н.Носова

Рассказы "Затейники", "Фантазёры", "Живая шляпа" были даны ребятам для самостоятельного чтения. Итоговым занятием является литературная викторина.

Целью, которой является:

    Привитие интереса к дополнительному чтению.

    Формирование навыка осознанного чтения, умения анализировать и синтезировать.

    Воспитание умения работать в группах с различными формами фиксации материала (тест, кроссворд).

Класс разбивается на 4 группы и получают комплект заданий. За каждое задание группа получает определённое количество баллов. Итоги подсчитываются по ходу викторины.

Вступительная беседа

Н.Н. Носов. 1908-1976

Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в г. Киеве в семье актера.
«В школьные годы, - рассказывал о себе писатель,- мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился в политехнический институт; перед самым поступлением передумал и поступил в художественный, а закончил - институт кинематографии».
Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.
Как же он стал писателем? Этот вопрос очень часто задавали Николаю Николаевичу. А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы.
В 1938 г. в сентябрьском номере ж. «Мурзилка» был напечатан 1-й рассказ Носова «Затейники». Затем рассказы появились на страницах журналов «Костер», «Затейник», газеты «Пионерская правда». Николай Николаевич Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе.
Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.
Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.
Библиотекарю:
Все, что создал в литературе Николай Носов – повести, рассказы, сказки – отмечено высоким художественным талантом, достоверностью, подлинной веселостью. За это его книги и любят миллионы ребят всего мира. Нет, наверное, такой страны, где бы ни переводились его произведения. Их знают в Голландии, Польше, Чехии и Словакии, в Аргентине, в Болгарии, во Франции и Индии, во Вьетнам и Японии, в Румынии. Когда авторитетный международный журнал «Курьер ЮНЕСКО» в 1957 году произвел подсчет, какие же из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки, то третьей в этом списке – следом за А.М.Горьким и А.С.Пушкиным – оказалась фамилия детского писателя Николая Николаевича Носова.
Работа в детской литературе стала его основным делом. В 1952 году за повесть «Витя Малеев в школе и дома» Н.Н.Носову была присуждена Государственная премия СССР, а в 1969 году за трилогию о Незнайке – Государственная премия РСФСР имени Н.К.Крупской. В 1967 году писатель награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Комплект заданий.

1. Тест. "Биография Н.Носова"

1. Кем был по профессии Н.Носов?
а) писатель, б) юморист, в) кинорежиссёр.
2. Где родился Н.Носов?
а) в Москве, б) в Киеве, в) в Кемерово.
3. В какой семье родился Н.Носов?
а) актёров, б) циркачей, в) писателей.
4. Полное имя Н.Носова:
а) Николай Иванович, б) Нафталин Никифорович, в) Николай Николаевич.
5. В каком году был издан первый рассказ Н.Носова?
а) 1975, б) 1938, в) 1738.

2. Расшифруй название рассказа Н.Носова. Читайте только русские буквы.

YEЖUDИJSВKDJАWYRЯYDVNШVZXYЛSYЯWTПQDFSАWRK

3. Найди в таблице имена ребят из рассказа "Фантазёры".

Имена расположены горизонтально или вертикально.

4. Кроссворд

По горизонтали:
1. Самый умный коротышка, придуманный Н.Носовым
2. Как называется первый опубликованный рассказ Н.Носова?
3. Кто был под шляпой в рассказе "Живая шляпа"?
По вертикали:
1. Как называется рассказ, в котором мальчики рассказывали друг другу небылицы?
2. Имя автора трилогии про Незнайку.

Если осталось время, дополнительные вопросы.

Вспомним названия рассказов:
«Живая … (шляпа)»
«Мишкина … (каша)»
«Три … (охотника)»
«Федина … (задача)»
«Шурик у … (дедушки)»
«Про … (репку)»

Все буквы перепутались. Восстановите названия рассказов.
ж р о у к д (6) дружок
а з к а з м а (7) замазка
к к и а с р а (7) карасик

Выберите правильный вариант ответа:
Рассказ «Мишкина каша» - воду из колодца не поднимали:
чайником
ведром
самоваром
кружкой.

