Единое экономическое пространство Российской Федерации. Формирование единого экономического пространства Еэп цель создания


Белоруссия Белоруссия
Казахстан Казахстан
Россия Россия
Киргизия Киргизия

Еди́ное экономи́ческое простра́нство - общий рынок , созданный 1 января 2012 года . В общий рынок входят Белоруссия , Казахстан и Россия , которые ранее, 1 июля 2010 года , создали таможенный союз .

ЕЭП представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, целью которой является либерализация внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Задачей ЕЭП является обеспечение так называемых «четырёх свобод» между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и пр. .

Государства-члены

17 базовых соглашений

  1. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции - Определяет общие подходы к антимонопольному регулированию, вводит конкретные нормы, ограничивающие возможность государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.
  2. Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства - Устанавливает правила предоставления государственной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции. Предельный уровень поддержки не может превышать 10 % валовой стоимости сельскохозяйственной продукции.
  3. Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий - Устанавливает единые правила предоставления субсидий в отношении промышленных товаров.
  4. Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики - Устанавливает принципы доступа перевозчиков стран Таможенного союза к услугам инфраструктуры, в том числе принципы равенства требований к перевозчикам и единой тарифной политике. Исключительные тарифы на услуги железнодорожного транспорта как мера субсидирования конкретного товаропроизводителя могут применяться только в случае невозможности осуществления поддержки в иной форме.
  5. Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства - Предоставляет национальный режим и режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле услугами при условии сохранения отдельных изъятий.
  6. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности - Предусматривает введение в странах ЕЭП национального режима в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, создание единой международно-договорной базы, в основу которой был взят перечень международных соглашений в сфере интеллектуальной собственности, участницей которых является Россия.
  7. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации - Предусматривает проведение согласованной политики по обеспечению обращения продукции, соответствующей техническим регламентам Таможенного союза. Единая политика обеспечивается, в частности, Единым перечнем продукции, к которой применяются технические требования. При этом не допускается установление в национальном законодательстве государств- членов ЕЭП обязательных требований в отношении продукции, не включённой в Единый перечень. Право утверждать технические регламенты передано Комиссии.
  8. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках - Устанавливает национальный режим и режим наибольшего благоприятствования для поставщиков стран Таможенного союза при государственных и муниципальных закупках, а также устанавливает принципы транспарентной организации и проведения закупок.
  9. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей - Предусматривает снятие ограничений в части допуска граждан на рынок труда стран-участников ЕЭК, отмену квотирования, отмену обязательных разрешений на работу трудовым мигрантам, более либеральный порядок миграционного учёта.
  10. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств - Соглашение определяет общие направления противодействия нелегальной трудовой миграции.
  11. Соглашение о согласованной макроэкономической политике - Предусматривает введение странами-участниками ЕЭП с 1 января 2013 года количественных макроэкономических параметров, в том числе предельных значений годового дефицита государственного бюджета, государственного долга и уровня инфляции.
  12. Соглашение о согласованных принципах валютной политики - Является «дорожной картой», определяющей направления дальнейшей гармонизации валютного законодательства. В частности, предусматривает постепенное устранение ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов в банках государств ЕЭП, унификацию порядка ввоза и вывоза наличных денежных средств в рамках ЕЭП, гармонизацию требований по репатриации валютной выручки.
  13. Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала - Предусматривает организацию обмена информацией между уполномоченными органами сторон в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования. До 31 декабря 2013 года предусматривает гармонизацию законодательства сторон в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования с учётом международных правил и стандартов.
  14. Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий - Определяет общие правовые подходы к регулированию деятельности субъектов естественных монополий с целью создания правовых основ для формирования единых принципов и общих правил регулирования деятельности естественных монополий.
  15. Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики - Предусматривает принцип обеспечения доступа к энергосистемам сопредельных стран-участников ЕЭП. Доступ предоставляется в пределах технических возможностей при условии обеспечения приоритета передачи энергии для удовлетворения внутренних потребностей стран. Соглашение также формулирует другие принципы межгосударственной передачи электрической энергии между странами-участниками ЕЭП, включая основы ценообразования и тарифной политики.
  16. Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики - Предусматривает принцип взаимного обеспечения доступа к газотранспортным системам стран-участников ЕЭП после выполнения комплекса мер, в том числе после перехода на равнодоходные цены на газ. Доступ к газотранспортным системам предоставляется в пределах технических возможностей, с учётом согласованного сторонами индикативного баланса и на основании заключённых хозяйствующими субъектами гражданских договоров. Условия доступа, включая тарифы на транспортировку газа, для хозяйствующих субъектов сторон будут равными по сравнению с хозяйствующими субъектами, не являющимися собственниками газотранспортной системы.
  17. Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - Предусматривает неприменение государствами-членами ЕЭП во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин в отношении нефти и нефтепродуктов. При этом порядок уплаты таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при вывозе с единой таможенной территории Таможенного союза определяется отдельными двусторонними соглашениями стран-участников. Соглашение также определяет условия доступа к услугам по транспортировке нефти, предусматривает унификацию норм и стандартов на нефть, информационный обмен сведениями о добыче, импорте, экспорте и внутреннем потреблении нефти.

