Литературный час по сказкам Евгения Шварца провели в библиотеке-филиале N6. Жил-был сказочник (к юбилею Е.Шварца) Разработки для детей к юбилею е шварца

Как странно, что Евгений Шварц жил в XX веке. Казалось, он мог приятельствовать с Андерсеном или братьями Гримм. А он выбрал для себя время, когда особенно боялись сказок…

Евгений Львович Шварц - русский советский прозаик, драматург, поэт, журналист, сценарист. Знаменитый и всеми любимый сказочник, покоривший в том числе и взрослых читателей. Автор более двадцати пьес, а также сценариев к кинофильмам. Мыслитель, сумевший в своих пьесах передать трагичность переживаемого времени и одновременно веривший в неизбежность торжества добра.

Читать в библиотеке ЛитРес*

Биография Евгения Шварца

В начале жизни

Родился будущий писатель 9 (21) октября 1896 г. в Казани в семье православного еврея-врача Льва Шварца и Марии Шелковой, которая работала акушеркой. Оба родителя происходили из зажиточных и интеллигентных семей. Жизни в Казани маленький Женя не запомнил, в раннем детстве он часто вместе с родителями переезжал из одного города в другой, окончательно обосновавшись в Майкопе. Там и прошло детство будущего сказочника. Эти переезды можно смело считать своеобразными ссылками его отца, который часто обвинялся в революционной деятельности и подвергался гонениям.

Молодость Евгения Шварца

После окончания майкопского реального училища в 1914 г. Евгений Шварц уехал в Москву, где стал студентом юридического факультета Московского университета. Впрочем, диплом юриста Шварц не получил - уже через пару лет учебы он понял, что выбрал не тот путь. Постепенно он пришел к осознанию иного своего призвания. Его заворожил театр.

В 1917 г. Евгений Шварц был призван в армию. После Октябрьского переворота он поступил в Добровольческую армию Л. Корнилова. Во время одного из штурмов прапорщик Шварц получил контузию, от которой страдал всю последующую жизнь.

После травмы Евгений был демобилизован. Он поступил в университет в Ростове-на-Дону и твердо решил связать свое будущее с творчеством. Начал играть в театрах-студиях - сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 г. в Петрограде, в «Театральной мастерской». Критики весьма благосклонно отзывались об актерской игре молодого Евгения Шварца и пророчили ему блестящее будущее в театре. Однако после двух лет актерства Евгений оставил сцену, не увидев в своих попытках особенного успеха.

Литературное творчество
Первые шаги в литературе

Начав с должности секретаря у Корнея Чуковского, Шварц влился в литературную среду Петрограда, начал сотрудничество с детскими журналами, подружился с членами литературной группы «Серапионовы братья», привлеченный их экспериментаторством, часто бывал на их заседаниях, участвовал в дискуссиях, но в «братство» так и не вступил. Как и многие обэриуты, писал детские рассказы и стихи для журналов «Чиж» и «Еж», издавал детские книги. Возможно, именно это общение и подвигло Шварца на активную писательскую деятельность. Сначала это были сатирические стихи и фельетоны в газете «Кочегарка», потом в тандеме с М. Слонимским - собственный журнал «Забой». В 1925 г. вышел в свет первый сборник стихотворений Шварца «Рассказ старой балалайки», имевший определенный успех у читателей и критики. Затем были написаны детская сказка для театра «Ундервуд» и пьеса «Клад». Вспоминая общественную обстановку тех лет, Шварц писал: «Противники антропоморфизма сказки утверждали, что и без сказок ребенок с трудом постигает мир. Им удалось захватить ключевые позиции в педагогике. Вся детская литература была взята под подозрение…». В такой атмосфере рождалась драматургия Шварца.

В 1934 г. режиссер Н. Акимов уговорил драматурга попробовать свои силы в комедийной драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса «Похождения Гогенштауфена» - сатирическое произведение со сказочными элементами, в котором борьба добрых и злых сил происходила в реалистически описанном советском учреждении.

По сюжетам знаменитых сказок

Свое истинное и неповторимое лицо драматурга-сказочника Шварц обрел, когда начал писать пьесы по известным сюжетам сказок Ганса Христиана Андерсена и Шарля Перро: «Снежная королева», «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка» и другие. Герои его обновленных сказок, живые, непосредственные, смешные, запросто вписываются в детские представления о жизни, согласуются с их небогатым опытом человеческих взаимоотношений. Незаметно он изменил сказочные штампы, сделав быт, поступки и слова героев близкими, понятными, будто и не сказочными вовсе. Кроме всего прочего, все это выглядело очень забавно, остроумно, с едва уловимым подтекстом. Актриса Елена Проклова: «В это тяжелое время он в сердце хранил добро и передавал его другим людям. Для меня Герда была далекой, когда ее читала у Андерсена, и стала близкой, когда я ее играла у Шварца». Дети хохочут над смешными проблемами его сказок, а взрослые могут уловить в них и более глубокий смысл. Знаменитая трилогия «Голый король», «Тень» и «Дракон» написана тоже по мотивам сказок Андерсена. Многие усматривают в ней реакцию на появление фашизма, хотя, возможно, это было очередное переложение сюжетов известных сказок. Одно не вызывает сомнения: эти пьесы стали своевременным антидиктаторским откликом на мировую проблему. Пьеса «Тень» была снята с репертуара сразу после премьеры, так как в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире.

Великая Отечественная война

В начале Великой Отечественной войны Шварц в соавторстве с Зощенко написал гротескную антифашистскую пьесу «Под липами Берлина», поставленную в 1941 г. в ленинградском театре комедии. Евгений Шварц пережил наиболее тяжелые месяцы ленинградской блокады. За годы войны он создал несколько лирических пьес, в том числе «Одна ночь» - о защитниках блокадного Ленинграда; «Далекий край» - об эвакуированных детях. Из блокадного Ленинграда Шварц был эвакуирован в Киров (Вятку) и Сталинабад (Душанбе). Работал над пьесой «Дракон», которая была поставлена уже после войны. Спектакль был снят с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962 г. Ознакомившись с режиссерской экспозицией «Дракона», сделанной Акимовым, Шварц высказал в письме постановщику один из главных принципов своей драматургии: «Чудеса придуманы прекрасно. Но в самом обилии их есть оттенок недоверия к пьесе... Если чудо вытекает из того, что сказано в пьесе, - оно работает на пьесу. Если же чудо хоть на миг вызывает недоумение, требует дополнительного объяснения, - зритель будет отвлечен от весьма важных событий. Развлечен, но отвлечен».

Послевоенные годы

После войны общественное положение драматурга было нелегким. Об этом свидетельствует его Автобиография, написанная в 1949 г., изданная только в 1982 г. в Париже. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. За возвращение их на сцену выступила в 1954 г. Ольга Берггольц, назвав Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 г. был издан первый сборник его пьес, по ним снова начали ставить спектакли - и в СССР, и за рубежом.

В этот период его драматургия обогатилась новыми мотивами, в ней усилились лирический элемент, внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека. Эти тенденции нашли воплощение в его новых пьесах, в том числе в пьесе «Обыкновенное чудо» (1956), которая стала, по мнению критиков, самым сильным, самым блистательным произведением Шварца. Он писал пьесу долго и мучительно, изменял названия, переделывал диалоги, добиваясь их глубины и афористичности. Театры на этом спектакле имели аншлаги и неизменный успех. Потому что пьеса - о вечных человеческих ценностях, о справедливых законах, согласно которым добро торжествует, а зло уничтожается.

