Что такое гармошка музыкальный инструмент. Гармонь (гармошка) — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара - меха.

Россия или Германия?

Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие - что в России.

По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник - чешский мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони.

Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит.

Гармонь и гармоника

Название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщенное название - гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность - мажорная или минорная гаммы.

Гармонику можно вправе назвать международным инструментом. Во многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков.


Однорядная гармонь

Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. Еще одно разделение гармоний осуществляется по количеству рядов кнопок. Бывают одно-, двух- и трехрядные гармони.

Публикации раздела Традиции

Звонкая, нарядная, русская, двухрядная

«Родимый и далекий» - плач тальянки по-есенински. «Грустный памятный мотив» - у Александра Твардовского. «Поэзия российских деревень» - в поэме «Гармонь» Александра Жарова. Гармошка в России - не просто язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. По традиции ни свадьба, ни проводы в армию, ни обычное народное гулянье без гармошки не обходились. Свой инструмент мастеровые создавали едва ли не в каждой губернии. Подробнее об истории гармошки - Наталья Летникова.

География и биография

Фирс Журавлев. Деревенский гуляка (Бобыль-гармонист). 1870–80-е

Германия, Австрия, Италия, Франция, Англия и, конечно, Россия. Извлекали звуки под давлением воздуха из металлического язычка, вставленного в рамку, в разных концах света. Имя одного-единственного изобретателя самого механизма в музыкальной истории не сохранилось.

Но профессор истории и теории музыки Альфред Мирек утверждал, что современная гармошка появилась в Санкт-Петербурге. Это работа чешского инженера Франтишека Киршника, жившего тогда в России. В 1783 году мастер представил свою работу под чешским названием - гармоника. По-русски - гармонь или гармошка.

Издают звуки в гармошке планки - металлические рамки с закрепленным металлическим язычком. Чем массивней язычок, тем ниже звук. Крепятся планки при помощи парафина к рейке, установленной на целой системе воздушных каналов. Воздух подается, когда музыкант нажимает на кнопки или клавиши и разводит меха.

Тульская гармонь

Александр Кержнер. Деревенское знакомство. 1969

Отечественное производство звонкоголосого музыкального инструмента пошло из Тулы. Прямо по соседству с самоварами . В 1820 году первые попытки сделать простые ручные гармоники предпринял оружейник Тимофей Воронцов - в подвале своей самоварной фабрики. Так появилась «Вольно-оружейничья гармонная фабрика» - первая в России.

Десять лет спустя его коллега Иван Сизов побывал на Нижегородской ярмарке , откуда привез чудо заморское - пятиклапанную гармошку. Сначала мастер скопировал образец, а затем дошло дело и до массового производства.

Добавил колоритных басов двухрядной венской гармонике Геннадий Чулков - по предложению известного гармониста и педагога Николая Белобородова. Вместе с отцом и пятью братьями в семейной мастерской Чулков разработал механизм, который открывает при нажатии на кнопки басов не только басовые клапаны, но и аккордовый ряд. Изобретение было запатентовано и до сих пор используется на всех «венских гармониках». Расширил звуковую палитру хроматический ряд, добавив к основным семи нотам полутона.

В 1900 году русские гармошки покорили Париж. На Международной торговой выставке двух- и трехрядные гармоники туляков - братьев Киселевых получили награды. Именно тульские гармошки полюбились и на родине - за неповторимое камерное звучание. Не подкачала и эстетическая сторона - слоновая кость, кожа, перламутр, затейливая вязь латунной инкрустации. Гармошка в России стала настоящим произведением музыкального искусства.

Соло и в оркестре

Николай Богданов-Бельский. Сидящие крестьянки и юный гармонист. Не позже 1945

Николай Белобородов организовал сначала кружок любителей игры на хроматических гармониках, а в конце ХIХ века дело и до первого оркестра дошло - первого в мире оркестра гармонистов. Изобретение Белобородова, придавшее гармони совершенно иное звучание, позволило Петру Ильичу Чайковскому впервые ввести гармонь в состав симфонического оркестра.

Австриец Кальбе просил Николая Белобородова продать патент на изобретение хроматической гармошки, но музыкант отказал. Впоследствии именно гармонь с хроматическим строем назвали баяном.

Николай Белобородов бывал в Ясной Поляне по приглашению Толстого . Лев Николаевич был настоящим поклонником игры на гармонике, и маэстро не раз музицировал по просьбе классика русской литературы.