Руководящие органы

После подписания 18 ноября 2011 года лидерами России, Белоруссии и Казахстана декларации о Евразийской интеграции, была создана Евразийская экономическая комиссия , контролирующая около 170 функций экономического союза.

ЕЭК состоит из совета и коллегии, в совет войдёт по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии - по три представителя каждой стороны. Также ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органов. Полномочия ведомства будут существенно расширены, а численность увеличится со 150 до 1200 международных служащих.

История создания ЕЭП

Концепция Единого экономического пространства

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров , услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов , формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых , компенсационных, специальных защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий .
  • ЕЭП формируется постепенно, путём повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства

С целью оптимизации экономического сотрудничества, как заявили руководители Украины,. России,. Казахстана и. Беларуси, появилась необходимость создания. Единого экономического пространства (23 февраля 2003 p), первой ступенькой ю которого предполагается свободная экономическая зона. Для реализации проекта дальнейшего развития. ЕЭП была создана. Группа высокого уровня (ГВУ), состоящий из вице-премьеров правительств стран-участниц, министров ключевых министерств и их заместителей. На очередном заседании. Группы высокого уровня по формированию. Единого экономического пространства 25 июля 2003 г (Москва) участники обсудили ход выполнения интеграционных ийнои карты, которая, в частности, предусматривает необходимость заключения между государствами соглашений и договоров. Обсуждался вопрос о пунктах контроля макроэкономическими и институциональными показателями в странах формирующих. Единое экономическое пространство. Работа по созданию. ЕЭП находится под постоянным контролем российской сторонторони.

Основной целью будущей интеграции в рамках. ЕЭП, как предполагалось, должно было стать достижение. Россией,. Беларусью, Украиной и. Казахстаном так называемых четырех свобод (по примеру. Европейского. Союза): свободных ьного перемещения товаров, свободного перемещения капиталов, свободного перемещения трудовых ресурсов и услуг, проведения унификации ставок таможенного тарифа. Достижение этих параметров станет основой для обра ние зоны свободной торговли. Для первого этапа интеграции, по убеждению сторон, есть все предпосылки. Россия,. Беларусь, Украина и. Казахстан вместе обеспечивают до 94% общего. ВВП стран. СНГ и 88% ихньог в товарооборота высокий товарооборот происходит между. Россией и Украиной: 2002 г он составлял 12 млрд долларов, в 2004 г - 17,6 млрд долларов, между. Россией и. Беларусью - 9896000000 долларов, а между. Россией и. Ка захстан - 4,36 млрд долларовд. доларів.

По убеждению российских руководителей, конечным этапом экономического сотрудничества будет введении на территории. ЕЭП единой валюты - российского рубля, что означает окончательное присоединение Украины к просто ору стратегического влияния. Российской. Федерации в сентябре 2004 г в казахстанской столице. Астане был проведен саммит стран. СНГ, где рассматривались вопросы. Единого экономического пространства. Главы государств приня ли два документа:"Решение"и"Заявление", в которых говорилось о будущем стран-участниц нового образования. Инерционные тенденции сказывались, но. Россия интенсивно продвигала проект до его конечной цели. Перев и шаг к созданию. ЕЭП было сделано 20 апреля 2004 p, когда украинский парламент окончательно ратифицировал соглашение о создании. ЕЭП в пакете с другими стратегическими соглашениями с. Россией (в том числе о уста становления сухопутной границылення сухопутного кордону).