В 1955-1956 гг. Шварц вел дневниковые записи, ставшие основой его «Телефонной книжки» - уникальной формы мемуаров, изобретенной им самим. Телефонная книжка (впервые полностью опубликована в 1997 г.) - это миниатюрные портреты современников, с которыми сводила Шварца творческая судьба, а также меткие характеристики всевозможных советских учреждений - творческих союзов, издательств, театров, вокзалов и прочего... Цель ведения «Телефонной книжки» Шварц определил в ней же самой: «Я пишу о живых людях, которых рассматриваю по мере сил подробно и точно, словно явление природы. Мне страшно с недавних пор, что люди сложнейшего времени, под его давлением принимавшие или не принимавшие сложнейшие формы, менявшиеся незаметно для себя или упорно не замечавшие перемен вокруг - исчезнут...»

Главной его работой в последние годы жизни стал сценарий «Дон Кихот». По этому сценарию был поставлен отличный фильм, снимавшийся в окрестностях Коктебеля. Он получил всемирное признание…

Евгений Львович Шварц был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1956), а также медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

О творчестве писателя

Представить себе полное собрание сочинений писателя невозможно. Пьесы-сказки Шварца, конечно, знают все. Но они - разве что сотая часть, созданного им. «Пишу все, кроме стихов и доносов», - говорил Чехов, любимый писатель Шварца. Шварц сделал исключение только для доносов.

Евгений Шварц был писатель, очень поздно «себя нашедший». Первые десять лет его жизни в литературе заполнены пробами, попытками, мечтами, домашними стишками, редакционной работой. Это была еще не литературная, а прилитературная жизнь - время поисков себя, поисков своего пути в литературу. О том, что путь этот лежит через театр, он долго не догадывался. Он шел ощупью, он искал, почти не пытаясь печататься. После продолжительных поисков нашел свое место в театре, в драматургии. Работу драматурга Шварц начал со сказок для детского театра. Потом он стал писать пьесы для взрослых, но его пьесы для взрослых - тоже сказки. Он выражал условным языком сказок свои мысли о действительности. Шварц тяготел к сказке потому, что чувствовал сказочность реальности, и чувство это не покидало его на протяжении всей жизни.

К собственным пьесам Шварц относился без всякого придыхания. В пятьдесят лет уверял друзей, что только еще созревает для настоящей литературы. В ответ на похвалы его юмору и стилю признавался, что писать пока учится. А лучшим своим сочинением Шварц считал не «Тень» или «Дракона», хотя и любил их, а драму «Одна ночь» - о том, как переживали блокаду самые обычные, простые ленинградцы. При жизни Шварца она так и не была поставлена: не хватало «героического начала», поэтому не понравилась театральным цензорам, и Шварц - никому не показывавший, как тяжел ему запрет любимой пьесы, - легкомысленно шутил с другом-завлитом: «Надо, наверное, пьесу про Ивана Грозного написать. Назову ее «Дядя Ваня»...

Легкомыслие спасало его всегда. Чего ему стоило это легкомыслие - он не рассказывал никогда, а возможно, не признавался и себе. У него была отличная защита своей внутренней жизни от посторонних взглядов - юмор.

Личная жизнь Евгения Шварца .

По воспоминаниям современников, лучшим доказательством того, что Шварц был хорошим человеком, было то, что его обожали женщины, дети и домашние животные. Как вспоминает один из его друзей, с животными он умел разговаривать.

А с детьми он умел играть, не давя и не унижая их, просто был с ними равным...

Что касается женщин, то они, и правда, обожали Шварца. Никто не умел, как он, говорить комплименты и поднимать настроение. Сочинять дурашливые серенады и радовать неожиданными подарками…

Первой любовью Евгения Львовича была миниатюрная красавица-армянка Гаянэ Халайджиева, актриса того же театра в Ростове-на-Дону, в котором играл и Шварц. Он был безумно влюблен в красавицу, однако та не спешила давать ему согласие на брак. Шварц долго добивался его и добился благодаря своему экстравагантному поступку - в ноябре прыгнул в ледяной Дон на глазах у возлюбленной. Евгений и Гаянэ поженились, и в скором времени у них родилась дочь Наталья.

В 1927 г. в жизни Евгения случилась вторая любовь. На одном из литературных собраний Шварц познакомился с братом своего друга Вениамина Каверина Александром. Тот был с красавицей-женой Екатериной, которая с первого взгляда покорила сердце сказочника. Поначалу их роман был тайной, однако со временем Евгений и Екатерина нашли в себе силы признаться во всем своим половинкам, освободились от прежних браков и соединились. Они прожили душа в душу 30 лет - вплоть до самого последнего вздоха Шварца. Катерина Ивановна любила его всю жизнь и любила не за пьесы - и это Шварц, как ни странно, ценил особенно.

Последние годы жизни и кончина писателя

В 1956 г. в Ленинграде, в Доме Маяковского отпраздновали шестидесятилетие писателя. Актеры и литераторы говорили ему всякие приятности - как всегда на всех юбилеях. И как вспоминают присутствующие, Шварц был весел, оживлен, подвижен, очень приветлив со всеми, скромен и, кажется, доволен. Но вскоре после этого вечера ему стало плохо, и потом становилось все хуже и хуже.

Умер Евгений Шварц 15 января 1958 г. в Ленинграде от инфаркта на 62-м году жизни. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Земная жизнь сказочника окончилась, но сказка его жизни продолжается. Его сказки читают и смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны, и при этом по-настоящему человечны.

«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут, как будто они бессмертны, - смерть иной раз отступает от них», - написал Евгений Шварц в «Обыкновенном чуде». И действительно -воплощенная в его сказках любовь оказалась бесконечной!

Цитаты и афоризмы от Евгения Шварца

Давайте принимать жизнь такой, как она есть.

В каждом человеке есть что-то живое. Надо его за живое задеть - и все тут.

Умоляю вас, молчите. Вы так невинны, что можете сказать совершенно страшные вещи.

Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать.

Единственный способ избавиться от драконов - это иметь своего собственного.

Детей надо баловать - тогда из них вырастают настоящие разбойники.

Когда душили его жену, он стоял рядом и все время повторял: «Ну, потерпи, может, обойдется!»

Такая уж должность королевская, что характер от нее портится.

Лучшее украшение девушки - скромность и прозрачное платьице.

Когда теряешь одного из друзей, то остальным на время прощаешь все…

Ничему и никому не верить - это смерть. Все понимать - это тоже смерть. А безразличие - хуже смерти.

Каждая собака прыгает как безумная, когда ее спустишь с цепи, а потом сама бежит в конуру.

Люди не знают теневой стороны вещей, а именно в тени, в полумраке, в глубине и таится то, что придает остроту нашим чувствам.

Высказывания современников о Е. Шварце

Женя Шварц был задумчивый художник, с сердцем поэта, он слышал и видел больше, добрее, чем многие из нас. Он в те годы еще не был волшебником, он еще только «учился», но уже тогда мы видели и понимали, как красиво раскроется его талант.

Живое и тонкое остроумие, насмешливый ум сочетались в нем с добротой, мягкостью, человечностью и завоевывали всеобщую симпатию… Мы любили Женю не просто так, как обычно любят веселых, легких людей. Он хотел «поднять на художественную высоту культуру шутки», как говорил он сам, делая при этом важное, значительное лицо.

