Как рисовать схемы слов. Какими цветами обозначаются звуки

Звуко-буквенный анализ нужен для того чтобы тренировать ребенка сначала читать слова так как написано, а потом просить его читать орфоэпические, то есть так, как привычно в устной речи. Чем раньше вы начнете такие занятие с ребенком, тем лучше у дошкольников будут навыки чтения и правописания.

Чтобы провести позиционный анализ слов и донести это обучение и умение для дошкольников, нужно провести звуковой анализ. Определите, где слышится звук – в начале слова, в конце или середине. Началом слова считается первый звук, концом – последний. Середина слова – это не первый и не самый последний звук.

Чтобы дети могли понять, в чем состоит такой анализ слова, нужно произнести слово, выделяя, пусть и слегка утрированное, нужный нам звук. Чтобы обучение для дошкольников было более понятным, приведем примеры. В слове аист нам нужно понять, где находиться нужный звук «а».

Звуковой анализ слов

Начните произносить слово а-а-а-аист и вы поймете, что звук находиться в начале слова. В слове ша-а-а-арик «а» находиться в средине слова. Такая схема будет простой и логичной и она сможет помочь провести позиционный анализ слов и закрепить это умение у дошкольников.

Картинки и схемы

Очень удобно проводить звуковой анализ и обучение ему при помощи схем и картинок к ним. Прежде чем начать выполнять звуковой анализ, нужно разобраться с тем, что звуки бывают гласные, согласные твердые и согласные мягкие.

Чтобы каждый ребенок в группе других детей, изучающих русский язык, нормально усвоил все тонкости анализа, нужно будет использовать картинки и схемы. Обычно это картинка, под которой расположены пустые клеточки, в которые нужно схематично вписать буквенно- слоговой анализ слова. Часто подготовительная группа детского сада использует в таких заданиях цветные фишки, которые означают определенные звуки.

Допустимо использование таких же цветных фишек еще и в старшей группе. Фишки могут быть выполнены в виде кружочков, квадратиков или магнитиков, правильное использование которых указывает на то, что ребенок может провести разбор слов по звуковому анализу. Это умение чрезвычайно важно когда происходит грамоте. Благодаря этому у малышей развивается речь, они лучше усваивают и понимают русский язык.

Использование картинки со схемами разбора слов может использоваться как игра, ведь обучение грамоте не должно быть нудным. Игра может иметь соревновательный характер, а может использовать для того, чтобы дети просто отточили свою речь и лучше усвоили русский язык. Звуковой синтез также очень важен, так как это процесс соединения звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Порядок разбора слова по звукам

Чтобы провести разбор слов по звуковому критерию, вам нужно будет использовать примерно ту же схему, которую используют все преподаватели, проводя обучение грамоте. Чтобы разбор слова прошел правильно и успешно, нужно:

  1. Слово, выбранное под звуковой разбор, нужно произнести вслух и с использованием правильного ударения. Без понимания на слух звучания слова вы не сможете охарактеризовать его фонетическую сторону. Такое выговаривание должно происходить как игра, не нужно отдельно выговаривать каждую букву, так только исказиться ваша речь. Обычно дети воспринимают такие упражнение как игровое обучение. Деткам прививается умение проводить звуковой синтез, с произношением лучше усваивается русский язык и происходит обучение грамоте.
  2. Нужно записать фонетическую транскрипцию. Оформляя графические звучания слов, нужно будет учитывать некоторые особенности звучания звуков. К примеру, буквы Я, Ю, Е, Ё не имеют отдельного звука. Их обозначают двумя звуками, но в слабых позициях йотированный призвук исчезает.
  3. Каждое из слов нужно будет разделить на доступное количество слогов. Учитывайте, что количество слогов в слове будет равно количеству гласных звуков. Слоговой разбор нужно производить с использование фонетической транскрипции.
  4. После выделения слогов нужно будет поставить ударение. Так можно будет определить главные в слабой и сильной позиции. Если главная в сильной позиции, то она способствует тому, что звук будет более четким и речь будет красивой.
  5. Все звуки нужно будет охарактеризовать. Гласный может быть ударный и безударный, согласный может быть мягким, звонким, твердым или глухим.
  6. Нужно будет указать количество звук и количество букв. Их количество часто бывает не одинаковым. Например Ь и Ъ не оформляются звуками, а такие буквы как Я, Ю, Е, Ё обычно обозначаются двумя звуками.