Каждую из сторон-участниц проект. ЕЭП чем-то привлекает. Для. России важнейшим является свобода перемещения капитала: крупный российский бизнес осваивает пространство. СНГ, где и экономическую среду знакомо, и предпр приятия стоят не более четверти своей настоящей цены (это связано с тотальной недооценкой компаний стран. СНГ из-за их низкой капитализации). Особенно заметно крупные российские корпорации проявляют себя в Украине ("Русал"владеет. Николаевским глиноземным заводом,. АвтоВАЗ контролирует. Запорожский алюминиевый комбинат и. Луцкий автозавод и др.). В. Казахстане российский капитал представлен"Газпроме м","Рос-нефтью", PAT. ЕЭС. России и другими компаниями. Казахстан заинтересован в плотной интеграции учитывая крепкий взаимосвязь с рынком. Содружества: 70% экспортируемых казахстанских товаров потра пляе в страны. СНГ. Для Украины выгодно беспошлинный режим с участниками. ЕЭП, особенно с. Россией. Однако. Россия ограничивает поставки украинских труб, арматуры, оцинкованного проката, крахмала и сахара, повышает цены на энергоносители, а Украина квотирует импорт российских автомобилей, цемента, удобрений и др.. Известно, что 80% товаров и услуг, которые вывозятся из Украины, можно бессрочно сбывать только на рынке. СНГ. Би лорусь довольно тесно сотрудничает с. Россией, но нерыночная экономика республики, бесспорно, создавать препятствия для успешной реализации проекта. ЕЕоди для успішної реалізації проекту ЄЕП.

Очевидно, что теоретически создан. ЕЭП должно быть выгодным для всех четырех государств в условиях паритетности их участия в этом формировании. Это обусловлено тем, что в ближайшее время членам. ЕЭП придется испытать бы многих неудобств, в частности противостояния российскому капиталу, дешевым конкурентоспособным товарам российского производства, неурегулированности позиций национальных естественных монополий, перспективу введении российского рубля в качестве единой валюты, а также необходимости внесения значительных поправок в законодательство стран-участниц. ЕЭП. При таких условиях особенно важно для каждой страны сохранить национальное вы робництво. Ведь известно, что агрессивный крупный капитал часто просто покупает конкурента с целью его устраненияння.

Заинтересованность российской стороны в привлечении Украины к. ЕЭП косвенно подтверждена руководством. России, которое перед ратификацией. Соглашения по созданию. ЕЭП выразило готовность сделать определенные уступки ки в снижении цены на нефть для Украины и приближении ее к уровню внутрироссийских эти.

Вполне возможно, что следующим шагом участников. ЕЭП может стать объединение проектов в рамках. ЕврАзЭС с зоной свободной торговли. ЕЭП. Используя благоприятную политическую конъюнктуру, Украина имеет возможность решить вопрос реализации выгодного для себя сценария формирования свободной экономической зоны в рамках проекта. Одним из конкретных достижений. ЕЭП стала консенсусная договоренность о создании транснацион альной ракетно-космической корпорации Украины предложила ввести в состав корпорации. Днепропетровское конструкторское бюро"Южное"им. М. К. Янгеля и. ПО"Южмаш";. Казахстан - предоставить космодром. Байк. Онур, а. Беларусь - свои возможности в области оптики. Россия пригласила украинских специалистов совместно работать над созданием модифицированного лабораторного модуля для. Международной космической станции на ба с блока. ФГБ-2 (Центр им. М. В. Хруничева), а также к разработке многоразового пилотируемого космического корабля"Клиппер"- проекта ракетно-космической корпорации"Энергия"им. С. П. Королева. Хотя переговоры были сложными (конкуренция между сторонами относительно использования ракет-носителей, выбора ракетно-космических комплексов, расчетов за использование космодрома. Байконур и др.), однако названа корпорация - реальное задачи, реализация которого может вывести ведущие страны. СНГ на мировой космический риноивести провідні країни. СНД на світовий космічний ринок.