Ольга Форш, писатель

На первый взгляд это может показаться удивительным: ведь то, что делал Шварц, было так не похоже, так далеко от чеховских традиций. И, тем не менее, Чехов был его любимым писателем. По многу раз читал он и рассказы Чехова, и пьесы, и письма, и записные книжки… Чехов был для него, как, впрочем, и для многих из нас, образцом не только как художник, но и как человек.

Леонид Пантелеев, писатель

У пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они ни ставились, такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста. Когда Шварц написал свою сказку для детей «Два клена», оказалось, что взрослые тоже желают ее смотреть. Когда он сочинил для взрослых «Обыкновенное чудо» - выяснилось, что эту пьесу, имеющую большой успех на вечерних спектаклях, надо ставить и утром, потому что дети непременно хотят на нее попасть. Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло. В том, что его сказки - настоящие современные актуальные пьесы.

Николай Акимов, театральный режиссер

В перестройку решил вернуться к «Дракону», которого когда-то, еще в конце оттепели, поставил в студенческом театре МГУ. Это великая пьеса. Шварц своим памфлетом так глубоко вклинился в нацистское сознание, что оказался на сопредельной территории - большевистской, коммунистической… Он в своей пьесе прикоснулся, чуть ли не ко всем нашим (и не только нашим) болячкам и химерам. Когда долго живешь под драконом, меняется химия мозга, люди зомбированы на много лет вперед. А если посмотреть шире, то дракон - это не только тоталитаризм. У каждого общества есть свои драконы.

Марк Захаров, театральный режиссер

Чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить.

Илья Эренбург, писатель

Личность исключительная по иронии, уму, доброте и благородству.

Вениамин Каверин, писатель

Список пьес и киносценариев Евгения Шварца

1928 - Ундервуд, пьеса в 3 д.
1932 - Пустяки, пьеса для кукольного театра
1934 - Клад, пьеса в 3 д.
1934 - Голый король, сказка в 2 д.
1934 - Похождения Гогенштауфена, пьеса
1934 - Разбудите Леночку, киносценарий, в соавт. с Н. Олейниковым
1934 - Леночка и виноград, киносценарий, в соавт. с Н. Олейниковым
1936 - Красная шапочка, сказка в 3 д.
1938 - Доктор Айболит, киносценарий
1939 - Снежная королева, сказка в 4 д.
1939 - Кукольный город, пьеса для кукольного театра
1940 - Тень, сказка в 3 д.
1940 - Сказка о потерянном времени, сказка в 3 д.
1940 - Брат и сестра, пьеса
1941 - Наше гостеприимство, пьеса
1941 - Под липами Берлина, пьеса, в соавт. с М. Зощенко
1942 - Далекий край, пьеса
1943 - Одна ночь, пьеса в 3 д.
1944 - Дракон, пьеса в 3 д.
1945 - Золушка, киносценарий
1945 - Зимняя сказка, киносценарий
1946 - Сказка о храбром солдате, пьеса для кукольного театра
1947 - Первоклассница, киносценарий
1947 - Каин XVIII, киносценарий
1948 - Сто друзей, пьеса для кукольного театра
1953 - Два клена, пьеса в 3 д.
1953 - Марья искусница, киносценарий
1954 - Обыкновенное чудо, пьеса в 3 д.
1957 - Поветь о молодых супругах, она же - Первый год, пьеса в 3 д.
1957 - Дон-Кихот, киносценарий

Читайте в Публичке!

Шварц, Е. Л. Пьесы. Сказки. Киносценарии / Е. Л. Шварц; сост. Р. В. Грищенков. - Санкт-Петербург: Кристалл, 2001. - 575 с. : портр. - (Библиотека мировой литературы. Мастера прозы ХХ века). Место хр. КХ; Инв. К-529058

Экранизация произведений Евгения Шварца

Дон Кихот. Сцен. Е. Шварца. Реж. Г. Козинцев. Комп. К. Караев. СССР, 1957. В ролях: Н. Черкасов, Ю. Толубеев, С. Бирман, Г. Вицин, Б. Фрейндлих, Л. Вертинская, Г. Волчек и др.

Золушка. Сцен. Е. Шварца. Реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро. Комп. А. Спадавеккиа. СССР, 1947. В ролях: Я. Жеймо, А. Консовский, Э. Гарин, В. Меркурьев, Ф. Раневская, Е. Юнгер и др.

Каин XVIII . Сцен. Е. Шварца, Н. Эрдмана. Реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро. Комп. А. Спадавеккиа. СССР, 1963. В ролях: Э. Гарин, Л. Сухаревская, Ю. Любимов, М. Жаров, А. Демьяненко, Р. Зеленая, Б. Фрейндлих, М. Глузский, Г. Вицин, Б. Чирков и др.

Марья-искусница . По пьесе «Царь-Водокрут». Сцен. Е. Шварца. Реж. А. Роу. Комп. А. Волконский. СССР, 1959. В ролях: М. Кузнецов, Н. Мышкова, Витя Перевалов, А. Кубацкий, Г. Милляр и др.

Первоклассница . Реж. И. Фрэз. СССР, 1948. В ролях: Наташа Защипина, Т. Макарова и др.


Обыкновенное чудо.
Авт. сцен. и реж. Э. Гарин, Х. Локшина. Комп. Б. Чайковский, Л. Рапопорт. СССР, 1964. В ролях: Э. Гарин, А. Консовский, О. Видов, Г. Георгиу, В. Караваева, Е. Весник, Г. Милляр и др.

Обыкновенное чудо . Телефильм. В 2-х сер. Авт. сцен. и реж. М. Захаров. Комп. Г. Гладков. СССР, 1978. В ролях: О. Янковский, Е. Леонов, А. Миронов, И. Купченко, Е. Симонова, А. Абдулов, В. Ларионов, Ю. Соломин, Е. Васильева и др.

Сказка о потерянном времени . Реж. А. Птушко. Комп. И. Морозов. СССР, 1964. В ролях: О. Анофриев, Л. Шагалова, Р. Зеленая, С. Крамаров, С. Мартинсон, Г. Вицин, И. Мурзаева, В. Телегина и др.

Сказка о потерянном времени . Музыкально-кукольный фильм-спектакль. Реж. Д. Генденштейн. СССР, 1990.

Снежная королева . Сцен. Е. Шварца. Реж. Г. Казанский. Комп. Н. Симонян. СССР, 1966. В ролях: В. Никитенко, Лена Проклова, Слава Цюпа, Е. Мельникова, Е. Леонов, Н. Боярский, О. Викландт и др.

Тень. Реж. Н. Кошеверова. Комп. А. Эшпай. СССР, 1971. В ролях: О. Даль, М. Неелова, А. Вертинская, Л. Гурченко, А. Миронов, В. Этуш, З. Гердт, С. Филиппов, Г. Вицин и др.

Тень, или Может быть, все обойдется . Реж. М. Козаков. Комп. В. Дашкевич. СССР, 1991. В ролях: К.Райкин, М. Неелова, М. Дюжева, А. Лазарев, В. Невинный, С. Мишулин, Ю. Волынцев, М. Козаков и др.


Убить дракона
. Сцен. М. Захарова, Г. Горина. Реж. М. Захаров. Комп. Г. Гладков. СССР-ФРГ, 1988. В ролях: А. Абдулов, О. Янковский, Е. Леонов, В. Тихонов, А. Захарова А. Збруев, С. Фарада и др.

