Левитан исаак ильич биография кратко интересные факты. Исаак ильич левитан, биография и картины

В 1870 г. семья будущего художника перебралась в столицу. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он стал студентом столичного училища живописи. Обучался у Перова, Поленова, Саврасова.

В 1875 г. Исаак потерял мать. Финансовое положение семьи было настолько плохим, что училище периодически помогало ей деньгами. Через год юный Левитан, талант которого признавали и его великие учителя, и ректор училища, был освобожден от уплаты за образование. Еще через год, после смерти отца, Левитан стал студентом пейзажного класса А. Саврасова.

После покушения на жизнь Императора, вышел специальный указ, запрещающий людям еврейского происхождения жить в Москве. Левитан, обосновался в Подмосковье. Там была создана картина “Вечер после дождя”. Продав это полотно, художник смог снять обставленную комнату в Москве.

Весной 1885 г. Исаак Ильич окончил обучение. Но вместо звания художника ему выдали другой диплом, свидетельствующий о том, что он может работать учителем чистописания.

Становление

Апрель 1885 г. ознаменовался знакомством Левитана с А. П. Чеховым . Дружба этих ярких, талантливых людей, была непростой и порой походила на яростное соперничество.

Во второй половине 80-х годов финансовое положение Исаака Ильича стабилизировалось. Но непростое детство и беспокойная юность неблагоприятно сказались на состоянии здоровья. У художника резко обострилось сердечное заболевание.

Здоровье нормализовалось после поездки в Крым. После этого художник организовал выставку 50 пейзажей.

В 1888 г. состоялось путешествие Левитана на Волгу, о котором он давно мечтал. Во время этой поездки художник “влюбился” в местечко Плес, где провел три замечательных в плане творчества летних сезона. Именно там он создал около двухсот пейзажей, в том числе и картину “Над вечным покоем”. Критики признали это произведение “самым русским из всех существующих”.

Его картины “Золотая осень” и “Март” были приобретены П. М. Третьяковым. В 1896 г. Левитан, А. Попов и В. Симов организовали совместную выставку.

В 1898 г. художник стал Академиком пейзажного творчества. Ему поступило предложение преподавать училище живописи, студентом которого он когда-то был.

Изучая краткую биографию Исаака Левитана, следует запомнить, что к наиболее известным картинам И. И. Левитана относятся полотна “Осенний день”, “Березовая роща” и “Вечер на Волге”.

Болезнь и смерть

В 1896 г. художник вторично переболел тифом. Из-за этого обострилась аневризма сердца. В 1899 г. он по настоянию врачей отправился в Ялту на лечение. Но заболевание уже приобрело необратимый характер, и лечение не помогло.

И. Левитан ушел из жизни 22 июля (4 августа) 1900 г. Около 300 этюдов и 40 картин остались незавершенными. Для детей будет важно знать, что в 1901 г. в Санкт-Петербурге и Москве состоялась посмертная выставка художника. На ней было представлено даже незавершенное полотно “Озеро”.

Другие варианты биографии

  • На художника часто находили приступы меланхолии. Однажды он предпринял попытку самоубийства.
  • Во время обучения в училище он столкнулся с ярким проявлением шовинизма и национализма. Некоторые преподаватели были возмущены самим фактом того, что художник еврейского происхождения “смеет касаться” русской природы.
  • В 1892 г. Левитан увлекся своей замужней ученицей, С. Кувшинниковой. Этот эпизод был описан Чеховым в рассказе “Попрыгунья”. Писатель осудил этот роман, и их отношения с Левитаном испортились навсегда.

4 августа 1900 года в своём доме-мастерской в Трёхсвятительском переулке умер известный русский художник Исаак Левитан. Его часто называли мастером «пейзажа-настроения» — такой картины, где природа одухотворена человеческой мыслью. Рассказываем о судьбе и творчестве Исаака Ильича.

