Сценарий развлечения «День славянской письменности и культуры» для детей старшего дошкольного возраста. День славянской письменности - утренник Праздник ручной письменности сценарий для детей

Сценарий

«День славянской письменности и культуры»

Каждый народ вправе гордиться своим языком. Русский язык – богатейший, красивейший язык среди существующих на земле и им должны гордиться, защищать его как уникальное культурное и духовное явление.

Поэтому сегодня обращение к истокам духовности, нравственное возрождение общества, внимательное и бережное отношение к русскому языку, сохранение и преумножение его богатейшего наследия, сохранение многовековых традиций, основанных на укреплении патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу страны и малой Родины имеют огромную актуальность и значимость. Забота о возрождении отечественной культуры, основанной на нравственных идеалах и ценностях, развитие многовековых народных традиций – важнейшие задачи общества.

День славянской письменности и культуры даёт возможность обратиться мысленным взором в прошлое, осознать духовную ценность и актуальную культурную значимость подвига солунских просветителей.

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Церковь

отмечает его как День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

1-й ведущий : Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.

Ежегодно, 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий : было такое время, когда славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Каждый предмет у них что-нибудь означал, символизировал.

1-й ведущий : и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, «чертами и резами», а не руническим письмом…

2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у славян своей письменности.

1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит.

2-й ведущий : Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев- просветителей:

1 чтец

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

2 чтец

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия и Кирилла

В славянстве будут жить века!

Учитель:

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.


Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,

В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения к силам природы, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем древнее приветствие:

Из глубокого колодца (руки О)

Солнце медленно встает . (руки поднимаются над головой)

Свет его на нас польется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)

Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

Новый день оно начнет (руки вниз широко)

И сегодня собрались мы из разных школ, чтоб познакомиться, узнать больше о создателях письменности. В начале давайте познакомимся друг с другом.

(Визитки команд)

Учитель: у вас было домашнее задание: нарисовать букву. Каждая команда представляет свои буквы.(по 5 букв)

Игра «Нарисуй пословицу» : команды иллюстрируют пословицы, а другие отгадывают.

ПОСЛОВИЦЫ:

Аукцион слов: каждой команде дается слово «ПИСЬМЕННОСТЬ». Команды составляют слова.

Викторина

Прежде чем начать викторину, ребята, мы вам подготовили маленькое путешествие по истории.(рассказ по слайдам)

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл? (Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. («Повесть временных лет», «Русская правда» - свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась? (в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)? (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)Далее - просмотр док. фильма о слав просветителях

Во время подведения итога, каждая команда показывает свой номер.

Сценарий Дня славянской письменности и культуры

« Сначала было слово»

Подготовила: Самусевич В.Н..- учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Учитель . Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые можем написать и прочитать? Очень многое! Без этого языка, без букв не было бы нашей нации - русского народа, не было бы ни истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени. Сегодня мы с вами поговорим об истоках нашего языка, письменности и культуры, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книг

1 ведущий: Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. В России праздник был возрождён в 1985 году и отмечается ежегодно до 24 мая. В 1991 году празднику был присвоен статус государственного. Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. Все знания передавались устно.

2 ведущий: Но вот появилась письменность – великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе были бы непременно забыты.

1 ведущий : Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные сообщения, когда не было букв?

(Ребята отвечают.)

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Но дорога оказалась долгой. Послушайте отрывок из поэмы американского поэта Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», о легендарном вожде индейцев.

1-й чтец:

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на берёсте

Много сделал тайных знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Чёрный круг был знаком смерти;

Неба, звёзд, луны и солнца,

Гор, лесов и горных весей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для Земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

2 ведущий: Ребята, так что же изобрёл Гайавата? (Письмо.)

(Ребята отвечают.)

А как можно назвать такое письмо? (Рисуночное)

(Ребята отвечают.)

Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных пещерах можно было увидеть множество изображений птиц, зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией, или рисуночным письмом.

1 ведущий: Ребята, скажите, а сейчас, в современной жизни, используются ли где-либо пиктограммы, то есть рисунок-письмо? (Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы государств, городов и т.д.)

(Ребята отвечают.)

Конкурс «Нарисуй пословицу»

(Участникам раздаются карточки с пословицами. Участникам нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям отгадать её.)