Читать в библиотеке ЛитРес*

* Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовлен В. Ильиной, библиографом ИБО



Час хорошей литературы

(сценарий мероприятия к юбилею Е.Шварца)

Оформление, оборудование: выставка одного автора « Готовый портрет. Евгений Шварц», компьютер, телевизор, видеоролик: «Жил-был сказочник»


Сценарий

Ведущий 1: Вы знаете, что 2016 год в России посвящен кинематографу. Но кинематограф невозможно представить без прекрасных экранизаций сказок Евгения Шварца! К тому же в октябре мы отмечали 120-летний юбилей писателя.

(видеоролик-презентация: «Жил-был сказочник»)

Имя Евгения Львовича Шварца окружено легендой. Легенда не врет, но и не говорит всей правды. Легенда проста – жизнь сложна, и в ней "все замечательно и великолепно перепутано". Вошел Шварц в литературу как детский писатель, в 20-е годы он работал в журнале "Еж и Чиж", а потом стал драматургом и инсценировал многие сказки. Поэтому знакомство с творчеством этого писателя для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов. Увидев, в детстве старый добрый фильм "Золушка" (он снят по сценарию Шварца), мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: "Я не волшебник, я только учусь". А в юности, как молитву, повторяем: “Всего только раз в жизни выпадает влюбленным день, когда им все удается". Это слова из другой удивительной сказки Шварца "Обыкновенное чудо". Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства. Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", "Золушка" и многие другие.

Ведущий 2:

«Меня Господь благословил идти,

Брести велел, не думая о цели.

Он петь меня благословил в пути.

Чтоб спутники мои повеселели...», -

так говорил о себе писатель.

Ведущий 1: Шварц Евгений Львович (1896 — 1958), писатель-драматург.

Родился 21 октября 1896 г. в Казани в семье врача. Из воспоминаний Шварца: “ Читать я научился рано. Как и когда, вспомнить не могу. Первую книгу помню – это сказки в издании Ступина”. Я вспоминаю, как мама прочла книгу “Принц и нищий”. А потом она была прочитана мною, сначала по кусочкам, затем вся целиком много раз подряд”. Мама очень хотела, чтобы я стал инженером. “Кем ты будешь?” - как-то спросила она. Я ответил полушёпотом: “Романистом”. В смятении своём я просто забыл, что существует более простое слово “писатель”.

Отроческие годы Шварц провёл в Майкопе. Учился на юридическом факультете Московского университета (1914— 1916 гг.).

В печати впервые выступил в 1923 г.; сотрудничал в детских юмористических журналах «Ёж» и «Чиж». С 1926 г. вёл дневники. В конце 20-х — 30-х гг. работал в Ленинграде заведующим детской редакцией Госиздата и издательства «Радуга», готовил радиопередачи. Некоторое время был секретарём у К. И. Чуковского. Тонким пониманием детской психологии, юмором, живым ощущением поэзии ранней поры жизни отмечены повести Шварца «Приключения Шуры и Маруси», «Чужая девочка» (обе 1937 г.), «Первоклассница» (1948 г.).

Ведущий 2: Эксцентрический вымысел, остроумная игра со словом проявились в первых пьесах Шварца («Ундервуд», - пишущая машинка поставлена в 1929 г., издана в 1930 г.; «Клад», поставлена в 1933 г., издана в 1934 г.; сатирическая комедия «Приключения Гогенштауфена», 1934 г.). Писатель использовал сюжеты народных сказок, а также сказок X. К. Андерсена для создания собственного художественного мира (пьесы «Голый король», «Красная шапочка», «Снежная королева», «Тень»). В годы Великой Отечественной войны Шварц создал антифашистскую пьесу-памфлет «Дракон» (1944 г., поставлена в 1962 г. режиссёром М Н. П. Акимовым в Ленинградском театре комедии). В послевоенные годы в его драматургии усилилось внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека (пьесы «Обыкновенное чудо», 1956 г.; «Повесть о молодых супругах», 1958 г.). По сценариям Шварца сняты фильмы «Золушка» (1947 г.), «Дон Кихот» (1957 г.; по роману М. де Сервантеса) и др.

Ведущий 1: А теперь, после просмотра слайдов и знакомства с биографией и творчеством писателя, я предлагаю вам из предложенных названий сказок, пьес и сценариев к фильмам угадать какие принадлежат перу сказочника:

· Два клена

· Приключения Незнайки

· Сказка о потерянном времени

· Хитрый охотник

· Лягушка-путешественница

· Новые приключения Кота в сапогах

· Сказка о ведьме

· Голый король

· Хаврошечка

· Снежная королева

· Два брата

· Царь-девица

· Золушка

· Доктор Айболит

· Шабарша

· Обыкновенное чудо

· Марья-искусница

Ведущий 2: А сейчас вспомните фильм, снятый по сценарию Евгения Шварца: «Золушка». Я буду читать фразы из киносказки, а вы должны сказать, кто из персонажей их произнес.

Задания:

1. А еще корону надел (мачеха)

2. Жалко королевство маловато, разгуляться мне негде. Ничего, я поссорюсь с соседями, - это я умею (мачеха)

3. Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди? (золушка)

4. Ухожу! К черту, к дьяволу, в монастырь! Живите сами как знаете (король)

5. Я не волшебник, я только учусь, но дружба помогает нам делать настоящие чудеса (мальчик-паж)

6. Крошки мои, за мной! (мачеха)

7. Связи связями, но надо ей, в конце концов, совесть иметь (король)

8. Ужасно вредно не ездить на балы, когда ты этого заслужила (фея)

Ведущий 1: Следующее задание по сказке: «Два брата»

1. Как звали братьев в сказке? (Старший и Младший)

2. Кем работал отец мальчиков? (лесничим)

3. Какую фразу произнес Старший, когда вытолкнул Младшего во двор и запер за ним дверь? («Оставь меня в покое»)

4. В каком номере зала был заперт Младший брат у Прадедушки Мороза? (49)

5. Кто помог мальчикам убежать из дома Прадедушки Мороза (белки и птицы)

«Сказка о потерянном времени»

Сейчас я покажу вам картинки еще из одной замечательной сказки, а вы скажете, как она называется. Есть знаменитый фильм Александра Птушко, снятый в 1964 году по одноименной пьесе Е.Шварца. Кто смотрел фильм или мультфильм, или читал? Тот из вас легко ответит на наши вопросы:

Викторина по книге Е. Шварца "Сказка о потерянном времени"

1. «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…. И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик 3-го класса?»

24.10.2016

21 октября в библиотеке-филиале № 6 состоялся литературный час «Старые добрые сказки Шварца» , которое было проведено с 3б классом школы №24 и посвящено юбилею писателя. В начале мероприятия библиотекарь Н.В. Левыкина познакомила ребят с выставкой книг писателя. Она обратила внимание на портрет Е. Шварца: какой это добрый, искренний человек с приветливым взглядом.