Рассказ «Карасик» - на что променял Виталик карасика?
фонарик
конфета
монета
свисток.
А вы поменялись бы?
«Заплатка». Штаны у Бобки были замечательные:
школьные
солдатские
спортивные
джинсовые.
О чем мечтал Бобка? / научиться пришивать пуговицы.
Рассказ «Про репку». Что посадили Павлик и ребята на даче?
горох
редис
редьку
репку.
Рассказ «Шурик у дедушки». Кого не было в банке с рыбой после рыбалки?
пескари
щука
окуньки
ершик.
Рассказ «Ступеньки». На какой ступеньке застрял Петя?
4-й
5-й
6-й
7-й
Сколько всего их было? /10/.

Несколько изобретений и открытий, сделанных героями Н. Носова.
Что нужно было сделать, чтобы забраться на горку, не поскользнувшись? (2 варианта: посыпать песком, сделать ступеньки.
Это вполне может заменить почтовый ящик на калитке (Калоша).
Из чего можно сделать электрический звонок?

(Из телефона).
С каким оружием не страшна даже живая шляпа?

(Кочерга и лыжная палка).
«По целым дням он толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу». Что пытался сделать Мишка? (Бенгальские огни).
А этот предмет кладут под подушку самые отважные и бесстрашные. (Топор. «Тук-тук-тук»).
Из нее можно слепить зверей (если получится), змею или ливерную колбасу.

(Из замазки)
Чтобы получить самый большой урожай на огороде и знамя «Лучшему огороднику» нужно…

(Поставить на огороде пугало и, конечно, хорошо потрудиться. «Огородники»).

Урожай собран. Время перекусить. Может кашки?
Рецепты от Мишки.
Полная кастрюля крупы, воды налить доверху. По мере разбухания крупы, выкладывать лишнее на тарелки и доливать в кастрюлю холодной воды.
А вам приходилось самим варить кашу?
Рецепт от …….

Варить кашу хлопотно, а чем можно полакомиться, если «не шалить и ничего не трогать»? /Леденцом.

Насытились? Поговорим о поэзии, хотя надо бы наоборот.
«Что ты рано в гости,
Осень к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!»
Кто и по какому поводу читает эти стихи? / Мишка. Дружок завыл, сидя в чемодане.

То они стихи читают, песни поют, то письма пишут:
«Дорогой товарищ милиционер! Вы неправильно записали номер. То есть, Вы записали номер правильно, только неправильно, что шофер виноват. Шофер не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофер хороший и ездит правильно».
Виноват шофер или нет? К чему они прицепились? /

Не виноват. К бамперу.
Ни в коем случае нельзя этого делать. «Автомобиль».

А иногда герои Носова пытаются даже колдовать:
«Колдуй, баба, колдуй дед,
Колдуй, серенький медведь!»
Что они должны наколдовать? Кто произносит это заклинание?

/ Чтобы у Коли рыба не клевала. Шурик. «Шурик у дедушки».

А где встречается еще одно, можно так сказать, заклинание: «Никого убивать не надо. Животных надо любить». /«Три охотника».

Герои Н. Носова, как и все дети, любят играть. Во что?
«Прихожу в комнату …. Батюшки! Все разворочено. Шкафы открыты, из комода ящики вытащены, белье на полу кучей, сундук вверх дном!» / Прятки.«Находчивость».

Часто рассказывают друг другу небылицы.
«Фантазеры»: пересказ или чтение по ролям.
Н. Носов писал с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями всегда какая-то умная, нужная мысль . / Нельзя обманывать вообще, извлекать пользу для себя.

Итог урока:

Что нового узнали про себя или для себя?

Нужны ли эти знания в жизни?