Детство

Исаак Левитан родился в 1860 году в посаде Кибарты (ныне территория Литвы) в бедной, но интеллигентной еврейской семье. Отец его, самостоятельно выучив французский и немецкий язык, работал переводчиком в городе Ковно, в то же время занимался образованием ребёнка. В возрасте 10 лет Исаак Левитан вместе с семьей переехал в Москву, где он вместе с братом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Здание Московского училища живописи, ваяния и зодчества

Первые картины

Огромную роль в формировании Левитана как художника сыграли его учителя в Училище — известные художники Перов, Поленов, Саврасов. У последнего, по свидетельствам современников, Левитан вообще был в любимчиках. В скором времени, потеряв родителей, Исаак Левитан был вынужден зарабатывать деньги своим мастерством — с ранних лет он начал выполнять художественные заказы, проводил уроки рисования, рисовал для различных журналов. Уже тогда, в возрасте 17 лет, Левитан начал выставлять свои картины на ученических выставках.

«Солнечный день. Весна». Исаак Левитан, 1877 год

Одну из них — картину «Осенний день. Сокольники» — неожиданно приобрел для своей прославленной галереи Павел Третьяков, что, безусловно, вдохновило начинающего художника.

«Осенний день. Сокольники». Исаак Левитан, 1879 год

Знакомство с передвижниками

Одним из важнейших событий в жизни Исаака Левитана стало знакомство с известным меценатом Саввой Мамонтовым. По заказу Мамонтова Левитан стал выполнять ряд работ, в том числе вместе с другими художниками занимался оформлением декораций. Впоследствии Левитан стал частым гостем в доме Мамонтова, где познакомился с кругом превосходных художников.

«Вечер на пашне». Исаак Левитан, 1883 год

В 1884 году картина Левитана «Вечер на пашне» впервые была показана на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где посетители по достоинству оценили талант начинающего художника. В то же время Левитан формально оставался учеником Училища, хоть и перестал посещать занятия. В результате, выпускаясь, звания художника он так и не получил — ему выдали диплом учителя чистописания.

«Саввинская слобода под Звенигородом». Исаак Левитан, 1884 год

В начале 1880-х годов, перебиваясь деньгами, полученными от продажи картин, Исаак Левитан поселился в небольшой подмосковной деревне Максимовка, где познакомился с жившим поблизости Антоном Чеховым, дружба с которым завязалась на долгие годы. В той же деревне Левитан написал большое количество пейзажей.

«Мостик. Саввинская слобода». Исаак Левитан, 1884 год

«Берёзовая роща». Исаак Левитан, 1885 год

Путешествия

Насладившись умиротворенной деревенской жизнью, художник стал искать вдохновения в поездках. Однако Левитан решил не ехать для этого за границу, а начать с необъятных просторов России. Весьма плодотворными получились поездки в Крым и на Волгу, где художником выполнил ряд известных пейзажей.

«У берега моря. Крым». Исаак Левитан, 1886 год


«Свежий ветер. Волга» Исаак Левитан, 1895 год

«После дождя. Плес». Исаак Левиан, 1889 год

На конец 1880-х годов, как склонны считать искусствоведы, приходится расцвет таланта Исаака Левитана. Антон Чехов писал по поводу новой картины «Тихая обитель»: «Левитан празднует именины своей великолепной музы: его картина производит фурор».

«Тихая обитель». Исаак Левитан, 1891 год

В 1890 году Левитан все же побывал за границей: он сделал целое турне по культурным центрам Европы. Результатом поездки стало несколько картин, которые наглядно свидетельствуют о его любви к маленьким тихим городкам.

«Канал в Венеции», 1890 год


«На озере Комо. Набережная». Исаак Левитан, 1894 год

Последнее пристанище

После долгих скитаний в 1889 году Левитан поселился в Москве, в доме-мастерской в Трехсвяительском переулке. В 1890-е годы Исаак Левитан работал прежде всего в разных местах Владимирской и Тверской губерний, создав одни из наиболее значимых своих полотен.

«У омута». Исаак Левитан, 1892 год

«Над вечным покоем». Исаак Левитан, 1894 год

В своей мастерской Исаак Левитан проработал вплоть до весны 1900 года, когда, гуляя с учениками, подхватил сильную простуду. Ослабленное сердце художника не выдержало: он не оправился от своей болезни и умер 4 августа 1900 года.