Затем библиотекарь рассказала детям, как Шварц пришел в литературу, о его знакомстве с К. Чуковским, у которого он работал секретарем, с С.Я. Маршаком, который помог ему печататься в журналах «Чиж» и «Еж». Библиотекарь перечислила самые известные сказки писателя: «Два клена», «Марья – искусница», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени». Была отмечена необычность в сказках Е. Шварца: сказочник перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые сцены. Так в «Золушке» появляется Паж с известным ныне всем высказыванием: «Я не волшебник, я только учусь». А король обращается к нам и говорит: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, а душу большой, а сердце справедливым». Дети узнали, что многие сказки Шварца экранизированы. Потом Надежда Владимировна предложила ребятам отгадать загадки. И все они оказались о Времени! Учащимся было предложено подумать над смыслом пословицы: «Делу время – потехе час». Подходит ли она к «Сказке о потерянном времени», которую они должны были прочитать к мероприятию?

Также дети поработали над текстом:

— Как назывались часы, которые весели в доме злых волшебников (часики, ходики?)
— Ходики – что за часы?
— Подберите синонимы к слову «хмурый».
— Антонимы к словам «состариться», «трудиться».

Ребята с удовольствием послушали отрывки из сказки. А затем посмотрели мультфильм по ней. В конце мероприятия дети указали на отличие произведения Е. Шварца от мультфильма. Пришли к выводу, что книга оказалась интереснее и полнее мультфильма, а, следовательно, надо не только смотреть фильмы, но и читать, чтобы стать умнее. И главный вывод из услышанного и уведенного – нельзя терять драгоценное время на пустяки, глупости и безделье.







русский советский писатель, драматург

Евгения Шварца обожали женщины, дети и домашние животные. Лучших доказательств того, что Шварц был хорошим человеком, не придумать. И, хотя это обстоятельство еще не гарантирует счастья, хороший человек Евгений Шварц прожил очень счастливую жизнь.



Е. Л. Шварц. 1899. Екатеринодар.

Оксюморон - стилистический прием: парадокс, сочетание в одной фразе несочетаемых понятий и вещей. Самый простой пример - "живой труп". Это оксюморон.

Хороший человек, проживший счастливую жизнь, может, и не совсем оксюморон. Ну а если эта жизнь, 60 с небольшим лет, совпала большей своей частью с победой рабоче-крестьянской диктатуры и ее последствиями? А если человек - писатель, ни словом не солгавший ни в одной из своих книг?


Кинофильм "Тень". Студия "Ленфилъм"

И не только не солгавший, а написавший - открыто, не в стол, а для постановки на сцене - "Тень", "Голого короля" и "Дракона"? Писатель, ни разу не пропевший осанну власти и не замаравший рук подписью ни под одним доносом. И при всем при этом бывавший на допросах у следователя лишь в качестве свидетеля, да и то по смехотворному, в сущности, делу - о разводе Бориса Житкова с повредившейся рассудком супругой...


Е. Л. Шварц на репетиции спектакля «Тень» в Ленинградском театре комедии.

"До чего ж мы гордимся, сволочи, что он умер в своей постели!" - написал на смерть Пастернака Александр Галич (поразительно похожий на Шварца почти всем - кроме судьбы).

Шварц тоже умер в своей постели. Признанным, титулованным, безусловно, и безумно любимым всеми, кто его знал. Состоявшимся драматургом, ответственным квартиросъемщиком прекрасной квартиры в Ленинграде, бессменным арендатором голубого дачного домика в элитном Комарове и даже - это в 1958 году! - обладателем собственного автомобиля.


О. Ф. Берггольц и Е. Л. Шварц. 1956-1957 гг. Комарово.

Кстати, лучшая из пьес Шварца называется, как вы помните, "Обыкновенное чудо". Это тоже оксюморон.





Семья. 1906 г, Майкоп
Справа от Е. Л. Шварца – его брат Валентин

Шварц появился в Петрограде в 1921 году. Меньше чем через год не было в Питере литературного общества или кружка, в котором не знали бы Женю Шварца и не ждали бы его с распростертыми объятиями. Высокий, статный, светлоглазый красавец-блондин с классическим римским профилем, которого совсем уж невероятным образом не портило даже отсутствие двух передних зубов. Наоборот, добавляло ему не то ребячливого озорства, не то сурового мужества, особенно если учесть, что зубов он лишился, служа в 1918 году в продотряде в Ростове-на-Дону.


М. Ф. Шварц – мать Е. Л. Шварца 1930-е гг.

Почти по дням свою жизнь он описал в дневниках-мемуарах, но существует загадочный пробел в пять лет. Лишь одно пишет он об этом периоде: «Мне не хочется рассказывать о тех годах, куда меня несло, туда я и плыл, пока несчастья не привели меня в себя».
Только через столетие выяснились обстоятельства, которые Евгений Шварц тщательно скрывал всю свою жизнь.


Л. Б. Шварц - отец Е. Л. Шварца. 1930-е гг.

Шварц изумительно каламбурил, сыпал шутками, над которыми надрывали животы самые записные остряки из числа питерских литераторов (в их числе, между прочим, и Зощенко, и Хармс!), но умудрялся никого не обидеть. Даже когда высказывал на обсуждениях после читки свое мнение о только что прозвучавших стихах или прозе. Обычно в столь же уморительно-смешной форме, но при этом еще и глубоко и точно. В общем, если затевался диспут, ни у кого не возникало вопроса, кто будет ведущим. А если уж зрело застолье, то никому и в голову не приходило задуматься, кого назначить тамадой. Двадцати пяти лет от роду Евгений Шварц решительно покорил весь литературный Петроград.



В Доме творчества "Комарово".

Не написав при этом ни строчки. Шварц в начале 20-х был кем угодно, но только не писателем. Он грузил уголь в порту, работал продавцом в книжном магазинчике, потом, благодаря шумному успеху в литературной среде, сделался на недолгий срок личным секретарем Корнея Чуковского. А приехал в Петроград актером в составе труппы ростовского театра.


Е. Л. Шварц 1911 г. Майкоп.

Да, как раз актером он в ту пору вернее всего и был. Ярким, темпераментным, способным держать публику, какой бы текст ни вложил в его уста режиссер. А то и вовсе без текста: его друзья по Майкопу, где прошли детство и юность Шварца, с вечным восторгом вспоминали сценку "Заседание суда", которую Женя не раз исполнял там на публике.



Класс реального училища. 1912 г. Майкоп.
Е. Л. Шварц – второй слева во втором ряду.

Это было самое настоящее заседание суда: с речами прокурора и адвоката, с репликами судьи и председателя присяжных, только все действующие лица были... собаками. Шварц выходил на сцену - и лаял на разные голоса, невероятно похоже на настоящий собачий лай, но так, что слушатель сразу понимал, кто выступает в данный момент - защитник или обвинитель.


Е Л. Шварц с родителями М. Ф. и Л. Б. и братом В. Л. Шварцами. 1917 г.

В Майкопе семья Шварц обосновалась в самом начале ХХ века, после того как доктор Лев Борисович Шварц был арестован за участие в социал-демократическом кружке в подмосковном Дмитрове. Последовали недолгое тюремное заключение и высылка с запретом селиться и практиковать в окрестностях столиц, а также в губернских городах. Шварцы выбрали Майкоп: теплый климат, свежие фрукты... (Вечная эта любовь нашей интеллигенции к теплому климату в сочетании с нелюбовью к властям. Типичный российский оксюморон.)


Е. Л. Шварц (в центре) с друзьями юности Ю. В. Соколовым (слева) и Е. Я. Фреем (справа). 1912 г. Майкоп.