Фонетический разбор

Дети должны знать, что чтобы речь была красивой, нужно не только обучаться орфографии и грамоте, но еще и пробовать совершать фонетический слоговой разбор и звуковой синтез. Язык достаточно сложен и дети лучше всего воспринимают разбор слогов, синтез и всевозможные правила в грамоте, если они представлены, как обучающая игра.

Звуки А, О, У, Ы, Э указывают на твердый согласный звук. На мягкий согласный звук указывают Я, Е, Ю, И, Е. Изучая язык, речь и фонетический синтез, дети должны понимать, что такой процесс обучения – это своеобразная игра, где язык сначала раскладывается на составляющие и происходит его синтез. Звуки Л, М, Н, Р, Й – непарные звонки согласные звуки. Х, Ц, Ч, Щ – это мягкие согласные. Б, В, Г, Д, Ж, З – парные звонкие согласные звуки, П, Ф, К, Т, Ш, С – парные глухие согласные, Ж, Ш, Ц – твердые, а Ч, Щ, Й – мягкие.

Еще в раннем детстве, когда ребенок только учится читать, он сталкивается с проблемой, когда слова произносятся не так, как пишутся. По этой причине необходимо проводить с ним звуковой анализ. Почему его изучают на протяжении всей школьной программы, рассмотрим в нашей статье.

Фонетика

Наша речь делится на два больших вида: устную и письменную. Первая, естественно, появилась задолго до второй. Ведь изначально люди учились обмениваться информацией с помощью жестов и простейших звуков. Затем это постепенно переросло в слова, образовавшие тот или иной язык. Но вскоре появилась потребность зафиксировать все, что произносится. Так возникла

В данной статье мы поговорим об особенностях устного общения. Эту часть языка изучает сложная наука - фонетика. Она занимается рассмотрением звуков, которые составляют нашу речь. Каждый из них имеет свою характеристику и индивидуальные особенности. Их изучение и входит в звуковой анализ.

Гласные

Одной из самых важных частей нашей устной речи является наличие гласных. Они так названы, исходя из своей основной функции - передавать голосом продолжительный звук. В русском языке их шесть: А, О, У, Ы, И, Э.

Необходимо помнить, что количество букв не всегда совпадает с количеством звуков. Например, в слове «юг» имеются 2 буквы, но при этом 3 звука: «йук». Буквенно-звуковой анализ слова должен показать, что отличается от того, как мы пишем.

Гласные составляют слоги в словах. Именно по их количеству определяют, на сколько частей делится слово:

  • пал-ка - здесь 2 слога, поскольку в нем две гласных;
  • сом - 1 слог, так как гласная одна.

Кроме того, необходимо знать особенности таких букв, как е, ё, ю, я. Они, в отличие от всех остальных, могут образовывать два звука - гласный в сочетании с Й:

  • Ё (й+о);
  • Е (й+э);
  • Ю (й+у);
  • Я (й+а).

Такое явление наблюдается в тех случаях, когда перечисленные звуки употребляются:

  • после мягкого или твердого знаков (льЁт, рьЯный );
  • после гласной (большаЯ, поЯс );
  • в начале слова (Юла, Ель ).

Очень часто, выполняя звуковой анализ дана далее), дети совершают ошибки именно в разборе этих гласных.

Все же остальные характеристики, которыми обладают гласные, довольно простые. Особенно те, что изучаются школьной программой. Рассматривают всего два признака: ударность или безударность.

Согласные

Прежде чем выполнить звуковой анализ, нужно знать особенности и согласных. Их гораздо больше, чем гласных. Русский язык насчитывает их тридцать семь.

