Анекдоты про русские сказки. Анекдотические сказки Забавные шутки про сказки

Всем нам в детстве читали сказки на ночь. Мы накрывались одеялом и слушали очередные приключения любимых героев. Нередко родители добавляли что-то от себя при рассказе. Так получались прикольные шутки про сказки . И даже, если мы замечали подмену, всё равно продолжали слушать, поскольку было интересно.

Забавные шутки про сказки

Юмористический жанр забавные шутки про сказки также рассказывает нам курьёзные случаи с популярными сказочными персонажами. Героев помещают в интересную среду или перемешивают между собой. Порой художники зарисовывают юмор из забавных шуток про сказки, создавая прикольные карикатуры сказочных героев . Насколько можно судить по популярности жанра, получается довольно весело.

Прикольные сказки шутки

Чем ещё хороши прикольные сказки шутки ? Все мы знакомы с большинством героев, поэтому нам не надо их представлять. Мы, примерно, знаем чего ожидать от того или иного персонажа и его действий. Поэтому нам всегда будет смешно читать весёлые стихи сказки и прикольные сказки шутки, когда мы узнаём, что Илья Муромец сидел 33 года на печи, потому что у него стоял высокоскоростной интернет.

Угарные сказки шутки для детей

Хотите читать угарные сказки шутки для детей , но не желаете долго искать юмор в сети? Или желаете просматривать ржачные демотиваторы сказки про любимых персонажей? Либо хотите сами публиковать юмор, комментировать его и оценивать? Тогда наш сайт к вашим услугам. Регистрация на нём поможет читать свежие угарные сказки шутки для детей, и вы получите вышеперечисленные привилегии. Станьте частью команды по публикации отборного юмора.

Бытовые анекдотические сказки исследователи называют по-разному: "сатирические", "сатирико-комические", "бытовые", "социально-бытовые", "авантюрные". В их основе лежит универсальный смех как средство разрешения конфликта и способ уничтожения противника. Герой этого жанра — человек, униженный в семье или в обществе: бедный крестьянин, наемный работник, вор, солдат, простодушный глупец, нелюбимый муж. Его противники — богатый мужик, поп, барин, судья, черт, "умные" старшие братья, злая жена. Народ выразил свое к ним презрение через всевозможные формы одурачивания. На одурачивании построен конфликт большинства сюжетов анекдотических сказок.

К примеру, муж узнает о неверности своей жены. Он прячется в дупле толстой сосны и выдает себя за св. Николая — Миколу Дуплен-ского. Мнимый святой советует своей жене: "Ты завтра... раствори гречневых блинов и как можно намажь маслянее скоромным маслом, . чтоб эти блины плавали в масле, и чести своего мужа, чтобы QH их ел. Когда он наестся, то он будет слеп, у него выкатится из глаз свет и попортится слух в ушах...".

В другой сказке дурак нечаянно убивает свою мать. Он сажает ее как живую в сани и выезжает на большую дорогу. Навстречу мчится барская тройка, дурак не сворачивает, его сани опрокидывают. Дурак кричит, что убили его матушку, испуганный барин дает триста рублей отступных. Затем дурак усаживает мертвую мать в поповском погребе над кринками с молоком. Попадья принимает ее за воровку, ударяет по голове палкой — тело падает. Дурак кричит: "Попадья матушку убила!" Поп заплатил дураку сто рублей и даром похоронил тело. С деньгами дурак приезжает домой и говорит братьям, что он продал матушку в городе на базаре. Братья поубивали своих жен и повезли продавать ("Коли за старуху столько дали, за молодых вдвое дадут"). Их ссылают в Сибирь, все имущество достается дураку.

Никто не принимает такие сюжеты за реальность, иначе бы они вызвали только чувство возмущения. Анекдотическая сказка — это веселый фарс, логика развития ее сюжета — логика смеха, которая противоположна обычной логике, эксцентрична.