Карточки

Аз, буки и веди, страшат, что медведи.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Азбука - к мудрости ступенька.

2 ведущий : Позже на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы, а когда две тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы-значки только для согласных – клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Известны и другие способы письма. Например, южноамериканские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу. К толстому шнуру или палке они крепили шнуры потоньше. О чём идёт речь, узнавали по цвету шнура. Жёлтый цвет означал золото, белый – серебро, красный – воинов. И число узелков на шнуре свидетельствовало о количестве людей или предметов. А в Северной Америке индейцы передавали информацию с помощью вампума. На шнуры нанизывали раковины разной формы, окрашенные в различные цвета. Красный цвет означал войну, чёрный – угрозу, белый – мир, счастье, благополучие.

1 ведущий : В третьем веке до нашей эры на Востоке появились иероглифы. Это знаки, которые обозначали целые слова. В Китае иероглифов приблизительно 50 тысяч, а пишутся и читаются они не слева направо, как у нас, а сверху вниз.

2 ведущий : В русском письме тоже есть элементы иероглифического письма. Например, знаки «+», «-», «=». Знак «+» можно прочитать по-разному: и как плюс, и как прибавить, и как сложить; знак «-» - как минус, отнять, вычесть; знак «=» - как знак равенства, равняется, равно.

1 ведущий : А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Чёрные, кривые, от рождения немые.

Станут вряд – сразу заговорят. (Буквы.)

(Ребята отвечают.)

Буквы составляют алфавит. Славяне ещё не знали букв, а вот финикийцы – народ, который в первом тысячелетии до нашей эры населял восточное побережье Средиземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу.

2 ведущий : Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность. Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале девятого века в Греции в городе Солуни. Отсюда их назвали Солунскими братьями. Это были очень образованные и мудрые люди.

1 ведущий : Старший брат Мефодий был назначен правителеи одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушёл в монастырь. Кирилл был библиотекатем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.

2 ведущий: В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали.Перед братьями поставили нелёгкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.

1 ведущий: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Сколько в этом алфавите было не похожих на другие алфавиты букв!

2 ведущий: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья были причислены к лику святых. Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма.

1 ведущий: Только три языка в мире – еврейский, латынь и греческий – были угодны в те времена. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку. Вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.)

(Ребята отвечают.)

2 ведущий: В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Именно ‘bf азбука стала основой русской «Азбуки». А почему этот учебник получил такое название? (По названию первых букв – «аз» и «буки».)

(Ребята отвечают.)

2-й чтец:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

1 ведущий : Шли времена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из неё некоторые буквы. Так появился современный алфавит. Сколько в нём букв?

(Ребята отвечают.)

2 ведущий : А знаете ли вы, на чём писали иероглифы, рисовали рисунки и выводили первые буквы наши предки?

(Ребята отвечают.)

Писали на стенах пещер, глиняных табличках, папирусе, коже животных, пергаменте, берёсте, пальмовых листьях, тканях, металлах. А во втором веке нашей эры китайцы изобрели то, без чего не было бы книгопечатания, - бумагу. И теперь мы не перестаём любоваться красочно иллюстрированными книгами.

1 ведущий: Посмотрите, как красивы страницы этих книг! Мы удивляемся и восхищаемся творениями человека, но не стоит забывать первоучителей, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.

3-й чтец:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы

На мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

2 ведущий : И.А. Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую речь. И мы также призываем вас, наше молодое поколение, к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.

4-й чтец:

О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Воспитатель 1. По широкой Руси нашей матушке
Колокольный звон разливается
Нынче братья Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Воспитатель 2. Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных равноапостальных
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Воспитатель 1. Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Воспитатель 2. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей. Дети:
1. 1. Русоволосые, сероглазые,
Лицом светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
2. 2. Своею статью все пригожие,
Все родные и все похожие,
Зовемся ныне россияне,
Издревле кто мы?
Мы – славяне! (хором)
3. 3. Мы чтим березы белоствольные,
Мы любим песни наши вольные,
Зовемся Маши, Юли, Тани,
Скажите, кто мы?
Мы – славяне! (хором)
Песня «Родина».
Воспитатель 1. Гой, вы славные наши гостьюшки, разлюбезные милые детушки, расскажу я Вам о Святой Руси, о далеких временах, Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы! Умели они пахать, да косить, дома-терема рубить. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать, да письма писать. В это же время жили-были два брата: ох и мудрые были. Старший – Мефодий, а младший – Кирилл. Мечтали они написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Дети:
1. 1. В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
2. 2. Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Воспитатель 2. Спустя время братья создали азбуку, которую назвали Кириллицей. Каждая буква имела свое название: «Аз», «Буки», «Веди». Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди». (показать картинки букв).
Мальчик Ваня разглядывает старославянские буквы, любуется ими:
- О какие буквы дивные!
Красивые, видимо, старинные!
Были они когда-то важны,
Теперь уже никому не нужны.
Под музыку вбегают буквы (у детей короны с буквами кириллицы).
Ваня удивленно: -Вы кто?
Буквы:
1. Я – буква ижица,
2. Я – фита,
3. Я – кси,
4. Я – пси,
5. Я – ять.
Ваня: Вы красивы и веет от вас стариной,
Но наш алфавит стал иной.
Мне очень жаль и скорбно весьма,
Что из нашего исчезли вы письма.
Буквы:
1. Что значит исчезли?
Что мы не важны?
А старые вещи вам не нужны?
2. Керосиновая лампа тоже старье,
Но ты же не выбросил её.
Ваня: - Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы прадедушке писала письма на фронт.
Буквы:
3. 1. Эти вещи стали редкость,
Это память о наших предках.
4. Ну и мы такая же память,
Нас нельзя забыть и нельзя оставить.
Нас Пушкин, Лермонтов писал,
И светом грамоты наш путь освещал.
5. 2. Мы в старинных книгах живем,
И не только видом красивы,
Православный дух храним,
На страже церкви нашей будем.
Воспитатель 1. Священное писание Библия – это книги Ветхого и Нового завета. В них указано, как жить, что значит православным христианином быть.
Уходят.
Песня «Бог любит всех людей».
Дети:
1. 1. В России, в Африке и в Англии.
Читают с радостью Евангелие.
Что лучше книжки нет на свете –
Об этом знать должны все дети.

А тем, кто любит слово Божье,

Господь всегда во всем поможет.

Разболелась голова!

Вместо «булка» - вышло «бука»,

Вместо «Мурка» - вышло «мука».

Вот мученье так мученье!

Не дается мне ученье.

Я не плачу, я креплюсь,

Часто Господу молюсь.

Песня «Положи свой камень».

1. 1. Богоматерь! Пречистая Дева!

Ты учила младенца Христа,

Вдохнови нас на доброе дело –

Звуки букв нам пошли на уста.

2. 2. Просвети, Богоматерь, народы,

У которых и книг ещё нет,

Дай им веру, любовь и свободу,

И ученья христианского свет.

3. 3. (Молитва «Богородице, Дево, ра­дуй­cя»)

Богородице, Дево, ра­дуй­cя, Благодатная Ма­рие, Господь с Тобою: благословенна Ты в же­нах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.»

Воспитатель 2. Русь талантами богата.

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит будет жить она.

Песня «Весна».

Загадки: Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает (книга).

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где пройдется –

Там след остается (карандаш).

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов – богатырей

Знает каждый грамотей (алфавит).

Черные, красивые, от рожденья все немые.

Станут в ряд – сейчас заговорят. (буквы)

Песня «Веснянка»

Воспитатель 1. А теперь встречайте современную азбуку (Двое ребят выносят плакат с алфавитом).

1. 1. Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

3. 3. Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы, посвященное Дню славянской письменности.

« О России петь - что весну встречать»

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в

которой мы живем, уважение к народным традициям.

Звучит праздничный колокольный перезвон.

1- ведущий :

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

2-ведущий : Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и

культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия - создателей

славянской азбуки. Они решили собрать все буквы, расположить

их в определенном порядке и записать в своей книге.

Книгу решили назвать « Азбука» по названию первых двух букв

«Аз» и « Буки». Так родилась азбука. , а порядок расположения

В России праздник был возрожден в1985

присвоен статус государственного. Было время, когда люди не

1-ведущий : Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные

сообщения, когда не было букв? (ребята отвечают)

Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось,

как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень

давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов еще

не было.А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды

люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам

и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки.

Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили

когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно

нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности.

Но дорога оказалась долгой.

2-ведущий: 10 лет назад в Москве в честь создателей Азбуки был открыт

памятник Кириллу и Мефодию, а сами они стали считаться

Звучит веселая музыка. Появляется Буквовешка.

Ведущий: Здравствуйте, вы кто?

Буквовешка: Здравствуйте, я Буквовешка! Я знаю все про буквы и пришел

к вам на праздник Дня славянской письменности, чтобы

поиграть с вами, познакомить вас с буквами.

Ведущий: Спасибо, Буквовешка, мы с удовольствием с тобой поиграем., ну

а буквы наши дети уже знают.

Буквовешка: Интересно! Я хочу проверить!

Проводится игра « Буква и слово»

Буквовешка показывает букву, дети называют ее и придумывают на эту букву слово.

Буквовешка: Надо же. И вправду знают буквы. Но у меня есть задание

потрудней. Угадайте, какую букву я не дописал?

Проводится игра «Недописанная буква»

Буквовешка показывает букву, у которой не хватает одного или несколько

Элементов. Дети называют варианты названия букв. Буквовешка хвалит детей.

Ведущий: Ну теперь ты убедился, что наши дети знают все буквы в

алфавите? И я предлагаю спеть всем вместе песню про

Исполняется песня « Алфавит» муз. Р. Паулса.

Буквовешка показывает буквы по порядку, дети называют, взрослые поют.

Буквовешка: Вы правильно назвали все 33 буквы. Но в древнем алфавите,

его называли кириллицей, буквы имели другие названия.

1-ребенок : Помним мы с детства знакомые звуки,

Вот это вот Аз, а это вот Буки,

Кириллу с Мефодием слава и честь,

За то, что славянская письменность есть.

2-ребенок : И ценит весь мир нашу культуру,

Читает взахлеб нашу литературу,

Пусть годы проходят, проходят века,

Культура славянская будет всегда!

Буквовешка : Правильно, ребята! Мы очень гордимся нашей письменностью.

Каждая буква неповторима и имеет свое имя: веди, люди,

буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать

людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро»,

« живете», « люди», «покой».

Слушайте и запоминайте названия некоторых букв:

А- «аз» , Б - «буки», В - «веди», Г - «глаголь» , Д - «добро». А

теперь повторите.

Проводится игра «Назови буквы кириллицы»

Буквовешка называет букву современного алфавита, дети дают ее старое название.

1- ведущий : Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать

стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных

пещерах можно было увидеть множество изображений птиц,

зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией,

или рисуночным письмом.

2-ведущий: Ребята, а сейчас, в современной жизни, используются где-

либо пиктограммы, то есть рисунок - письмо?

(Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы городов, государств)

(ребята отвечают )

Конкурс « Нарисуй пословицу»

(Ребятам раздаются карточки с пословицами. Нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям отгадать ее)

Аз, буки и веди, страшат, как медведи.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Азбука - к мудрости ступенька.

Буквовешка: Ох и устал я что-то.

1-ведущий: А ты сядь, отдохни. А наши девочки - красавицы тебе

исполнят танец. Да не какой-нибудь, а славянский!

Исполняется хоровод под звуки славянской музыки.

Буквовешка: Да, славно девочки танцуют! Вижу вы не только буквы

Знаете, но еще и танцуете! А в школу вы идете? Тогда

Специально для вас я приготовил школьный кроссворд.

Отгадайте загадки, впишите ответы в горизонтальные клеточки,

И узнаете название самой первой школьной книги.

Вносится мольберт с нарисованной сеткой кроссворда и цветные маркеры.

Буквовешка : Итак, первый вопрос.

Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она,

Сеет, сеет семена.

Не на поле, не на грядке-

На листах твоей тетрадки.

(ручка)

Хоть я и не прачка, друзья,

Стираю старательно я.

(резинка)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква З.

С виду черные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят.

(буквы)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква Б.

Заливается звонок,

Начинается …

(урок)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква У.

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

(линейка)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква К.

Стоит дом, кто в него войдет,

Тот ум приобретет!

(школа)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква А.