По всей России

Борис Кустодиев. Гармонист. Деревенская Масленица. 1916

Саратовская и ливенская, вятская и вологодская, бологоевская, тагильская и шуйская, «петроградка» и ливенская. Далеко не полный список видов русских гармошек. Мастеровые делали свои инструменты едва ли не в каждой губернии.

Гармоника елецких мастеров - «елецкая рояльная» стала прообразом аккордеона. Используются не кнопки, а клавиши. «Роялка» никогда не собиралась на фабриках, каждая изготавливалась в единичном экземпляре одним мастером. Звуки строили, сличая со звучанием гармони-образца.

Уже в ХХI веке в Музее народных промыслов Ельца открылась мастерская по ремонту и изготовлению рояльных гармоник. Восстановили производство внуки старых мастеров. А в 2014 году елецкая гармонь 1923 года выпуска прозвучала на весь мир - на церемонии открытия зимней Олимпиады в Сочи.

При народе в хороводе

Федот Сычков. У околицы. Не позже 1958

Под гармошку в России и плясали, и плакали. Переплясы и частушки, импровизации и наигрыши. Русская песня и гармонь - не разлей вода. И сто лет назад, и сегодня. Ни один фольклорный фестиваль без гармошки не обходится.

Нижегородский «Потехинский камертон», «Вятские-хватские», богородский «Играют на Руси гармони», «Символы национальной культуры. Гусли и гармонь» - в столичной Гнесинке , всероссийский смотр «Играй, гармонь!». А в Архангельске при поддержке Министерства культуры проходит международный фестиваль гармонистов «Сметанинские встречи». Праздник исполнительского мастерства собирает участников из России, Франции, Германии.

«С песней легче воевать!»

Борис Крылов. Играй, гармонь. 1929

Не останавливалось производство гармошек даже в годы Великой Отечественной войны . Тульские мастера решили было, что в тяжелые для страны годы не до музыки. Но армейские буквально забросали тульскую фабрику письмами с просьбами: «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!» Так гармошка стала боевой подругой и заняла свое место в строю. Летом 1941 года для поднятия боевого духа солдат было отправлено около двенадцати тысяч гармоней, а осенью на фронт направили уже шестьдесят тысяч инструментов.

«Гармонь была как сто дивизий, / Что победила ад и смерть!» - писал Александр Твардовский. Звучала гармошка на привалах с военными песнями , поднимала боевой дух раненых в госпиталях. «Теркины-гармонисты и балагуры были в каждом партизанском отряде. Свою прыть они проявляли в боях и диверсиях, в залихватской игре на гармошке, умелых рассказах и шутках» , - говорится в книге Александра Макушева «Расскажи гармонь».

Музейный экспонат

Владимир Маковский. На бульваре. 1886

Единственный в Туле музыкальный музей - Мемориальный музей Н.И. Белобородова посвящен изобретателю хроматической гармошки и самому инструменту. Главный экспонат - тульская хромка, изготовленная в 1878 году по заказу Белобородова «гармонных дел мастером» Павлом Чулковым. Экспозиция знакомит с действующими фисгармонией и граммофоном. Проводит музей и музыкальные вечера, и занятия для юных любителей музыки.

Всего в мире насчитывается четыре музея гармоник: в Германии, Италии, Америке и России. Музей русской гармоники обладает уникальной коллекцией, собранной за полвека доктором искусствоведения профессором Альфредом Миреком. В 1997 году музыкант передал экспозицию в дар городу - более 200 редких видов музыкальных инструментов. В экспозиции воссоздана мастерская русского гармонного мастера.

Отрывок из диссертации С.А.Озерова «Гармонико-баянное искусство Нижегородской области:становление, развитие, современное состояние»

Нижегородские гармони обладают своими индивидуальными техническими и акустическими особенностями. Одна из ярких отличительных черт расположена прямо на «фасаде» инструмента (лицевая часть правого полукорпуса) – в качестве индивидуального клейма здесь указаны инициалы мастера. На «фасаде» нижегородские мастера изготавливали и индивидуальное корпусное украшение. Благодаря этому визуально можно было узнать, какому мастеру принадлежит данный инструмент. Индивидуальны были не только сами украшения: значение имеет количество прожилок на корпусе, крепление ремней, корпусная обработка металлом, рисунок решеток и др.

С конца 80-х годов в Петербурге стали распространяться двухрядные, а затем трех- и четырехрядные гармоники, получившие название петербургских. Формирование внешнего вида петербургской гармоники складывалось под влиянием заграничных образцов, которые поступали в Петербург в изрядном количестве.