Ю.И. Юдин пришел к выводу, что за всем многообразием персонажей анекдотических сказок встают два характерных типа героев. Во-первых, это глупец как активно действующее лицо: ему позволительно то, что невозможно для обычного человека. И, во-вторых, шут, хитрец, прикидывающийся простаком, "дурак навыворот", умеющий ловко оболванить своего противника. Как видим, тип героя всегда определен поэтикой смеха.

Исторически плутни шута основывались на каком-то древнем знании, недоступном уму обычного человека (это мог быть языческий жрец, руководитель древних инициации). Образ дурака связан с представлением о самом посвящаемом в момент его временного ритуального "безумия". Исторический анализ позволяет объяснить и мотив проделок с мертвым телом. Как показал В. Я. Пропп, в своей древнейшей форме он восходит к обряду жертвоприношений на могилах родителей. Мифологический смысл этого сюжета, унаследованного сказкой, состоял в том, что умершая мать по отношению к сыну выступала "загробным дарителем".

Анекдотические сказки стали оформляться в период разложения родового строя, параллельно сказкам волшебным и независимо от них. Своеобразие их историзма определяется столкновением эпохи родового единства с новым миропорядком со-словно-классового общества.

Так, например, в древности не было осуждения воровства, потому что не было частной собственности. Люди присваивали то, что им давала природа и что не принадлежало никому. И не случайно большая группа сказок о ловком воре у всех народов изображает его с явной симпатией: вор крадет не ради корысти — он демонстрирует свое превосходство над окружающими, а также полное пренебрежение к собственности. Смелость, ум, удачливость вора вызывают восхищение. Сказки о ловком воре опираются на древнее право, на родовые имущественные отношения.

В известном нам виде анекдотическая сказка сложилась только в средние века. Она впитала поздние сословные противоречия: между богатством и бедностью, между крестьянами, с одной стороны, и помещиками, судьями, попами — с другой. Тип бывалого солдата, пройдохи и плута, мог появиться не раньше самой "солдатчины", т. е. Петровского времени. Под влиянием церковных книг, особенно житийной литературы, в сказки вошел и был закреплен образ черта. Началось фольклорное переосмысление библейских сюжетов.

В анекдотических сказках по их содержанию выделяются следующие сюжетные группы: о ловком воре; о ловких и удачливых отгадчиках, о шутах; о глупцах; о злых женах; о хозяине и работнике; о попах; о суде и судьях.

Поэтика анекдотических сказок — это поэтика жанра, в основе которого лежит смех. Сливаясь с другими формами народной сатиры, анекдотические сказки использовали раешный стих.

Талантливый сказочник, создавая комический стиль, мог сплошь зарифмовать свою сказку. Вот как начинал повествование А. Новопольцев: Жил старичок, не велик — с кулачок, и ходил он в кабачок. Рукавички за поясом, а друге-то ищет. У этого старичка было три сынка... ("Шурыпа"); Жили-были вятчане, хлебали... со щами и вздумали церкву скласть, Богу помолиться, русскому Спасу поклониться... («Про вятчан»).

С этой традицией связаны специфические прозвища персонажей анекдотических сказок: Наконец — с того света выходец; Тихон — с того свету спихан; Наум — взбрело на ум; свинья пестра моей жены сестра и т. п.

В сказках используется реалистический гротеск — вымысел на основе реальности. В группе сюжетов о глупцах гротеск проявляется как особая форма "дурацкого" мышления. Глупцы действуют по внешним аналогиям: сеют соль (она напоминает зерно), строят дом без окон и потом носят в него свет в мешках, снимают с воза стол — "у него четыре ноги, сам дойдет ", надевают горшки на обгорелые пни — "ребята стоят без шапок ". Отсюда развивается прием реализованной метафоры, т.е. юбуквального выполнения чего-либо. Например, работнику велено сторожить дверь - он снимает ее с петель и уносит с собой.

Сказка использует прием пародирования, комическое словотворчество. Особенно часто пародируется речь попа, дьячка и сам обряд церковной службы. Необходимо подчеркнуть, что русский фольклор не знает антирелигиозной темы, идея Бога никогда не подвергается в нем сомнению. Но к служителям культа сказка относится без снисхождения, высмеивая их жадность, чревоугодие и любовные похождения.