Здесь Женя вырос ярким, веселым и начитанным мальчиком, уехал учиться в Московский университет на юриста. Сюда мечтал вернуться, когда в 1917-м Россию начало лихорадить и стало ясно, что закончить учебу не получится. Семье суждено было воссоединиться годом позже, но уже в Ростове-на-Дону.

А задолго до всего этого и как раз в Майкопе мама однажды спросила маленького Женю, кем он хочет стать. От смущения ребенок улегся на ковер и некоторое время перекатывался с боку на бок. После чего шепотом ответствовал: "Романистом".



Л. Шварц (во втором ряду первый слева) с друзьями юности Л. М. Оськиным и сестрами Е. Г. и М. Г. Зайченко (сидят). 1915 г.

Первой женой Евгения Шварца была миниатюрная красавица-армянка Гаянэ Халайджиева, актриса того самого ростовского театра, в котором играл и Шварц. Согласия он добивался почти год. И добился самым экстравагантным способом. Поздним ноябрьским вечером они шли по берегу Дона, и Шварц в который уже раз твердил Гаянэ, что готов ради нее решительно на все.


Е. Л. Шварц. Лето 1956 г. Комарово. На заднем плане – Е. В. Юнгер.

- Ну уж и на все? - зябко поежилась красавица, глядя на черную ледяную воду. - А вот если я скажу тебе прыгнуть в Дон - прыгнешь?

Ответом ей был гулкий всплеск. В пальто, шляпе и калошах Шварц сиганул через парапет и непременно бы утонул, не подними Халайджиева визг и не докричись до подмоги.

Понятно, что ей только и оставалось, что согласиться. Тем более что еще одно условие свадьбы было совсем уж пустяковым. Очень традиционная семья Гаянэ потребовала, чтобы будущий родственник непременно вошел в лоно армянской, грегорианской церкви. Шварц, к религии абсолютно равнодушный, пожал плечами и вошел. После чего в паспорте его довольно долгое время чин по чину значилось: "Шварц Евгений Львович, армянин". (Каков оксюморонище!)



Н. И. Альтман, Е. Л. Шварц, И. Г. Эренбург. 1957 г. Ленинград

На самом-то деле ничего экстравагантного для Шварца в том прыжке не было. Он просто говорил правду, сказав, что готов ради любви на все. Потом ему пришлось еще раз эту свою готовность доказывать, уже в Петрограде. И не прыжком в Неву, а куда более тяжелым шагом.

У них уже подрастала дочка Наташа, Шварц перестал уже разгружать уголь, потому что начал писать и печататься, а Гаянэ приняли в труппу БДТ, и вся их питерская жизнь налаживалась на глазах, из веселой и голодной становясь счастливой и сытой. И пора бы: Евгению Львовичу минуло 30, не мальчик.


Е. Л. Шварц с дочерью Н. Е. Крыжановской и внуками Андреем и Машей

Ну надо же было Каверину на каком-то очередном литературном сборище познакомить Шварца со своим братом Александром и его женой Екатериной! Тяжелые золотые косы вокруг гордой головы, холодные глаза, почти небрежное "очень приятно". Ах вот так, да? Ничего, через пять минут захохочет как миленькая. Через пять минут она хохотала, через несколько месяцев всем стало не до смеха.



Знакомая вспоминает, как встретила в ту пору Шварца в трамвае. Он сидел, прижимая к груди огромную охапку полевых цветов, и смотрел в окно. Знакомая оказалась еще и соседкой, окликнула на нужной остановке: "Евгений Львович, нам ведь выходить!" Шварц было вскочил, рассыпая цветы, и тут в глазах его появилось выражение отчаянной, какой-то собачьей совершенно тоски. Он растерянно повертел головой и опустился на сиденье: "Да-да, спасибо. Но я... Мне сейчас дальше..."


Е. Л. Шварц. Портрет работы Е. И. Чарушина. 30-е гг.

Для Евгения Шварца не было ничего мучительнее, чем мысль о том, что он может заставить страдать кого-то из близких. Одна только мысль, допущение. Но у брата Каверина Александра не стало жены Екатерины. А у семьи Шварца не стало отца и мужа. Евгений Львович и Екатерина Ивановна остались вместе уже навсегда, на тридцать лет, до последних дней Шварца. Они любили друг друга и были счастливы, и нечего тут добавить.

Шварц позже напишет в своих дневниках:

…в лето 29 года, переменившее всю мою жизнь …жил я напряжено и несчастливо и так счастливо… В те дни я, уклончивый и ленивый и боящийся боли, пошел против себя самого силою любви. Я сломал старую свою жизнь и начал новую. И в ясности особенной, и как одержимый, как в бреду. Всё это было так не похоже на меня, что я всё время думал, что умру. И в самом деле старая жизнь моя осенью умерла окончательно – я переехал к Катюше… Да и в самом деле я старый, прежний умирал, чтобы медленно–медленно начать жить. До тех лет я не жил.


Е. Л. Шварц. Портрет работы Н. П. Акимова.

А что до всего остального, то женщины, и правда, обожали Шварца. Никто не умел, как он, говорить комплименты и поднимать настроение. Сочинять дурашливые серенады и радовать неожиданными подарками как раз тогда, когда о каком-нибудь подарке только и мечтаешь, даже еще не отдавая себе в том отчета. И, уже уверенно и сладко предвкушая следующий, главный и решительный шаг со стороны очаровательнейшего Шварца, далеко не сразу понимали очень многие женщины, что не дождутся его никогда. Евгению Львовичу просто не нужен был этот шаг. Сумел он порадовать людей и сделать им хорошо? Ну вот и славно, чего ж еще? Что-что вы говорите? Помилуйте, да как можно, ведь он женатый и глубоко порядочный человек!



Е. Л. Шварц (во втором ряду первый слева) с друзьями юности Л. М. Оськиным и сестрами Е. Г. и М. Г. Зайченко (сидят). 1915 г.

Прослужив несколько лет украшением литературного Петрограда, в середине 20-х Евгений Шварц начал-таки писать. Вскоре процесс этот сделался неостановим на манер реакции распада урана.

Представить себе его полное собрание сочинений невозможно. Пьесы-сказки Шварца, конечно, знают все. Но они разве что сотая часть. "Пишу все, кроме стихов и доносов", - говорил Чехов, любимый писатель Шварца. Шварц сделал исключение только для доносов.



Е. Л. Шварц на встрече с юными читателями. Середина 1940-х гг. Ленинград.

Он писал стихотворные фельетоны для донбасской газеты "Всероссийская кочегарка", писал стихи, рассказы, сказки и смешные подписи под смешные картинки для легендарных детских журналов "Чиж" и "Еж", писал обозрения для Аркадия Райкина и кукольные пьесы для Сергея Образцова, сценарии для детского классика Роу и взрослого классика Козинцева, либретто для балетов и репризы для цирка, писал мемуары, наконец, - стесняясь самого этого слова и называя их нелепым "сокращенным" словечком "ме". И умудрялся никогда не халтурить, радуясь удачной подписи под картинкой не меньше, чем гениальным афоризмам в "Драконе" или "Обыкновенном чуде".



Е. Л. Шварц с детьми, эвакуированными из Ленинграда 1942 г. Оричи.

Естественно, не все оказалось равноценно. Но добрым и честным было все. И если драконья тень не застит до сих пор весь свет над нашими головами, то благодаря отчасти и тому, что дети 20-х, 30-х, 40-х и всех последующих (а Б-г даст, и будущих) годов росли не на одной только были про Павлика Морозова, но еще и на сказках Шварца. Пусть даже частью забытых сегодня.