Исторически (в конце XIX – первой половине XX вв.) ареал бытования петербургской гармоники включал в себя Северную Белоруссию, Эстонию, Латгалию, Литву, Псковскую, Ленинградскую, Новгородскую и север Тверской области, запад Вологодской, Карелию, то есть практически весь Восточнобалтийский регион. Вхождение этого региона в состав Российской империи и его географическая близость к Петербургу обусловили культурный взаимообмен со столицей, что, в частности, способствовало распространению музыкального инструментария.

04.05.2012 | Русские народные инструменты

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.

Гусли в описанном выше виде - в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslic — у поляков, housle ("скрипка") y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них — смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).

Исследователи начала XX в. отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в., преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.


Балалайка-контрабас

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 — 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении — 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Гармонь (гармошка)

— язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным и аккордеонам.

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд (примечание: гармонь «черепашка» не имеет левой клавиатуры); на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Отличительными особенностями гармоней, по сравнению с баяном или аккордеоном, являются:

  • Как правило, на гармони можно извлекать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков. Например, в гармони-хромке с 25-ю клавишами в правой и левой клавиатуре (25/25) с тональностью «До», это звуки: «Соль-диез» первой октавы, Ми-бемоль и Фа-диез второй октавы. У гармони с 27-ю клавишами в правой клавиатуре, кроме указанных звуков ещё добавлены До-диез и Си-бемоль.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann). Однако есть и другие данные. Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Считается народным инструментом татар со второй половины 19го века. Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: тульская, ливенская, вятская, тальянка (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12/15 кнопок, а на левой — три).
  • Двухрядные гармони: русская венка (первая двухрядная), хромка.
  • Автоматическая гармонь.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

В Белоруссии при игре традиционно используются только две ложки.

Кроме того, ложки широко используются в американской фолк-музыке и менестрель-шоу. Британская арт-рок-группа Caravan на своих выступлениях использует электрические ложки (ложки, снабженные устройством электрического усиления звука), на которых играет Джефф Ричардсон.

Очень трудно установить точное время появления на свет гармони и ее мастера – изобретателя. На сегодняшний день не существует на этот счет не одного мнения.

Давно уже считается, что автор изобретения музыкального инструмента Христиан Фридрик Бушман из Германии. В 1821 году им была изобретена губная гармошка, а спустя один год он изобрел и ручную гармонику. Однако имеются и другие данные. Сами немцы предполагают, что гармонь изобрел русский человек, который придумал новый способ извлечения звуков с помощью металлического язычка, который колеблется под действием потока воздуха. На эту проблему существуют и другие взгляды.

Изобретателей гармоники очень много, но памятник нужно поставить тому человеку, кому удалось изобрести гармошечную планку, а именно тому, кто додумался до того, как извлечь под давлением звуки из вставленного металлического язычка в миниатюрную металлическую рамку. И кто же это?

Только в нашей стране существует такой музыкальный инструмент, как гармонь. На Западе, и в других странах его называют – гармоника и объединяет в себе она такие разновидности как бандонеон, аккордеон, концертино и другие.

Русская гармонь – это тот музыкальный инструмент, который отражает духовный мир русского человека, а значит, и родиться она могла, как национальный инструмент, только у нас, в России. И не так важно, кто именно приложил руку к изобретению этого музыкального инструмента. Русский человек настолько богат на фантазию, настолько талантлив и многогранен, что только в России могли появиться на свет сотни, даже тысячи модификаций и разновидностей одного, по сути, изобретения, музыкального инструмента под названием гармонь.

И наконец, свершилось, в результате долгой работы с историческими архивами, профессору Миреки удалось выяснить тот факт, что первая гармонь появилась в Санкт — Петербурге, благодаря чешскому органному мастеру Франтишека Киршника. Он изготовил, располагая стационарной мастерской, свой экспериментальный музыкальный инструмент – первую гармонь. Продемонстрировал он ее впервые в 1783 году в концертном зале в доме Леона на Невском проспекте перед музыкальной взыскательной публикой.

Так же, стал известен и тот факт, что в 1830 годы Иван Сизов организовал массовое производство гармони в городе Тула, и это уже были музыкальные инструменты новой конструкции.

Гармоника распространилась по всем Губерниями стремительными темпами. Она стала принадлежностью не только зажиточной части населения, но и использовалась и крестьянами, и середняками и бедняками.

Со временем гармонь стала выпускать в самых разнообразных вариантах и разновидностях. Инструмент приспосабливали под особенности танцевальной и музыкальной культуры, к национальным обрядам и обычаям. И сейчас, в наши дни гармонь пользуется большим успехом. Под ее звуки пляшут на свадьбах, водят хороводы на Ивана Купала, одним словом, радуются и горюют.