Согласные имеют различные характеристики:

  • Мягкость или твердость. Некоторые звуки могут произноситься без смягчения: море (м - твердый). Другие же, наоборот: мера (м - мягкий).
  • Звонкость или глухость. Когда звук произносится с вибрацией и голосом, он называется звонким. Можно приложить ладонь к гортани и почувствовать это. Если же вибрации не ощущается, то он глухой.
  • Парность. Некоторые согласные имеют свою противоположность. Обычно по звонкости-глухости. Например: в (зв.) - ф (глух.), з (зв.) - с (глух.).
  • Некоторые согласные произносятся как будто бы «в нос». Они получили соответствующую характеристику - носовые.

Как выполнять

Теперь можно составить и алгоритм, по которому выполняется звуковой анализ слова. Схема проста:

  1. Для начала делим слово на слоги.
  2. Далее расписываем буквы, из которых оно состоит, в столбик.
  3. Теперь для каждой подбираем соответствующий звук.
  4. Характеризуем каждый из них, согласно тем характеристикам, которые описаны выше.
  5. Подсчитываем количество звуков и букв.
  6. При несовпадении их количества, объясняем, почему произошло данное явление.

Приведем пример. Возьмем слово «потолок»:

  1. В этом слове три слога: по-то-лок (3 гласных, поэтому и соответствующее количество слогов).
  2. Буква П имеет звук <П>. Он согласный, произносится без вибрации у гортани, а потому глухой. Также он является твердым и имеет пару <Б>.
  3. Буква О имеет звук <А>. Он гласный и не имеет ударения.
  4. Буква Т имеет звук <Т>. Он является согласным, произносится как глухой. Он не подвергается смягчению, а потому твердый. Кроме того имеет пару по звонкости <Д>.
  5. Буква О имеет звук <А>. Он гласный и безударный.
  6. Буква Л обозначает звук <Л>. Он согласный, не имеет смягчения - твердый. Произносится с вибрацией у гортани - звонкий. Этот звук не имеет пары.
  7. Буква О имеет звук <О>. Он является гласным и, в данном случае, ударным.
  8. Буква К обозначает звук <К>. Согласный, произносится как глухой, имеет пару по звонкости <Г>, твердый.
  9. Подведем итог: в данном слове 7 букв и 7 звуков. Количество совпадает, никаких языковых явлений не наблюдается.

Звуковой анализ слов для дошкольников намного упрощен.

Детям необходимо узнать, что произношение слова и его написание очень часто отличаются. При обучении навыков чтения и письма дети получают первые представления о разнице между устной и письменной речью. Таким образом, педагогу достаточно объяснить, что некоторые буквы, как мягкий и твердый знаки, вообще не имеют звуков. А слов на букву Ы в русском языке нет.

Буквенно-звуковой анализ слова «вьюга»

Мы уже знаем, насколько многообразен русский язык. Звуковой анализ в предыдущем примере достаточно простой. Необходимо лишь правильно охарактеризовать каждый звук. Но есть такие, в которых возникает проблемная ситуация. Например, слово «вьюга». Выполним его :

  1. Вьюга - две гласных, значит, 2 слога (вью-га ).
  2. Буква В имеет звук <В’>. Он согласный, смягчается благодаря «ь», парный - глухой <Ф’>, звонкий.
  3. Буква Ь не имеет звука. Ее цель - продемонстрировать мягкость предыдущего звука.
  4. Буква Ю имеет два звука <Й> и <У>, поскольку стоит после Ь. Необходимо охарактеризовать оба. Итак, <Й> - это согласный, который всегда мягкий и звонкий, он не имеет пары. <У> - гласный, имеет ударение.
  5. Буква Г - является согласной, обозначает твердый звук. Имеет глухую пару <К> и является звонким.
  6. Буква <А> имеет такой же звук <А>. Он гласный и безударный.
  7. Подведем итог анализа: 5 букв и 5 звуков. Наблюдаем явление, которое называется «йотированный гласный». В данном случае буква Ю под влиянием Ь распалась на два звука.

Вывод

Звуковой анализ при знании всех характеристик выполнять совсем несложно. Необходимо вслух произнести слово. Это поможет правильно записать все звуки. После провести их характеристику и подвести итог фонетического разбора. И тогда успех в этом деле вам обеспечен!