А невероятная работоспособность сочеталась у Шварца с еще более невероятной способностью к ничегонеделанию. Он мог месяцами пребывать в чудесном расположении духа и поддерживать его в окружающих блистательными каскадами острот, решительно ничего не сочиняя. Сам Шварц проклинал себя за эту особенность, увещевал повзрослевшую дочь Наталью не терять в жизни ни секунды времени - и продолжал терять его помногу и с удовольствием.


Е. Шварц с Наташей в Комарове.
Начало 50-х

Кроме того, он органически был неспособен переделывать написанное. Нет, если пьеса, например, принималась к постановке, то режиссер мог только мечтать о таком чудесном соавторе, как Шварц: искрометные диалоги сочинялись по ходу репетиций, эпизоды, а то и целые действия могли меняться за считанные дни, становясь с каждым разом все лучше. Но, если пьеса приходила из заоблачного Реперткома с требованием что-то поменять и сместить какие-то акценты, Евгений Львович клал рукопись в ящик стола, не меняя ни слова.


Е. Л. Шварц и В. М. Глинка. Ленинград. Начало 50-х гг.

И, наконец, Шварцу были свойственны совсем уж загадочные приступы безразличия. Самый яркий пришелся на 1943 год. Пережившие несколько месяцев блокады, эвакуированные из Ленинграда и едва-едва пришедшие в себя, Шварц с женой сидели без копейки. И в этот самый момент пришло письмо. Центральный детский театр предлагал Шварцу очень выгодный договор. От Евгения Львовича требовалось одно - отправить ответ со словом "да".



Он порадовался письму. Потом посожалел, что денег придется ждать еще долго: пока дойдет его ответ, да пока заключат договор. На этом основании не ответил в тот же день. На следующий день как-то не дошли руки. На третий день он о письме забыл. Нашел его под ворохом бумаг дней через десять и только что не убил себя от гнева и стыда. Договор так и остался незаключенным.


Е. Л. Шварц. Портрет работы Н. П. Акимова. 1944 г

Вообще материальная сторона жизни Шварца практически не занимала. Он бесконечно одалживал всем нуждающимся, даже если для этого сам вынужден был брать у кого-то в долг! Отказывался от выгодных предложений, если крупного гонорара надо было ждать, предпочитая маленькие деньги, но сразу. Вдохновенно транжирил полученное на пустяки, если у него не успевали тут же, у окошечка очередной кассы, попросить взаймы. И все же Шварцы вовсе не голодали.




То ли закон перехода количества в качество отрабатывал свое, то ли благая воля свыше, но гонорары, потиражные, постановочные и прочие выплаты неуклонно настигали Евгения Львовича. Так что его жена даже смогла позволить себе увлечься коллекционированием старинного английского фарфора. (Покупая ей в подарок очередную вещицу, Шварц радовался как дитя.) А сам он обзавелся вообще неслыханной по тем временам роскошью - машиной. Поездить на которой, правда, так толком и не успел.


Плакат к спектаклю Ленинградского театра комедии «Тень». Работа Н. П. Акимова.

Где на самом деле потерял Шварц два своих передних зуба, так и останется загадкой. Потому что ни в каком продотряде в 1918 году он не служил. Служил он в этом году в Белой армии. И участвовал в Ледяном походе Корнилова из Ростова-на-Дону на Екатеринодар. Том самом, когда Корнилов взял на себя ответственность перед Б-гом и Россией за приказ "пленных не брать". Когда бойцы в покрытых коркой льда шинелях (был конец марта, и дневные дожди каждый раз сменялись ночными заморозками) брали станицу за станицей в отчаянной надежде поднять казачество на борьбу с большевиками.


Фильм-притча. по мотивам пьесы Евгения Шварца "Убить дракона".

Казачество не поднялось, штурм Екатеринодара провалился, Корнилов погиб, Шварц вернулся домой. Как он воевал, не брал ли пленных и что там случилось с его зубами, не узнает никто и никогда. Неизвестно даже, ушел ли он добровольцем или был призван насильно. Знавшие эту историю решились рассказать о ней биографам Шварца лишь семь десятилетий спустя. А теперь никого из знавших уже нет в живых.


Но даже не это главное. Как сумел Шварц скрыть этот факт своей биографии, сочинив взамен историю с продотрядом?! В годы, когда и намека на классово чуждых предков в седьмом колене хватало, чтобы сгинуть безвозвратно, Евгений Шварц служил в детском отделе Госиздата, облеченный доверием растить младую поросль рабоче-крестьянской державы. И ведь не сидел в тени - печатался, ставился, выступал, был на виду и слуху. Как не увидел никто? Не вспомнил? Не донес?



И этого тоже мало. Да, "Голого короля" так и не разрешили при жизни Шварца к постановке. Да, иные его сказки с партийно-писательских трибун обзывали "вредной пошлостью". Но с кем из порядочных советских писателей такого не случалось? Зато "Тень", поставленная Николаем Акимовым в Театре комедии в 1940-м, несколько месяцев собирала аншлаги, прежде чем спохватилась цензура. Да что "Тень"! Вспомните, как захватывало дух от дерзости захаровского фильма "Убить дракона" в конце 80-х. Так вот, премьера спектакля по пьесе Шварца "Дракон" состоялась... в 1944-м! Тут, впрочем, цензуре хватило двух не то трех спектаклей.



Эскиз к спектаклю «Дракон». Б. Зон.

Пьесу отчаянно защищали Акимов, Погодин, Образцов, Эренбург. Доказывая инстанциям, что дракон - это фашизм, а бургомистр - Америка, мечтающая его победить руками Ланцелота-СССР и присвоить все лавры себе. Инстанции покивали, но потребовали серьезной переделки, чтобы рядовому зрителю стало яснее, кто тут фашизм, а кто СССР. Разумеется, Шварц ничего не переделал. Но за ним же никто и не пришел!



Аргументы друзей Шварца понятны. Но удивительно, что и много лет спустя находились критики, считавшие, что Шварц ничего другого в виду и не имел. Потому что не понимал, не отдавал отчета и не осмелился бы. Это он-то не понимал? Скаламбуривший в узком кругу насчет очередных перестановок в советской верхушке: "А вы, друзья, как ни садитесь, только нас не сажайте". Он не отдавал отчета? Может, он еще и не знал, куда подевались без права переписки его друзья - Олейников, Хармс, Заболоцкий? А насчет "не осмелился бы" - перечитайте того же "Дракона". Там все есть.


О. Янковский-Дракон

Хотя делать из Шварца Ланцелота без страха и упрека - другая крайность. В 1954-м, вскоре после того как грянули постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград" и ждановская речь, смешавшие с грязью Ахматову и Зощенко, мировая общественность забеспокоилась. И советские мудрецы решили устроить встречу Ахматовой и Зощенко с английскими студентами: вот, мол, все живы-здоровы. Студенты задавали вопросы, писатели отвечали.



Убить дракона (Марк Захаров) 1988г.

И как-то не очень правильно Зощенко ответил. По горячим следам назначили писательское собрание. Вылили на Зощенко новую порцию помоев, вызвали на трибуну каяться. Он вышел и проговорил: "Чего вы хотите? Чтобы я согласился, что я подонок, хулиган, трус? А я русский офицер, награжден Георгиевскими крестами. Моя литературная жизнь кончена, дайте мне спокойно умереть!" И в гробовой тишине раздались одинокие аплодисменты.