«Этот на редкость красивый, изящный мальчик-еврей, похожий на нищих детей-итальянцев, сильно нуждался, и про него в школе ходило много полуфантастических рассказов…» , - писал Михаил Нестеров об одном из своих товарищей по училищу.

О том, что этого юного красавца ждет блестящее будущее, догадывались все, кому доводилось с ним общаться. Друзья называли его Левиташей, а в историю искусства он навсегда вошел как великий русский живописец-передвижник Исаак Левитан (1860-1900) .

Он родился в большой и дружной еврейской семье и всю жизнь тащил на себе «крест» нерусского происхождения. Чтобы поправить финансовое положение в начале 1870 года семья переехала в Москву. В белокаменной Левитанам приходилось перебиваться редкими грошами, которые получал отец за преподавание английского и французского языков. Но родители были рады, когда Исаак решил поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Прежде, чем ворваться в искусство, Левитан прошел путь унижений и лишений. Исаак совершенствовал свое мастерство, а студенты и педагоги глумились над юношей-евреем. Учителя не испытывали особого восторга от его присутствия в классе, а увлечение этого студента русским пейзажем казалось им неискренним.

Но были мэтры изобразительного искусства, которые не копались в родословной юного Исаака. На его талант и способности обратили внимание , Саврасов и Поленов. В первых еще неуверенных мазках студенческой руки они разглядели задатки будущей звезды русского искусства и проявили к нему особое внимание.

Надежды Исаака Левитана на хорошее образование могли рухнуть в один момент из-за смерти родителей в 1875 году. Осиротевшим детям пришлось вести нищенский образ жизни. И чтобы выкрутиться из бедственного положения Исаак работал не покладая рук, а дополнительную помощь получал от полюбивших его преподавателей.

Сам Саврасов «выпросил» Левитана у своего друга Василия Перова, потому что видел в молодом художнике творческие способности, искренность натуры и пытался облегчить положение бедного студента. Чаще других Исаак получал небольшие денежные пособия, материалы для рисования, а на четвертом курсе его рекомендовали для получения стипендии князя Долгорукова. Но этих средств не хватало для нормального существования.

А вскоре стали замечать, что после вечернего обхода училища студент Левитан незаметно пропадает, а возвращается только к началу классов. Но не все знали, что Исаак в это время отправлялся на верхние этажи старого дома Юшкова, ко двору которого боялись подойти московские обыватели. Людей пугала старая «страшилка» о привидениях, а нуждающийся студент не боялся оставаться в теплом доме на ночь, чтобы начать голодное утро мечтами о нежно любимой природе.

Привязанность к природе и умение глубоко чувствовать ее состояния порой доводили Исаака до слез. С детства родственники знали, что вдруг пропавшего куда-то мальчика они могут найти на живописной опушке или около ручья, где он созерцал восход или закат. По-детски нежную любовь к миру Левитан сумел сохранить и в зрелые годы.

Великий русский художник Саврасов один из первых заметил в любимом ученике не только задатки профессионального художника, но и родственную душу. Под влиянием опытного наставника юный живописец написал картины «Солнечный день. Весна», «Вечер», «Осень. Дорога в деревне» и «Ветряные мельницы».

Многие художественные приемы Левитана стали новаторскими для русской живописи. На небольшой картине «Пасмурный день на Москве-реке» молодой художник опробовал те композиционные решения, которые через десяток лет стали характерными для его более зрелых картин.



Это полотно было найдено не так давно, а вот пейзаж «Симонов монастырь» до наших дней не уцелел, но в далеком в 1879 году он стал настоящим откровением на ученической выставке.

В этом же году произошло покушение на Александра II, и положение Левитана ухудшилось. Царская администрация начала переселение евреев из «первопрестольной», и Исааку пришлось поселиться с сестрой в подмосковной дачной местности, откуда он пешком ходил в училище. Затем художник переехал в Останкино, он очень уставал, но это не мешало ему продолжать работу над картиной «Осенний день. Сокольники». Ее он презентовал на следующей ученической выставке и получил, пожалуй, самую высшую награду для молодого живописца.