1-ведущий: Вот спасибо тебе, Буквоведушка! Многому ты научил наших

ребят! Очень интересно с тобой, но наш праздник подходит

2-ведущий: Братья Кирилл и Мефодий –гордость всего славянского

Мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце,

Разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит

Земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед

Господом, и всем нужна грамота. Россия гордилась и будет

Гордится своей письменностью!

1-ребенок: О России петь - что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

2-ребенок: О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать..

3-ребенок : О России петь - что тоску забыть.

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

1-ведущий: На Руси всегда была традиция отмечать праздники

танцами и песнями. Громче музыка играй, громче песню

Исполняется русская народная песня « Земелюшка - чернозем»

2-ведущий: На этом наш праздник, посвященный Дню письменности,

заканчивается. Спасибо за внимание.

Сценарий праздника славянской письменности.

Каждый слушать их готов,

Сколько песен о России-

Столько в ополе цветов.

Песня. « Моя Россия.»

1.Россия моя, с чем тебя мне сравнить?

Без тебя мне не петь, без тебя мне не жить!

Россия моя, соловьиный рассвет,

Ранит душу мою твой березовый цвет.

Все, чем в мире живу,

Все, чем в жизни дышу,

Все, что было и есть я –Россией зову!

Ты мудра и добра,

И народы земли славят имя твое, славят думы твои!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

(Мальчик Ваня разглядывает старославянский буквы, любуется ими.)

Ваня:

О, какие буквы дивные!

Красивые, видно старинные!

Были они когда-то важны,

Теперь уже никому не нужны.

(Под звуки танцевальной музыки вбегают буквы, У детей короны с буквами кириллицы.)

Ваня : (удивлённо) Вы кто?

Буквы:

Я буква ИЖИЦА.

Я ФИТА

Я ЮС МАЛЫЙ

Я ПСИ

А я ЯТЬ

Ваня:

Вы красивы и веет от вас стариной, но наш алфавит стал иной, мне очень жаль, что из нашего вы исчезли письма.

Буквы:

1: Что значит исчезли?
Что мы не важны,

А старые вещи вам не нужны?

Ваня:

Многие вещи стали редкостью,

Это память о наших предках.

2: Ну и мы такая же память,

Нас нельзя забыть и нельзя оставить,

Нас Пушкин, Лермонтов писал,

Мы светом грамоты их путь освещали.

3: Мы в старинных книгах живём.

И не только видом красивы.

Православный дух храним.

(Буквы уходят)

Ваня: Проходят времена, меняется человек.

Иной облик придаёт ему век.

Но жив православный народный дух

Благодаря деянию двух

Братьев славянских - Кирилла и Мефодия,

Память, о которых вечно в народе.

Сила деяния Кирилла и Мефодия,

Велика и бессмертна, как родной язык.

Ведущий:

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. (звучит старинная азбука ) Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "земля", "люди", "покой". Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.

(Входят буквы).

Аз:

Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут "Аз".

Буки :

А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут "Буки". А теперь назовите нас по порядку.

Ведущий:

Получилось слово "Азбука". Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: "Сначала "аз" и "буки", а потом и науки". С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.. А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!

Веди :

Здравствуйте, дети! Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю.

Ведущий:

Ну, тогда слушай мою загадку:

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (березы).

Глаголь:

Здравствуйте, дети! Я буква "Глаголь".

Ведущий:

Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? Глаголить - значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько: подумать. В народе говорили: "Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь".

Ведущий :

Смотрите, к нам спешит еще одна буква!

Добро:

Добрый день, дети! Меня зовут "Добро".

Ведущий:

Какое у тебя доброе имя! Доброта - лучшая черта характера человека.

Чтец:

Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Чтец:

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Ведущий: А к нам из азбуки идет новая гостья!

Люди :

Здравствуйте, дети! Я - буква "Люди".

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Ведущий:

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них - Буква рычащая.

Рцы:

Здравствуйте, дети! Я - буква "Рцы". Недаром я собой горжусь, ведь - я начало слова "Русь

Ведущий: Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Чтец:

Буква к букве - будет слово,

Слово к слову - речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Чтец:

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Чтец:

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

Чтец:

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.


Ведущий 2: С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы?