Анекдотические сказки могут иметь элементарный, одномо-тивный сюжет. Они бывают также кумулятивными ("Набитый дурак", "Хорошо да худо"). Но особенно характерным их свойством является свободная и подвижная композиция, открытая для контаминации. При любом исполнении сказка могла разрастаться или сокращаться, что зависело от конкретной ситуации, от интереса к интриге со стороны слушателей и самого рассказчика.

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор - М., 2002 г.

Случались ли с вами дома смешные приколы, о которых потом приятно вспоминать с улыбкой? Скорее всего, парочка таких приколов найдется. Казалось бы, дома с человеком должны происходить только хорошие, запланированные вещи. Но нет, иногда или соседи отпускают скобрезные шуточки, или сотрудники ЖКХ норовят что-либо учудить.

Читая анекдоты про дом , порой осознаешь, что большинство историй имело место в реальности. Ведь некоторые приколы из анекдотов про дом я сам лично видел своими глазами.

Анекдот про хозяйство

Что такое анекдоты про хозяйство ? Это смешные приколы про некую семью, в доме у которых происходит интересная и одновременно прикольная история. Впрочем, история может быть и жуткой, но смешной она будет в любом случае. Анекдот про хозяйство можно сравнить с карикатурой домов . Если на карикатуре либо отдельная картинка, либо с диалогами, то в анекдоте про хозяйство весь юмор построен на разговорах.

Нравится текстовый юмор? Вы можете скачать анекдоты про хозяйство, чтобы затем снова их перечитать.

Анекдот про хозяина в доме

Главой в доме чаще всего является мужчина – хозяин. Стало быть, анекдоты про хозяина в доме – одни из основных стилей юмора в жанре приколов про жилье. Хозяин иногда может возвращаться домой в нетрезвом состоянии, где его будет ждать свирепая хозяйка со скалкой наперевес. Либо наоборот – мужчина действительно будет заниматься хозяйством по дому.

Неважно, чем в приколах занят главный герой, главное, чтобы анекдоты про хозяина в доме были смешными.

Поучительные афоризмы о доме с юмором отлично поведают в философской манере о смешных моментах проживания в доме. не могут похвастаться поучительной интонацией, зато шутки получаются более короткими и прямыми. Все наверняка знают историю о женщине, которая перед тем, как начать мыть окна, одевается во все самое красивое.

Анекдоты про окна также построены только лишь на мытье последних. Зато какие разные могут получиться процессы. Вы можете скачать анекдоты про хозяйство о мытье окон, чтобы сравнить, насколько разными могут быть приколы одного жанра.

Вот мы и подошли к концу нашего рассказа. Нужны ли смешные анекдоты про дом , или в квартире и так хватает приколов? Смешные анекдоты про дом, несомненно, нужны. Да, с нами случаются веселые истории. Но ведь у других людей они также случаются. И у всех разные. Следовательно, все приколы про дом будут разными. А значит и смешными.

Если вам понравились приколы про жилье, советую также заглянуть в раздел дом демотиваторы , где веселые картинки знаменуются отличными надписями на черном фоне.

Маленький домик стоял на солнечном пригорке среди яблонь, осин и вишен. Старые брёвна его посерели, давно не крашенные рамы потрескались, а крыльцо заросло крапивой.

Домик, не обращая внимания на эти разрушения, дремал, прищурив окошки, вспоминал свою весёлую прежнюю жизнь, когда каждую весну в нём белили русскую печку и красили полы, когда шустрый сквознячок гулял по его комнатам и тянул белые занавески на улицу. Они полоскались в окнах, крылечко сияло чистотой и утопало в красных георгинах.

Эх! - хмурился домик, и труба его горестно скашивалась набок, - один я остался без хозяев!

Вокруг кипела жизнь, стучали молотки, чинились крыши, а его окна заросли паутиной, полы скрипели, труба совсем покосилась.

Он с надеждой встречал каждую машину, въезжавшую в деревню, каждого велосипедиста и пешехода. Однако все спешили мимо.