Литературное чтение 2 класс.

Тест по сказкам Н.Н.Носова («Затейники», «Живая шляпа», «На горке»),

1.Почему Валя и Петя называли себя «затейниками»?

А. Они всегда затеивали всякие сказки.

Б. Они всегда затеивали всякие игры.

В. Они всегда затеивали всякие концерты.

2. Какую сказку прочитали «Затейники» Валя и Петя?

А. Колобок.

Б. Волк и семеро козлят.

В.Три поросенка.

3.Кто схватил Петю за ногу?

В. Петя это сам придумал, чтобы напугать Валю.

4. Почему шляпа оказалась «живая»?

А. Потому что кот Васька забрался под нее.

Б. Это же сказка - вот и живая.

В. Шляпу кто-то дергал за веревочку.

5. Каким предметом Вадик и Володя не защищались от шляпы?

А. Лыжной палкой.

Б. Кочергой

В. Коньками.

6.В какой квартире жил Котька Чижов?

7.Почему Котька не смог забраться на горку?

А. Он был на коньках.

Б Горка была скользкая.

В. На горке не было ступенек.

8.Котька испортил горку?

А. Сломал ее.

Б. Засыпал песком.

В. Засыпал снегом.

9.В какой сказки использовали одеяло?

А.Затейники.

Б.Живая шляпа.

В. На горке.

Ключ к тесту.

Мишичева Елена Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ №2
Населённый пункт: Щёлковский муниципальный район Московской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Литературная игра - викторина по произведениям Н. Носова
Дата публикации: 09.06.2016
Раздел: начальное образование

Литературная игра - викторина по произведениям Н. Носова
«Мишкина каша» «Живая шляпа» «Заплатка» «На горке» «Огурцы» «Фантазёры»
Цель:
привлечение учащихся к книге и чтению как важным фактором сохранения и развития отечественной культуры, а также развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного произведения.
Задачи:
 расширять читательский кругозор детей;  совершенствовать диалогическую речь, закреплять умение отвечать на поставленные вопросы взрослого;  развивать умение детей работать в команде слаженно, умение подчинять личные интересы интересам коллектива;  воспитывать культуру речевого общения;  прививать интерес к книге. воспитывать бережное отношение к книгам.
Ход игры:

Слайд 1
– Добрый день, дорогие мальчики и девочки и все, кто пришёл к нам. Мы рады видеть вас. На викторину пришли команды из пяти классов. Поприветствуем друг друга аплодисментами. Команды покажут нам свои знания и умения, веселье и находчивость. Оценивать работу будут члены жюри.
Слайд 2
– Ребята, а вы когда- нибудь океан пробовали переплывать? А акула, случайно, голову вам не откусывала? Ну, хоть на Луне – то вы, надеюсь, были? Нет? Так вы просто не фантазёры! Обратите внимание на выставку. Это книги Николая Николаевича Носова. Пред Носовым снимите шляпу, Ведь это сам Незнайкин папа! И кстати, весёлых рассказов немало, К тому же, ещё для ребят написал он! Люблю я Носова давно. За что? Читать его смешно! Его герои озорные, Весёлые и очень уж смешные.

Слайд 3
Носов – детских книг творец. Ну, какой он молодец Сколько книг смешных, чудесных Написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел. Любимых книг прекрасные страницы Пусть оживут!
Слайд 4
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Он - автор знаменитого Незнайки, а зовут его Николай Николаевич Носов.
Слайд 5
Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Он хотел знать все обо всем. Старательно учился и всем интересовался. Н. Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына.
Слайд 6
И первый рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка». Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером. Книги Носова с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. ПРАВИЛА ДРУЖНОЙ РАБОТЫ:  работать сообща;
 уметь выслушать друг друга;  слушать других не перебивая, внимательно;  уметь распределять обязанности между членами команды;  уметь договориться и помочь друг другу;  за нарушение дисциплины жюри снимает балл. Второй конкурс называется «Потеряшки». (СЛАЙД 10)
Слайд 7, (проверка ответов 8)