Ведущий 1: Как возник у каждого народа его родной язык?

Ведущий 2: У славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим источникам, знают о начале славянской грамоты. Мы не только знаем время появления славянской азбуки, но и имена творцов славянской письменности и их жизнеописание.

3чтец.

Первоучители!

Старший брат – Михаил,
Младший брат – Константин,
Так в миру их тогда называли,

И болгарский язык понимали.

Ведущий 1: Родились они давным-давно, больше тысячи лет назад, в греческом городе Солуни (теперь Салоники, в Северной Греции).

Ведущий 2: В детстве оба ни в чем не знали нужды. Их отец был богат и знатен. Мальчики жили в огромном доме, где их окружала роскошь, а слуги спешили исполнить любое желание.

Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший.

Всё в школе казалось Константину очень интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами: А почему учитель всё время говорит по-гречески? А почему у славян нет своих книг? А Михаил отвечал: « Потому что писать на славянском языке нельзя.»

«Вот я вырасту и придумаю славянские буквы».-сказал Константин.


Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян.


Ведущий 1:

Старший из братьев, Мефодий, с ранних лет проявлял интерес к знаниям. Его наставляли в науках приглашенные отцом домашние учителя. Потом он поступил на военную службу и так хорошо справлялся со своими обязанностями, что скоро, несмотря на молодость, занял очень высокое положение. Сам византийский император покровительствовал способному юноше и назначил его правителем Македонии - подвластной Византии страны, основным населением которой были славяне.


Ведущий 2: Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более богатыми, чем их отец. Как люди, приближенные к императорскому дому, они бы ни в чем никогда не нуждались.

Ведущий 1: Однако оба брата выбрали другой путь. Они увенчали себя великой славой, но не как царедворцы или военачальники, а как проводники христианской веры и сеятели книжных знаний среди славянских народов.

1чтец.

В Новгороде Великом есть памятник, который называется « Тысячелетие России».

2чтец.

В этом удивительном памятнике предстают перед нами более ста выдающихся деятелей нашего Отечества,и наряду с Нестором Летописцем, Пушкиным, Достоевским и другими великими людьми, мы видим святых Кирилла и Мефодия. Кто они такие?

3чтец.

Святые братья Кирилл и Мефодий - просветители славян. Создатели славянской письменности!

Первоучители!

Славим Русь нашу святую! По великим именам

Православную, родную нашим мыслям и сердцам,

Как прошла ты сквозь тревогу, сквозь безграмотность, вражду?

Вразумил тебя Мефодий с Константином на молву!

4чтец.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостальных,

В Белоруссии,

В Македонии, В Польше, Чехии и Словакии.

5чтец.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

1чтец.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

(Колокольный звон.)

2чтец.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон расстилается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

(Хор исполняет тропарь св. Кириллу и Мефодию).

3чтец:

Самый младший брат, самый старший брат –
Это братья Кирилл и Мефодий;
Нам открыла история их имена,
А они начинали историю…

4чтец.

Старший брат – Михаил,
Младший брат – Константин,
Так в миру их тогда называли,
С детства слышали старославянский язык,
И болгарский язык понимали.

5чтец.

Шел девятый век,
Европейский мир перемены ждал,
Азиатский мир перемены ждал,
А славянский мир это предвещал
.

1чтец.

Жития рассказывают нам, что родились братья в городе Солуни. В этом городе было много славян, и поэтому почти все его жители знали славянский язык. Этот язык с раннего детства был знаком Кириллу и Мефодию.

Монах Кирилл и праведник Мефодий,
Два брата, что в Салониках родились,
Задумали букварь создать славянский,
Чтоб знал Писанье каждый славянин…

2чтец.

Старший брат Михаил по следам отца
Поступил на службу военную;
Прослужив много лет, он решил уйти
От житейских дел и от суеты –
В монастырь на Олимп, прославлять Творца,
Созидать красоту нетленную.




3чтец.

Младший брат Константин, не спеша, подрастал,
С детства умные книги жадно читал,
Христианских церковных отцов почитал,
Трепетал от великого Слова,
От Григория Богослова!

Там он принял святой монашеский сан
И с тех пор называться Мефодием стал,
Приступил к своей службе немедленно:
Впереди его подвиг пожизненный ждал