Вы ошиблись, если решили, что хлопал Шварц. Хлопал Израиль Меттер, негромкий писатель и достойнейший человек (автор, кстати, повести про пограничную собаку "Мухтар", по которой сняли потом знаменитый фильм). А Шварц после собрания подбежал к нему с упреками. Зачем было хлопать?! Ну неужели же неясно, что это только разозлит затеявших всю эту мерзость подлецов?! И только навредит Зощенко!


1960. Е. Евстигнеев в роли Короля в спектакле "Голый король" по Е. Шварцу.

Можно считать это конформизмом, трусостью или чем вам еще будет угодно. Но знаете, почему на том собрании прорабатывали одного Зощенко? Потому что Анна Андреевна Ахматова на встрече с английскими студентами твердым и ясным голосом произнесла, что и речь товарища Жданова, и постановление ЦК партии о журналах "Звезда" и "Ленинград" считает абсолютно правильными.


Дружеский шарж, подаренный Е. Л. Шварцу на его юбилейном вечере в Доме писателей им. Вл. Маяковского. Октябрь 1956 г. Ленинград.

И все-таки однажды вечером тишину в коридоре у Шварца располосовал звонок - длинный, настойчивый, наглый. Шварц схватился за папиросу, повертел в руках, потом положил на стол. Постоял немного и пошел открывать. За дверью никого не было. Вниз по лестнице громыхали удалявшиеся торопливые шаги. Это была шутка - довольно распространенная, как оказывается, в Питере и Москве в ту пору. Розыгрыш. Вряд ли очень удачный. Хотя, с дугой стороны... Евгений Львович всегда считал, что любой розыгрыш должен заканчиваться хорошо.


Он вообще признавал только счастливые финалы. С самого детства, когда наотрез отказывался дочитывать книжку, заподозрив, что она может кончиться грустно. Мама пользовалась этим в педагогических целях: едва Женя садился за еду, она начинала импровизировать сказку. И к середине тарелки герои непременно оказывались на утлом суденышке в бушующем море. "Доедай, а то все утонут!" - строго говорила мама. И Женя обреченно доедал.



Н. П. Акимов. Эскиз декорации к «Обыкновенному чуду». 1956 г.

Может, поэтому он не мог не стать сказочником. Хотя скорее он просто был им с самого начала. Не зря же дети висли на нем гроздьями, где бы он ни появился, задолго до того, как Шварц начал писать сказки. Он умел играть с детьми. Не давя и не унижая, просто быть равным.

А еще он умел разговаривать с животными. Хотите верьте, хотите нет, но это правда. И в конце сороковых жил у Шварца кот, который не только ходил в туалет на унитаз, но и спускал за собой воду. Друзья, завсегдатаи домов творчества, зубоскалили, что этому и иных членов Союза советских писателей обучить не удается. А случайно оказавшийся в гостях у Шварца известный дрессировщик едва не хлопнулся в обморок. Он отказывался верить своим глазам, настаивая, что кошки не поддаются такой дрессировке в принципе! Дрессировке, может, и не поддаются, но если попросит сказочник...



Невозможно представить, какой огромный и светлый мир жил внутри этого человека. Но нет и никакого иного объяснения тому, что Шварц писал так, как он писал, и жил так, как жил. А он написал и выжил. Его считали бесконфликтным, но с ним просто нельзя было конфликтовать. Его это огорчало - и включались защитные механизмы. И становилось смешно, легко и радостно, как будто поворачивались полоски жалюзи, выпуская наружу этот внутренний свет. Рефлекс, биология.



В редакции детской литературы Ленинградского отделения Госиздата. Слева направо: Н. М. Олейников, В. В. Лебедев, З. И. Лилина, С. Я. Маршак, Е. Л. Шварц, Б. С. Житков. Конец 20-х гг.

Хотя и другое объяснение тоже есть. Было чудо. И им даже проще объяснить, почему не дотянулись до Шварца руки из той тьмы, куда заказан был путь его персональному свету. Сама собой сочиняется сказка про то, как отнималась рука у человека, собравшегося написать на Шварца донос. А у другого просто кончались чернила. А третий донос, написанный уже и отправленный, терялся на почте, на сортировке. Четвертый же, дошедший по адресу, но еще непрочитанный, случайно смахивала в мусорную корзину уборщица в высоком кабинете... Только обязательно так - без сошествия ангельских ратей с небес и отверзания земли под ногами злодеев. Чем обыкновеннее, тем лучше. Да, может, так оно все и было, кто теперь скажет? Есть в этом добрая ирония небес над поцелованным ими в макушку остряком и атеистом Шварцем.




"Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут, как будто они бессмертны, - смерть иной раз отступает от них", - написал он в "Обыкновенном чуде". И разве только самую малость перепутал. Смерть все же не отступила, прорвавшись к нему двумя тяжелыми инфарктами один за другим. Зато воплощенная в его сказках любовь оказалась бесконечной.


«Эльза, дай руку. Я люблю всех вас, друзья мои.
Иначе чего бы ради я стал возиться с вами.
А если уж люблю, то все будет прелестно.
И все мы после долгих забот и мучений будем
счастливы, очень счастливы, наконец!»



Е. Л. Шварц. Последняя фотография. 1957 г. Ленинград.

22 ноября 2016 года в Детском отделе МБУК «Орловская МЦБ» прошла викторина по «Сказке о потерянном времени», посвящённая 120-летию со дня рождения Е.Л. Шварца.

Каждый знает, что время нужно беречь, а не проводить его впустую. Вспомнить о необходимости бережного отношения к своему времени библиотекари пригласили ребят из 2 «Б» класса МБОУ ОСОШ №1 (классный руководитель Самойленко С.Н.). А помогла им задуматься об этом «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца.

Заведующая Детского отдела Ичева И.В. познакомила учащихся со сказочником и настоящим волшебником, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Участники встречи рассказали, что они прочитали многие сказки этого писателя, а также ответили на вопрос: «За что вы любите сказки Шварца?» Ребята собирали пословицы, отвечали на вопросы викторины и сделали для себя главный вывод: не нужно понапрасну терять время.

Е.Л. Шварц в книге «Сказка о потерянном времени» соединил мир фантазии и реальности. Ребята активно обсуждали темы, актуальные во все времена и согласились, что данная сказка повествует о детях, которые пренебрежительно относились к своему времени, и практически потеряли его. Ребята рекомендуют прочитать эту сказку всем школьникам, она многому может научить.

Сказки Е.Л. Шварца воспевают самые прекрасные свойства души - верность, доброту, благородство, умение любить близких людей, ценить время.

Большой интерес вызвал просмотренный ребятами мультфильм по сказке Шварца «Два клена».

Ребята с удивлением узнали, что в пьесе Е.Л. Шварца «Красная Шапочка» волк в лесу поставлен на перекрестке, как милиционер-полицейский, чтобы смотреть за порядком, а заяц превращается в преданного рыцаря. Обзорно читатели познакомились с повестями Е.Л. Шварца «Первоклассница», «Приключения Шуры и Маруси».

Многие ребята не захотели расставаться с героями произведений Шварца и взяли для самостоятельного прочтения его сказки, что бы вновь оказаться в стране волшебства и приключений.

Заведующая Д.О. Ичева И.В.