КОНКУРС «РАЗМИНКА».
Условия игры: по опорным словам назвать произведение Н.Носова. За каждый верный ответ1 балл. Скамейка, варенье, Африка, море. («Фантазёры») Ведро, кружка, самовар, пескари. («Мишкина каша») Шляпа, котенок, картошка, диван. («Живая шляпа») Штаны, мама, забор. («Заплатка») Рыбалка, дедушка сторож, ружьё. («Огурцы») Лопата, коньки, ступеньки. («На горке»)
Слайд 9, 10, 11

КОНКУРС

«БЮРО НАХОДОК».
На слайдах предметы, упомянутые в рассказах Н. Носова. Они потерялись и не могут найти свой рассказ. Давайте поможем им. Рассмотрите предметы и скажите, как называются рассказы Носова, из которых они пришли. Верный ответ 1 балла.
Картофель
(«Живая шляпа»)
Кастрюля
(«Мишкина каша»)
Огурцы
(«Огурцы»)
Нитки с иголкой
(«Заплатка»)
Лопата, песок
(«На горке»)
Скамейка
(«Фантазёры»)
Слайд 12, (проверка ответов 13)

КОНКУРС

«ЭПИЗОД»

За каждый верный ответ1 балл.  Назовите произведение и его героев?
1.
«Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород….» («Огурцы» – Павлик и Котька.)
2.
«Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье». («Фантазеры» – Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)
3.
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее» («На горке» – Котька Чижов)
4.
«Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату» («Живая шляпа» – Котенок Васька, Вовка, Вадик)
5.
«Сумел порвать, сумей и зашить» («Заплатка» – Бобка)
Слайд 15, 16, 17, (проверка ответов 18, 19, 20)

КОНКУРС «ЧТО ЛИШНЕЕ»
За каждый верный ответ1 балл. Необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.
1.
Рыба, удочка, огурцы, помидор. («Огурцы»)
2.
Шляпа, картофель, лыжная палка, собака. («Живая шляпа»)
3.
Брюки, иголка, нитки, швейная машинка. («Заплатка»)
Слайд 21 (проверка ответов 22, 23)

5. КОНКУРС

«ЭРУДИТ»
За каждый верный ответ1 балл.
1.
Назовите имя и отчество Носова (Николай Николаевич)
2.
Где родился Носов? (Киев)
3.
В каком журнале Н. Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка»)
4.
Как звали котёнка в рассказе «Живая шляпа»? (Васька)
5.
Назовите предметы, которыми герои рассказа «Мишкина каша» доставали воду из колодца. (Ведро, чайник, кружка)

6.
Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняют небылицы? («Фантазёры»)
7.
На чём Стасик летал нам Луну в рассказе «Фантазёры»? (На ракете)
8.
Как называлась рыба, которую зажарил Мишка на сковороде в рассказе «Мишкина каша»? (пескарь)
6. КОНКУРС

«УЗНАЙ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ»
На экране высвечивается иллюстрация из рассказа Н. Носова. Надо назвать произведение. Заканчивается наша конкурсная программа. Думаю, что вам понравился тот удивительный мир рассказов, созданных Н. Носовым. «Все герои Николая Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру», так сказал С. В. Михалков. Надеюсь, что любовь и интерес к произведениям Н. Носова у вас только начались.
Подведение итогов.
Попросим жюри огласить результаты конкурса. Благодарим всех, кто принимал участие в литературной викторине. Советую всем Носова Скорее прочитать, Чтоб добрыми, весёлыми И умными вам стать! Итоговое количество баллов
РАЗМИНКА

БЮРО

НАХОДОК

ЭТИЗОД

ЛИШНЕЕ

ЭРУДИТ

УЗНАЙ ПО

ИЛЛЮСТРАЦ