За 100 рублей полотно приобрел Павел Третьяков. Основатель знаменитой галереи и искушенный ценитель живописи больше не выпускал Левитана из вида и почти каждый год покупал у него новые картины для своей коллекции.

На некоторое время успех работы «Осенний день. Сокольники» облегчил финансовое положение Левитана и придал ему уверенность в себе. Но на этом «английский» период его творчества не закончился. Художник действительно мог похвастаться тем, что в свои 20 лет уже несколько раз бывал в «Англии». Но не в стране – «Англией» называли меблированные номера в гостиницах, где останавливался не имевший постоянного крова Исаак.

«Подхалтуривал» живописец, работая в иллюстрированном еженедельнике, где в то же время публиковались рассказы Антоши Чехонте (творческий псевдони А.П. Чехова - ред.) . Художник и писатель стали близкими друзьями, и Левитан почти каждое лето проводил с семьей Чеховых в подмосковной усадьбе близ Нового Иерусалима. С ними же Исаак пережил душевный кризис, который довел его до попытки самоубийства. Вместе с Чеховыми он разделял любовь к искусству и природе, устраивал музыкальные вечера и чтения сатиры Салтыкова-Щедрина, занимался охотой, рыбалкой и забавлялся играми, организатором которых неизменно был остроумный Антон Павлович.

Эти двое являли собой эталон дружбы, но и между ними однажды произошла ссора. В 1892 году вышел рассказ Чехова «Попрыгунья», и Левитану показалось, что сюжет основан на фактах его личной жизни. Речь шла о любовном треугольнике художника, его ученицы Софьи Кувшинниковой и ее мужа Дмитрия. Как потом стало понятно, эта обида была пустой, потому что между этой троицей и главными героями рассказа не было ничего общего. Вскоре Левитан простил своего друга, и в честь этого Чехов подарил живописцу книгу с нескромной подписью: «Величайшему художнику от величайшего писателя» .

Молодого Левитана не устраивал достигнутый уровень мастерства, поэтому он продолжал углубленное изучение основ изобразительного искусства и природы, стремясь достичь желанного идеала. За эталон Левитан принимал произведения Саврасова и Поленова, поэтому картина «Дуб» была композиционно близка первому, а живописным строем напоминала манеру второго.



Однако неповторимые грани собственного таланта Левитана проявлялись в уникальном чувстве света и внимании к малейшим изменениям природы. Мастер стремился не просто изобразить, но и объяснить пейзаж с художественной точки зрения, сформулировав специфику «смыслообразования».

Этот прием он опробовал при работе над одной из своих лучших картин «Весной в лесу». Именно здесь заметна редкая способность Левитана к владению зеленым цветом, который другие живописцы называли «неудобным». На одном полотне художник использовал множество его тонких оттенков.



Следом художник написал пейзаж «Последний снег», на котором изобразил ещё не успевшую проснуться от долгого зимнего сна природу, и картину «Зимой в лесу», где разнообразные оттенки серого сочетаются с уже более тёплыми весенними тонами.

Свою любовь к весне Левитан выразил через полотна «Первая зелень. Май» и «Мостик. Саввинская слобода», написанные под Звенигородом.

В 1884 году Левитан почувствовал себя сложившимся живописцем, он был увлечен работой, поэтому прекратил посещать классы училища. Но получил не желанный диплом художника, а всего лишь диплом «учителя чистописания». Это нанесло сильный удар по его и без того слабому здоровью: Левитан с детства страдал пороком сердца.

В марте следующего года Левитан получил деньги за работу над декорациями для Мамонтовской оперы и отправился в Крым, где провел два месяца. Здесь художник приводил в порядок свое здоровье и активно рисовал, изображая крымскую природу. Довольно простые по сюжету, но исполненные поэзии картины «Берег моря. Крым» и «Сакля в Алупке» определили любимые мотивы, привлекавшие художника в то время. Левитан вдохновлялся видом гор, обветренных утесов и уютных террас с гранитной насыпью.

Крымские этюды экспонировались на Периодической выставке Московского общества любителей художеств и были раскуплены в первые же дни после ее открытия, но соблазнительная перспектива развития этой тематики не прельстила художника. Крым не стал для него «своим», и вскоре он написал Чехову, что Ялта ему до смерти надоела.