Как составить звуковую схему слова?
Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.

Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.

Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.

Гласных звуков в русском языке шесть - [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.

Есть непарные согласные.

Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.

В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.

Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б"]. Буквой Ж один звук [ж].

Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.

Первый слог - ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п"] - мягкий согласный, второй звук [и] - гласный.

Второй слог - СЬМО. Первый звук [с"] - мягкий согласный. Дальше идёт слияние - МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] - твёрдый согласный. Звук [о] - гласный. Ставим ударение.

В итоге получается такая схема:

Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).

А затем записываем слово: письмо.

Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички - а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.

Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.

Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч"], [щ"], [й"].

Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.

Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.

В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.

Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.

В других программах просто другие обозначения звуков. Могут быть не квадратики, а кружки. По другому обозначена твёрдость-мягкость. Но разобраться можно, подставив нужные обозначения.

Шарада

Роли я играл на сцене,

Выступал я на арене,

Буквы, видно, подшутили -

В утварь взяли превратили,

И теперь на кухне ловко

Натираю я морковку.

(Актёр - тёрка)

Составим схему слова “актёр”.

1. Делим слово на слоги.

Информация для родителей.

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-ттечь, да-нный.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пка, ра-вный.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (звуки [р],[р"], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [й"]).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

Чтобы ребёнку было легче разделить слово, можно предложить ему хлопать в ладоши на каждый слог.

А-ктёр

В этом слове два слога.

2. Первый слог - а. В этом слоге один звук - [а]. Это гласный звук.

Ставим карточку - красный квадратик. Или обводим в тетради клеточку и закрашиваем красным карандашом.

Отделяем первый слог чертой.

3. Второй слог - ктёр. Произносим протяжно, чтобы были слышны все звуки: к-т-ё-р.

Первый звук [к] - твёрдый согласный. При произношении голос не слышен, только шум, значит это глухой согласный. Выбираем карточку для твёрдого глухого согласного.

Последний звук [р] - твёрдый звонкий согласный.

4. Ставим ударение. Произносим слово целиком, выделяя ударный слог голосом. Ударный слог - второй.

5. Обозначим звуки буквами. Звук [а] обозначаем буквой “а”, звук [т"] обозначаем буквой “тэ”, звук [о] обозначаем буквой “ё”, чтобы показать мягкость согласного. Звук [р] обозначаем буквой “эр”.

Что нужно поменять в схеме, чтобы получилось слово “тёрка”?

Дайте ребёнку время подумать, поразмышлять.

Дайте характеристику каждому звуку.

Также ребёнку можно сказать о том, что, если в слоге есть буква ё, то слог всегда будет ударным.

Парикмахерская - жанр игр, перед которым не устоит ни одна девчонка. Бесплатные игры для девочек: причёски , макияж, стрижки, маникюр.


Карточка-помощница “Лента букв” предназначена для работы над звуко-буквенным составом слова и актуализации знаний ребят о буквах и звуках.

Красным цветом обозначены гласные звуки и буквы. Йотированные гласные обозначены зелёным и красным цветом.

Твёрдые согласные на синем фоне, мягкие на зелёном. Буквы, которые обозначают два звука, на сине-зелёном прямоугольнике.

Работа по ленте букв (примеры вопросов и ответов).

1. Назови гласные звуки русской азбуки.

А О У Э Ы И

2. Назови гласные буквы русской азбуки.

А О У Э Ы И Я Ё Ю Е

3. Назови непарные звонкие согласные звуки.

Н Н’ М М’ Л Л’ Р Р’ Й’

4. Назови непарные глухие согласные звуки.

Х Х’ Ц Ч’ Щ’

5. Назови парные согласные звуки.

Б-П В-Ф Г-К Д-Т Ж-Ш З-С Б’-П’ В’-Ф’ Г’-Г’ Д’-Т’ З’-С’

6. Какие буквы не обозначают никакого звука?