Но как-то в марте, когда снег блистал на солнце и пускал зайчиков даже в его запылённые оконца, в дом пришли покупатели - Он и Она. Они отворили осевшую дверь, впустили морозный воздух в бревенчатые сени, погладили руками давно небелёную печь, нарисовали смешные рожицы на пыльном стекле, бурно обрадовались виду из окон, поскрипели половицами и сказали: "Берём!"

Домик затаил дыхание. Его и раньше посещали покупатели. Hо он никому не нравился, все воспринимали его как досадную помеху на большом участке с садом.

Нет! Эта избушка никуда не годится, - восклицала яркая дама, приезжавшая сюда в прошлый раз, - я собираюсь строить коттедж, а здесь ещё рушить и рушить!

Домик вздыхал, смотрел на свое отражение в льдистых лужах и грустил.
Будущее казалось ему безнадёжным, и он с печалью ловил насмешливые взгляды соседей.

Всюду разносился вкусный аромат готовящейся еды, шкворчали чугунки и сковородки, во дворах носилась шумная ребятня, на верёвках развевалось разноцветное бельё.

А наш бедолага стоял пустой и пыльный.

И вдруг - эта пара! Мужчина с носом-уточкой и женщина со смешливыми глазами.
C тех пор Домик стал жить надеждой.

В мае они, наконец, приехали. Женщина пёстрой тряпкой смахнула паутину, открыла все окна и двери, и свежий воздух ворвался в застарелые стены. Стёкла были вымыты до блеска, рамы покрашены, а красавица-печка засияла белыми боками.

Домик улыбался! Он радовался лёгким оранжевым занавескам, летящим по ветру, полосатым домотканым половикам, которые расцветили свежевыкрашенный пол, новой весёлой мебели и пузатому начищенному самовару на столе, покрытом синей клетчатой скатертью.
Трава была выкошена, а вокруг крыльца зацвела душистая цветочная радуга.

Прохожие иногда останавливались, дивились на новую черепичную крышу, на вновь соструганное крылечко, на алую розу у белого забора и ахали: "А ничего еще домок-то!"
А старушка-соседка, проходя мимо, каждый раз стучала по бревну сморщенным коричневым кулачком: "Бревно-то - чистый звон!"
И домику, и хозяевам было приятно!

Домик каждые выходные теперь ждал их, прихорашивался, поглядывал на небо умытыми глазами-окнами и переживал - не пойдет ли дождь?! - приедут ли?!
Шевелил замками, скрипел половицами, кряхтел фундаментом и ждал.

И когда они, наконец, появлялись из-за поворота, он улыбался и встречал их абсолютно счастливым. Это его состояние передавалось и хозяевам, и гостям. Всем было приятно находиться в его светлом и солнечном пространстве.

Как-то приехал иностранный гость - брат хозяйки. Он осмотрел все углы и кладовки, постучал по широким низким дверям с коваными ручками и задвижками, обозрел хоздвор с сеновалом и клетями для скотины, поднял глаза к небу, щелкнул языком и произнёс: "Как аутентично!"
Домик не знал этого слова, но по лицу хозяйки понял - это хорошо! его похвалили!

Только приезда их сына домик побаивался.
Тот приезжал редко со своей красивой большеглазой женой. Они равнодушным и насмешливым взглядом мерили домик и каждый раз выносили строгий вердикт: "Ломать и строить новый! Что тут ещё рассуждать!"
Молодые люди не замечали солнечности и уюта, которые излучал дом, оставались равнодушными к его теплу и доброму нраву.

Домик расстраивался - тут уж он ничего не мог поделать. Красивая высокая пара не любила его. Хозяин морщил нос-уточку и соглашался с сыном - строить новый.
Но хозяйка стояла на своём: "Ни за что!"

Они не могли видеть того, что видела она своими внимательными глазами: его благодарную
душу и светлый взгляд, открытый характер и простоту деревенской архитектуры.
Женщина точно знала, что будущим внукам ей будет что показать - им даже не придётся идти в этнографический музей, чтобы узнать, как жили их предки.