Те же чувства Левитан испытывал во время путешествия по Волге. Тогда стояла дождливая погода, и река показалось ему слишком тоскливой. Первая поездка вышла комом, но художник все равно стремился обобщить свои скудные впечатления. Из-под его кисти вышли картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге», на них Левитан изобразил живое движение той реки, которую он когда-то посчитал «мертвой».

Но во время второго путешествия на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и потом вверх по Волге мастер испытал прилив творческой энергии. В городке Плёс были написаны натюрморты «Одуванчики» и «Лесные фиалки и незабудки».

Далее художник отправился в Западную Европу, чтобы познакомиться с современной живописью. Его особенно интересовала Всемирная выставка в Париже и устроенная там ретроспективная экспозиция художников барбизонской школы.

Во Франции и Италии Левитан написал ряд пейзажей, а лаконичная картина «Берег Средиземного моря» до сих пор считается одной из самых изящных марин в европейском искусстве.

Пейзажи, созданные художником в Венеции и Альпах, сочетали в себе сцены повседневной итальянской жизни и были выполнены в технике пастели, так полюбившейся Левитану после написания картины «Близ Бордигеры. На севере Италии».

Но художник понимал, что в его заграничных работах не хватает той сердечности, которая была характерна для российских полотен. После возвращения на родину Левитан написал картину «Тихая обитель», ставшую одной из самых значимых для живописца.



Когда она появилась на выставке передвижников 1891 года, интеллигенция Москвы сразу заговорила, что Исаак Левитан превратился из нищего мальчишки в изящного и доброго джентльмена.

Левитана стали признавать, и в 1890 году начался период его творческого расцвета, который, впрочем, быстро закончился: Левитана выселили из Москвы. Художник коротал дни в Тверской и Владимирской губернии. А в это время его влиятельные друзья, понимающие абсурдность произошедшего, добивались его возвращения в Москву.

В это время художник написал знаменитую картину «Владимирка», посвященную многострадальному еврейскому народу. Для Левитана полотно стало настоящим гражданским поступком, и он преподнес его в подарок Павлу Третьякову, в коллекции которого видел огромное социальное значение.



Через пару лет Исаак Левитан написал масштабную картину драматического цикла и назвал ее «Над вечным покоем». Этот довольно мрачный пейзаж имел для художника планетарный смысл.

Тому же Третьякову мастер однажды написал, что в этой картине «весь он со своей психикой и содержанием» .



Внутреннее состояние Левитана менялось вместе с развитием его творческих способностей. Он не любил зиму и крайне редко изображал заснеженные пейзажи.

Но в 1895 году художник написал картину «Март», на которой изображен ясный день самого начала весны.



Он продолжил работать над «холодными» пейзажами и после поездки в Финляндию: закончил полотна «На севере», которое было проникнуто хмурым величием озерного края, и «Остатки былого. Сумерки. Финляндия», близкие по архаическим стремлениям поздним картинам Рериха.

1897 год стал для Исаака Левитана периодом высоких достижений и роковым жизненным рубежом. В марте Чехов сделал запись в своем рабочем дневнике: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука «тук-тук» слышится «пф-тук» . В июле доктор поставил другу диагноз: «У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину» .

Жизнь художника завершалась, но он продолжал работать, ясно осознавая близость конца. В это время Левитан то обращался к спокойным и привычным деревенским пейзажам и написал «Лунная ночь. Деревня», «Тишина» и «Сумерки. Стога», чтобы «монументализировать дыхание земли» .

А потом со страстной жаждой жизни принимался за экспрессивные картины с динамичными образами и рельефной фактурой, подобные полотну «Бурный день», на котором заметна стремительность ритма и бег быстрых и открытых мазков.



Смертельная тоска и чувство обреченности порой одолевали Левитана. Лесное кладбище, беспомощно гнущиеся под порывами сильного ветра деревья и свинцовая туманность картины «Буря. Дождь» стали олицетворением того, что творилось в душе художника в последние годы.