Логические головоломки, паззлы, задачи, игры со словами и числами, поиск предмета - игры всех этих жанров можно найти на сайте http://playshake.ru . Логические игры для самых маленьких научат ребенка не просто бездумно нажимать цветные кнопочки, а мыслить, думать, какое действие следует произвести дальше.

7. Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

8. Какие гласные обозначают твёрдость согласного?

9. Какие согласные звуки всегда мягкие?

Ч’ Щ’ Й’

10. Какие согласные звуки всегда твёрдые?

11. Дай характеристику буквам Е, Ё.

Буква Е обозначает два звука [й" э], если стоит в начале слова или после гласной буквы. Например, в слове “ель” или “поел”. Также, если стоит после разделительного ъ (съел) или ь (пьеса) знаков.

Буква Е обозначает один звук [э], если стоит после согласного звука (лес, пел, сел).

Буква Ё обозначает два звука [й" о], если стоит в начале слова, после гласной буквы, после ъ и ь разделительного знака (ёжик, поёт, пьёт, съёжился).

Буква Ё обозначает один звук, если стоит после согласного звука (пёс, рёв, мёд).

12. Дай характеристику букве Л.

Буквой “эль” обозначают два звука. Твёрдый звук [л] и мягкий звук [л"]. Эти звуки согласные и звонкие.

Аналогично проводится работа над характеристикой остальных букв.
http://ya-umni4ka.ru/?cat=4

http://ya-umni4ka.ru/?p=2190#more-2190
Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Данный мастер-класс предназначен для тех, кто имеет первоначальные навыки работы в программе PowerPoint. Но, думаю, что и новички смогут разобраться в материалах мастер-класса. Если есть желание, то обязательно всё получится. Обучающие материалы выполнены в программе Microsoft Office PowerPoint 2007.

Разгадывать кроссворды любят все: и взрослые, и дети. Это увлекательное занятие расширяет кругозор, тренирует память, приучает к краткости и чёткости формулировок.

На уроках и внеклассных мероприятиях кроссворд - наш помощник для мотивации учащихся к деятельности, для создания проблемной ситуации, для систематизации знаний и обобщения, для того, чтобы оживить и разнообразить деятельность на уроке.

Программа PowerPoint даёт возможность создавать различные виды кроссвордов. На первом уроке мы рассмотрим создание простого интерактивного кроссворда.

Пример кроссворда можно посмотреть

В работе мы будем использовать:

Средства рисования;

Триггеры;

Анимацию.

Этап 1.

Составляем сетку кроссворда.

Вставка - фигуры - прямоугольник

Для прямоугольника в Средствах рисования мы можем выбрать цвет и толщину контура, цвет заливки или выбрать «нет заливки».

Копируем готовый прямоугольник и вставляем на слайд столько раз, сколько нам необходимо для сетки.

Когда сетка готова, выделяем все фигуры, удерживая клавишу Shift, далее отпускаем клавишу и правой кнопкой выбираем Группировать.

Затем можно вставить цифры в сетку, чтобы было видно, сколько будет вопросов. Цифры можно также сгруппировать с сеткой, чтобы было удобно передвигать её в нужное место по слайду.




В жизни люди, способные вычислять в уме, смотрятся как «суперумники», хотя в этом ничего сложного нет. Калькулятор калькулятором, а считать в уме полезно!
Как помочь ребенку выучить таблицу умножения
Ниже описаны некоторые простые приемы

Умножение на 2 или удваивание. Удваивать довольно легко, достаточно что-то сложить с самим собой. Вначале я показал на своей левой и правой руке одновременно по одному, двум, трем, четырем, пяти пальцам - так мы получили 2, 4, 6, 8, 10. Вместе с пальцами моего ученика мы дошли до двадцати, а потом я показывал на разные штуки в комнате, и предлагал сосчитать и удвоить - число букв в плакате, число символов на циферблате часов, сосчитать число спиц на одной стороне колеса велосипеда, и проверить, сойдется ли общее число с удвоенным и так далее.