И Домик верил, что она сумеет сберечь всё и сохранит печку - ведь именно там билось его большое испуганное сердце.

дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет. (Запись А. С. Пушкина).

Широко известны формулы, изображающие чудесного коня, Бабу Ягу, лежащую в избушке или летящую в ступе, многоголового Змея... Многие из них

Остатки мифов и потому значительно древнее сказки. Некоторые сказочные формулы восходят к заговорам, в них сохраняются явные признаки магической речи (вызов чудесного коня, обращение к избушке Бабы Яги, требование чегото по щучьему веленью).

Динамизм сказочного повествования сделал особенно важной стилистическую роль глаголов. Действия героев (функции), составляющие структурную основу мотивов, стилистически закрепились в виде опорных глаголов в их традиционном для того или иного мотива сочетании: прилетела - ударилась - сделалась; брызнул - срослись; ударил - вогнал, размахнулся - срубил.

Волшебная сказка активно использовала общую для многих фольклорных жанров поэтическую стилистику: сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами; пословицы, поговорки, прибаутки; разнообразные прозвища людей и животных. Традиционные эпитеты, наряду с особо выраженными в этом жанре эпитетами золотой и серебряный., возвышенно изображали мир, поэтизировали и одухотворяли его.

3.3. Бытовые сказки

В бытовых сказках выражен иной взгляд на человека и окружающий его мир. В основе их вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт.

События бытовых сказок всегда разворачиваются в одном пространстве - условно реальном, но сами эти события невероятны. Например: ночью царь идет вместе в вором обкрадывать банк (СУС 951 А); поп садится на тыкву, чтобы высидеть из нее жеребенка (СУС 1319); девушка узнает в женихе разбойника и уличает его (СУС 955). Благодаря невероятности событий бытовые сказки и являются сказками, а не просто житейскими историями. Их эстетика требует необычного, неожиданного, внезапного развития действия, что должно вызвать у слушателей удивление и как следствие этого - сопереживание или смех.

В бытовых сказках иногда фигурируют и чисто фантастические персонажи, такие, как черт, Горе, Доля. Значение этих образов состоит только в том, чтобы выявить реальный жизненный конфликт, лежащий в основе

сказочного сюжета. Например, бедняк запирает свое Горе в сундук (сумку, бочку, горшок), потом закапывает - и богатеет. Его богатый брат на зависти выпускает Горе, но оно привязывается теперь к нему (СУС 735 А). В другой сказке черт никак не может поссорить мужа с женой - ему на помощь приходит обыкновенная баба-смутьянка (СУС 1353).

Сюжет развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными обстоятельствами. Герой выходит невредимым из самых безнадежных ситуаций, потому что ему помогает счастливое стечение событий. Но чаще он помогает себе сам - смекалкой, изворотливостью, даже плутовством. Бытовые сказки идеализируют активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе.

Художественная изысканность повествовательной формы бытовым сказкам не свойственна: для них характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалог. Бытовые сказки не стремятся к утроению мотивов и вообще не имеют таких развитых сюжетов, как волшебные. Сказки этого типа не знают красочных эпитетов и поэтических формул.

Из формул композиционных в них распространен простейший зачин жили-были как сигнал начала сказки. По происхождению он является архаичным (давно прошедшим) временем от глагола "жить", которое исчезло из живого языка, но "окаменело" в традиционном сказочном зачине. Некоторые сказочники завершали бытовые сказки рифмованными концовками. В этом случае концовки утрачивали ту художественность, которая была уместна для завершения сказок волшебных, однако в них сохранялась веселость. Например: Сказка не вся, а наставить нельзя, а если бы рюмочку винца - рассказала бы до конца1 .

Художественное обрамление бытовых сказок зачинами и концовками не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета. Например, А. К. Барышникова начинает сказку так: Попадья не любила попа, а любила дьякона. А вот как заканчивает: Прибежала домой телешом (т. е. раздетой)2 .