Но Левитан все равно находил силы на поиски новых творческих решений и задавал моду в изобразительном искусстве. У него проснулся интерес к русским западникам и модерну. И хотя он был поглощен любовью к русской культуре, но хотел найти тех, кто смог бы обогатить ее классическими и современными традициями Европы.

В 1900 году Левитан написал картину «Летний вечер», на которой изобразил простейший мотив и завершил работу над большим полотном «Озеро. Русь», навеянное впечатлениями от поэзии Пушкина. Но он только коснулся кистью холста, где должен был появиться пейзаж «Уборка сена». Художник наметил основные цветовые решения, нанес рельеф, но не смог закончить работу.

Весной Исаак Левитан простудился на даче в Химках, а 22 июля скончался от легочного кровоизлияния.

Красотой каждого дня художник наслаждался с искренностью и тоской, жалея только о том, что однажды не сможет увидеть прекрасные пейзажи:

«Вы, я - умрем. Это в порядке вещей. Но жаль, что мы уже этого не увидим»


Исаак Ильич Левитан - один из выдающихся русских пейзажистов, открывший в конце 19 века для почитателей искусства простую красоту русской природы. За двадцать лет своего творческого пути художник оставил огромнейшее художественное наследие. Кто-то из современников назвал Исаака Левитана "удачливым неудачником". Великому художнику и в самом деле не слишком везло в личной жизни...

О происхождении Левитана ходят различные версии. По официальной - он родился в семье литовских евреев Эльяша и Баси Левитан, и датой рождения считается 18 августа 1860 года. Мальчик был вторым ребенком из четверых детей в семье.

бедного родственника". Эта версия объясняет то, что всю жизнь Левитан "…никогда и ничего о родных и детстве не говорил. Выходило, как будто у него не было совсем ни отца, ни матери. Порой казалось даже, что ему хотелось забыть об их существовании…».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219414441.jpg" alt="Исаак Левитан. (1879). Автор: Авель (Адольф) Ильич Левитан." title="Исаак Левитан. (1879).

А Исаак в то время запоями работал над пейзажами, не имея возможности показать кому-нибудь свои работы. Так как даже к железнодорожной станции не было в чем выйти: от ботинок осталась одна подошва, которую привязывал к ногам веревочками. Пиджак и брюки были изношены до дыр.

В училище Левитан был одним из талантливейших учеников. Его учителя Саврасов и Поленов прочили ему великое будущее пейзажиста. Но из-за многих причин, в том числе и национального фактора, Левитан был выпущен из училища в 1884 году со званием "неклассного художника", что давало право преподавать лишь чистописание.

"Талантливый еврейский мальчик , - писал К. Паустовский, - раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников".

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219410408.jpg" alt="Портрет И.И. Левитана. (1891). Автор: Василий Поленов" title="Портрет И.И. Левитана. (1891).

После 30 лет Левитан стал очень болезненным: нищенская студенческая жизнь впроголодь давала о себе знать. Многие из знакомых утверждали, что художник, будучи студентом, иногда жил на три копейки в день. А лишившись жилья и спасаясь от холода в зимние морозы, тайком ночевал в училище.

Дважды за свою жизнь художник переболел тифом. После второго раза получил обострение сердечной болезни, которая и стала причиной кончины художника, не дожившего и до сорока лет.

Кроме того, Левитан страдал меланхолией, депрессией, суицидальным состоянием: он дважды пытался свести счеты с жизнью. И все из-за несбывшейся любви, неудовлетворенности собой и личной неустроенности. Исаак Ильич дважды стрелялся. Но, к счастью, попытки оказались неудачными. "Меланхолия дошла у меня до того, что я стрелялся. Остался жив, но вот уже месяц, как доктор ездит ко мне промывать рану и ставить тампоны..." ,- писал он.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219413411.jpg" alt="Портрет И. И. Левитана. (1900-е). Автор: Валентин Серов." title="Портрет И. И. Левитана. (1900-е).

(Этот графический портрет был написан Валентином Серовым через год после кончины великого пейзажиста.)

"Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи"

А вот простой русский пейзаж для художника был выше всякой любви: «Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них - собст­венники. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой, бесприютной музе, всё остальное - суета сует...»

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219412317.jpg" alt="У омута. (1892).

Мастер обладал уникальным даром «заставить говорить» сам пейзаж. Для этого ему совершенно не нужны были "ни люди, ни животные, ни даже птицы". Его преподаватель А.Саврасов говорил: «Ты должен научиться писать так, чтобы жаворонка на холсте было не видно, а пение его - слышалось». Что Левитан и воплощал в своих "пейзажах настроения"

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219416329.jpg" alt="Берёзовая роща. (1885-1889).

Великий мастер русского пейзажа Исаак Ильич Левитан родился в большой и дружной еврейской семье в заштатном литовском городке у самой польской границы. Его «нерусское» происхождение до конца жизни будет причиной унижений и лишений, но не заставит его покинуть страну, которая всегда была для него источником вдохновения, несмотря ни на что.

Финансовые трудности заставили семью художника переехать в , где в возрасте 13 лет Левитан поступает в Художественное училище. Годы учебы были полны и успехов и неприятностей. Не всем педагогам нравилось, что их ученик еврей. А увлечение Левитана русским пейзажем казалось мэтрам наигранным и неискренним. Повезло мастеру с главными педагогами – , и . Они сумели разглядеть в первых робких и неуверенных мазках школяра будущий талант, поэтому относились к студенту Левитану по-особенному.

Ранняя смерть родителей едва не перечеркнула планы на образование. Помогли преподаватели и друзья. Молодой художник работает не покладая рук. В конце 70-х годов 19 века Левитан знакомится с Чеховым. Это знакомство было важным для обоих. Трудно себе представить более духовно близких людей, одинаково талантливых, одинаково тонко чувствующих красоту.

Во время ученической выставки в 1879 году одну из работ студента Левитана (Осенний день. Сокольники.) за 100 рублей покупает сам Третьяков. Казалось бы, с этого момента жизнь должна измениться к лучшему. Но нет, в этом же году Левитана, как и всех евреев, высылают из Москвы. Только через год, благодаря хлопотам влиятельных друзей, ему удалось вернуться обратно.

В период с 1880 по 1885 годы художник создает свои известные полотна «Осень», «Сосны», «Первый снег». Мастер становится известным, его работы популярны. В 85-м году, вместо диплома художника, училище выдает Левитану диплом «учителя чистописания». Очередное унижение сказывается на здоровье художника. Он уезжает в Крым. Результатом этой поездки стала серия пейзажей, получившей восторженные отзывы критиков.

Следующий успех – картины «волжского» периода жизни. Благодаря многочисленным работам, созданным в окрестностях города Плес, Левитан окончательно избавляется от финансовых трудностей, становится знаменитым. Теперь художник отправляется в Европу. Там он знакомится с лучшими образцами французского пейзажа. Поиски импрессионистов оказываются очень близкими по духу мастеру.

В самом начале 90-х годов Левитан вступает в общество «передвижников». На выставках объединения появляются его шедевры: «У омута», «Лето», «Октябрь». А затем снова высылка из Москвы. На этот раз за художника хлопотали настолько влиятельные друзья, что вынужденная ссылка в Тверской и Владимирской губерниях продлилась недолго, но унижение еще больше подорвало здоровье. Именно в своей вынужденной ссылке Левитан пишет одну из самых своих глубоких и талантливых работ – .

В 1894 году художник создает полотно, которое принято считать вершиной его творчества – «Над вечным покоем». Никто из , до Левитана, не приближался в своем творчестве к такой высокой поэтичности и чувственности в изображении природы.

В последующие годы художник трудится не покладая рук – , «Золотая осень», «Свежий ветер. Волга» - это лишь те, что были при жизни мастера признаны шедеврами. В 1898 году Исаак Левитан получает звание академика и право преподавать в Художественном училище. Но здоровье у него к этому времени было совершенно расстроено.

Свою последнюю работу, наполненную солнечным оптимизмом и теплотой – - он так и не закончил. Сердце великого русского художника Исаака Ильича Левитана остановилось 4 августа 1900 года.