Умножение на 4 и 8, 3 и 6

Когда умеешь умножать на два, это сущие пустяки. Умножить на четыре это то же, что удвоить ответ для того, что уже удвоено, например 7×4 это 7×2х2, а что 7×2 это 14 мы уже хорошо запомнили на предыдущем уроке про удваивания, так что и само 14 превратить в 28 не составит труда. Когда разобрался с четверкой, не так уж сложно разобраться и с большими числами восьмерки. По пути мы заметили, что, например, 16 это и 2×8, и 4×4. Так мы узнали, что есть числа, сплошь состоящие из двоек: 2, 4, 8, 16, 32, 64.

Умножая на 3 и 6, мы выучили старый пиратский метод «дележки на три». Если сложить цифры в числе, умноженном на 3, 6 или любом другом, которое делится на тройку, то результат сложения цифр ответа всегда кратен трем. Например, 3×5 = 15, 1+5 = 6. Или 6×8 = 48, а 4+8 = 12, кратно трем. А можно и в 12 цифры сложить, получится тоже 3, так что, если так дойти до конца, то всегда получается одно из трех чисел: 3, 6 или 9.

Так мы превратили это в еще одну игру. Я задавал какое-нибудь число, даже трех- или четырехзначное, и спрашивал, делится ли оно на 3. Для ответа достаточно сложить цифры, что довольно просто. Если число делилось на 3, то я спрашивал — «а на 6?» - и тогда нужно было просто посмотреть четное ли оно. А потом (в специальном случае небольших чисел из таблицы) иногда еще хотел узнать, что же получится при таком делении на 3 или 6. Это было очень веселое занятие.

Умножение на 5 и 7, простые числа
И вот остались у нас умножение на пятерку, семерку, и девятку. А это значит, что мы выучили умножение их на многие другие числа — на 1, 2, 3, 4, 6, 8 и 10. С пятеркой мы разобрались очень быстро - она легко запоминается: на конце либо нолик, либо пять, точно также как умножаемое число: либо четно, либо нечетно. В качестве предмета, на котором с пятерками удобно заниматься, отлично подходит циферблат часов, можно придумать множество задач про путешествия во времени и пространстве. Заодно я

рассказал почему в часе шестьдесят минут, и мы поняли чем это удобно.

Мы увидели, что 60 удобно делить на 1, 2, 3, 4, 5, 6, а на 7 делить неудобно. Поэтому было самое время присмотреться к этому числу. Из умножения на семерку оставалось запомнить лишь 7×7 и 7×9. Теперь мы знали почти все, что нужно. Я объяснил, что семь просто очень гордое число - такие числа называются простые, они делятся только на 1 и на себя.

Математика может быть веселой и легкой. Познакомтесь с этой симпатичной таблицей.

Если вдумчиво ее исследовать, то не так уж много надо выучить. Всего 36 позиций. Остальные либо простые (1 х 10) либо обратимые (2 х 4 = 4 х 2). Минус 10 позиций из таблицы умножения на 9. Ее можно выучить за 5 минут. Есть такой фокус:

Итак, поехали.

Для начала положим свои руки на стол и мысленно пронумеруем пальчики слева направо от 1 до 10. Чтобы выполнить действие умножения, допустим 9 х 3 = ? , загибаем третий слева пальчик. Всё! Ответ готов: оставшиеся не загнутыми пальчики слева образуют количество десятков в ответе, а не загнутые справа — количество единиц. Считаем, и говорим ответ: 27!

Таким образом можно получить ответ для любого числа. Вот здесь, допустим, пример 9 х 7 = 63

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

Как составить звуковую схему слова?

Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.

Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.

Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.

Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.

Есть непарные согласные.

Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.

В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.

Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б"]. Буквой Ж один звук [ж].

Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.

Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (как разделить слово на слоги можно посмотреть здесь http://ya-umni4ka.ru/?p=1742)

Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п"] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.

Второй слог – СЬМО. Первый звук [с"] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.

В итоге получается такая схема:

Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).

[п"ис"мо]

А затем записываем слово: письмо.

Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.

Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.

Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч"], [щ"], [й"].

Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.

Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.

В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.

Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.

В других программах просто другие обозначения звуков. Могут быть не квадратики, а кружки. По другому обозначена твёрдость-мягкость. Но разобраться можно, подставив нужные обозначения.