24 января 2005 г во время пребывания в. Москве. Президент Украины. В. Ющенко заявил о том, что Украина не отказывается от. ЕЭП, но в продвижении любых проектов руководствоваться национальными интересами. Принципы. ЕЭП не должны блокировать путь Украины к овладению других рынков время Украина достаточно активно сотрудничает в формате. ЕЭП"С 1", а по отдельным соглашениям, имеющих для украинской экономики в собливий интерес, работа происходит в формате"четырех"Украинская сторона согласовала пакет из 20 различных соглашений. ЕЭП. Это и упрощение передвижения, и унификация определенных норм относительно экономического сотрудничеств а с членами. ЕЭП т.д.. Достигнуты также договоренности о ликвидации изъятий из двусторонней торговли Украины и. России, реализовываться 2009 г. Таким образом Украина выбирает один вариант сотруд тва по. ЕЭП - создание зоны свободной торговли, что не будет препятствовать движению Украины в. Европейский. Союз и вступления в. ВТО. Об участии в. ЕЭП. Президент Украины поручил различным ведомствам проанализировать базовых ный пакет из 93 проектов международно-правовых документов по вопросам формирования. ЕЭП шодо их соответствия. Конституции Украины, нормам и принципам. ВТО, требованиям, вытекающим из интеграции Украины в. Европейской ского. Союза, и внести предложения относительно участия украинской стороны в указанных документаторони в зазначених документах.

Для Украины важно выработать критерии своего участия в проектах. СНГ, получить гарантии равных условий сотрудничества, приемлемых для всех участников сообщества, пытаться изменить в свою пользу или некоторые инни нормы в его рамках (такие, как право вето, право председательствующего т.п.). На государственном уровне специалисты и эксперты международного права, юристы, экономисты, учитывая современное состояние украинских е кономикы, разрабатывают четкую аргументацию, которая даст Украине обоснованные выводы о возможных последствиях ее участия в проектах. СНД.

Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:

    эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

    создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

    проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

    развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

    создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации. Единое экономическое пространство (ЕЭП) - проект экономической и политической интеграции трёх государств СНГ: России, Казахстана и Белоруссии. Условия развития и функционирования Единого экономического пространства обеспечивает и регулирует Евразийская экономическая комиссия.

История создания:

23 февраля 2003 года президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент Ющенко, - то новое руководство поставило во главу угла идею Евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». Украина настаивала, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», - заявил Терёхин. В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают. 9 декабря 2010 года Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства», - подчеркнул Лукашенко. 21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции:

    Декларация о Евразийской экономической интеграции

    Договор о Евразийской экономической комиссии

    Регламент работы Евразийской экономической комиссии. В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель - создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства:

    Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

    Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

    Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами

    ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики

    Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.

    Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.

    Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.

    Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Список использованной литературы:

http://www.evrazes.com-Евразийское экономическое сообщество

http://www.economy.gov.ru- Министерство экономического развития Российской Федерации

    - (ЕЭП) проект экономической, а впоследствии, возможно, и политической интеграции четырёх государств СНГ России, Белоруссии, Казахстана и Украины. Президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины заявили о намерении сформировать Единое… … Википедия

    См. Пространство единое экономическое Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Согласованная экономическая политика нескольких государств, основанная на многосторонних договорных отношениях и распространяющаяся на территории этих государств. По английски: United economic area См. также: Государственная экономическая… … Финансовый словарь

    - (ЕЭП) экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В пределах этой зоны достигается высокая степень единства и согласованности их экономических действий, используется единая валюта, вводятся… … Экономический словарь

    Юридическая энциклопедия

    Единое экономическое пространство - 1) Единое экономическое пространство пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует… … Официальная терминология

    - (ЕЭП) экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В пределах этой зоны достигается высокая степень единства и согласованность их экономических действий, используется единая валюта, вводятся… … Энциклопедический словарь экономики и права

    ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО - – территория нескольких государств, которые в соответствии с многосторонним договором осуществляют у себя единую экономическую политику и образуют экономический союз. Проведение единой экономической политики предполагает: 1) совместную разработку … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    единое экономическое пространство - (ЕЭП) экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В пределах этой зоны достигается высокая степень единства и согласованность их экономических действий, используется единая валюта, вводятся… … Словарь экономических терминов

    Единое экономическое пространство (ЕЭП) - Основными целями формирования Единого экономического пространства являются: - эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда; - создание условий стабильного развития структурной перестройки… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • , П. Мысливский,Екатерина Дьяченко,Татьяна Нешатаева. От Евразийского экономического сообщества через Таможенный союз и Единое экономическое пространство евразийская интеграция преодолела несколько этапов на путик наднациональному образованию -…
  • Евразийская интеграция. Роль Суда , . От Евразийского экономического сообщества через Таможенный союз и Единое экономическое пространство евразийская интеграция преодолела несколько этапов на путик наднациональному образованию -…

Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза подписан 6 октября 2007 года в Душанбе президентами России, Белоруссии и Казахстана - государствами-членами международной экономической организации Евразийское экономическое сообщество /ЕврАзЭС/. В ЕврАзЭС также входят Киргизия и Таджикистан. Армения является наблюдателем при сообществе с 2003 года.

Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз.

Единым постоянно действующим регулирующим наднациональным органом Таможенного союза и Единого экономического пространства с января 2012 года является Евразийская экономическая комиссия, договор о создании которой был подписан 18 ноября 2011 года. ЕЭК заменила собой ранее действовавшую Комиссию Таможенного союза. Вышестоящий орган ТС и ЕЭП - Высший Евразийский экономический совет /ранее - Высший орган ТС/ на уровне глав государств и правительств.

ТС формально начал свою работу с 1 января 2010 года, когда вступил в силу Единый таможенный тариф, предусматривающий одинаковые для трех стран ставки ввозных пошлин. С июля 2010 года на территории трех государств начал действовать единый Таможенный кодекс /Россия и Казахстан - с 1 июля; Белоруссия - с 6 июля/. С 1 июля 2011 года весь таможенный контроль вынесен с внутренних границ стран-участниц ТС на внешний контур союза. На внутренних границах сохранен лишь пограничный и миграционный контроль.

Объем взаимной торговли государств "тройки" только за первый год работы союза /2010-й/ составил 88,4 млрд долларов, увеличившись на 21% по сравнению с 2009-м годом. В 2011 году объем взаимной торговли составил 75 млрд долларов., объем внешней торговли стран ТС с третьими странами достиг 913 млрд долларов. Объем взаимной торговли между странами ТС в 2012 году составил 68,6 млрд долларов, объем внешней торговли с третьими странами - 939,3 млрд долларов. Объем взаимной торговли в первом квартале 2013 года составил 15 млрд долларов. Снижение было обусловлено сокращением поставок нефтепродуктов из РФ в Белоруссию, без учета этого фактора объем взаимной торговли увеличился на 1,3%. Внешняя торговля в первом квартале 2013 года составила 216,8 млрд долларов. Основными покупателями экспортируемых государствами- членами ТС товаров являются страны Европейского союза. По прогнозам, к 2015 году совокупный ВВП трех стран увеличится на 400 млрд долларов.

27 ноября 2009 года на встрече в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли решение о переходе к более глубокой форме экономической интеграции - Единому экономическому пространству /ЕЭП/, где действуют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении единых правовых норм. ЕЭП предусматривает устранение барьеров во взаимной торговле, создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, согласованную валютную политику.

Формирование договорно-правовой базы ЕЭП было завершено в короткие сроки - уже к 9 декабря 2010 года был подписан пакет из 17 базовых соглашений. Эти документы вступили в силу 1 января 2012 года, что послужило началом функционирования Единого экономического пространства. В дальнейшем, до 2015 года, необходимо подписать еще 13 международных договоров и 42 других документа для полноформатного функционирования ЕЭП.

Следующим этапом интеграции на евразийском пространстве должно стать создание Евразийского экономического союза. Об этом было заявлено в Декларации о формировании ЕЭП от 9 декабря 2010 года и Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года, принятыми президентами трех стран. В Декларации о Евразийской экономической интеграции в качестве конечной цели интеграции провозглашено создание Евразийского экономического союза, который придет на смену Евразийскому экономическому сообществу. Договор о создании Евразийского экономического союза должен быть подписан к 1 мая 2014 года, с тем, чтобы ЕЭС начал функционировать на пространстве Таможенного союза к 1 января 2015 года.

29 мая 2013 года в Астане на заседании Высшего Евразийского экономического совета ТС и ЕЭП президенты "тройки" подписали Меморандум о расширении взаимодействия с Киргизией и Украиной. 31 мая в Минске в рамках Форума деловых людей государств-участников ЕЭП подписан Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Украиной. Меморандум позволит представителям Украины участвовать в деятельности всех структур ТС и ЕЭП, включая заседания Высшего Евразийского экономического совета, Евразийской экономической комиссии без права голоса, а также иметь доступ ко всей информации ТС и ЕЭП. Кроме того, в Минске 31 мая подписан Меморандум о стремлении Киргизии вступить в Таможенный союз. Одновременно Киргизия и Украина обратились с просьбой о предоставлении статуса наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, который должен начать свою работу в 2015 году. Статус наблюдателя в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве не предусмотрен.