Количество русских бытовых сказок очень значительно: более половины национального сказочного репертуара. Этот огромный

1 Русские народные сказки. Сказки рассказаны воронежской сказочницей А.Н. Корольковой / Сост. и отв. Ред. Э.В. Померанцева. – М., 1969. – С. 333.

2 Сказки куприянихи/ Запись сказок, статья и коммент. А.М. Новиковой и И.А. Осовецкого. – Воронеж, 1937. – С. 158, 160. (Сказка «Как попадья дьякона любила»).

материал образует внутри сказочного вида самостоятельный подвид, в котором выделяются два жанра: сказки анекдотические и новеллистические. По приблизительному подсчету, в русском фольклоре сюжетов анекдотических сказок - 646, новеллистических - 137. Среди многочисленных анекдотических сказок имеется много сюжетов, не известных другим народам. В них выражено то "веселое лукавство ума", которое А. С. Пушкин считал "отличительной чертой наших нравов".

3.3.1. Анекдотические сказки

Бытовые анекдотические сказки исследователи называют по-разному: "сатирические", "сатирико-комические", "бытовые", "социально-бытовые", "авантюрные". В их основе лежит универсальный смех как средство разрешения конфликта и способ уничтожения противника. Герой этого жанра - человек, униженный

в семье или в обществе: бедный крестьянин, наемный работник, вор, солдат, простодушный глупец, нелюбимый муж. Его противники - богатый мужик, поп, барин, судья, черт, "умные" старшие братья, злая жена. Народ выразил свое к ним презрение через всевозможные формы одурачивания. На одурачивании построен конфликт большинства сюжетов анекдотических сказок.

К примеру, муж узнает о неверности своей жены. Он прячется в дупле толстой сосны и выдает себя за св. Николая - Миколу Дуплен-ского. Мнимый святой советует своей жене: "Ты завтра... раствори гречневых блинов и как можно намажь маслянее скоромным маслом, . чтоб эти блины плавали

в масле, и чести своего мужа, чтобы QH их ел. Когда он наестся, то он будет слеп, у него выкатится из глаз свет и попортится слух в ушах..."(СУС

1380: "Николай Дупленс-кий")1 .

В другой сказке дурак нечаянно убивает свою мать. Он сажает ее как живую в сани и выезжает на большую дорогу. Навстречу мчится барская тройка, дурак не сворачивает, его сани опрокидывают. Дурак кричит, что убили его матушку, испуганный барин дает триста рублей отступных. Затем дурак усаживает мертвую мать в поповском погребе над кринками с молоком. Попадья принимает ее за воровку, ударяет по голове палкой - тело падает. Дурак кричит: "Попадья матушку убила!" Поп заплатил дураку сто рублей и даром похоронил тело. С деньгами дурак

1 Сказки И.Ф. Ковалева / Зап. И коммент. Э.Гофман и С. Минц. – М., 1941. – С. 209.

приезжает домой и говорит братьям, что он продал матушку в городе на базаре. Братья поубивали своих жен и повезли продавать ("Коли за старуху столько дали, за молодых вдвое дадут"). Их ссылают в Сибирь, все имущество достается дураку (СУС 1537: "Мертвое тело").

Никто не принимает такие сюжеты за реальность, иначе бы они вызвали только чувство возмущения. Анекдотическая сказка - это веселый фарс, логика развития ее сюжета - логика смеха, которая противоположна обычной логике, эксцентрична.

Ю. И. Юдин пришел к выводу, что за всем многообразием персонажей анекдотических сказок встают два характерных типа героев. Во-первых, это глупец как активно действующее лицо: ему позволительно то, что невозможно для обычного человека. И, во-вторых, шут, хитрец, прикидывающийся простаком, "дурак навыворот", умеющий ловко оболванить своего противника. Как видим, тип героя всегда определен поэтикой смеха. Исторически плутни шута основывались на каком-то древнем знании, недоступном уму обычного человека (это мог быть языческий жрец, руководитель древних инициации). Образ дурака связан с представлением о самом посвящаемом в момент его временного ритуального "безумия"1 .

Исторический анализ позволяет объяснить и мотив проделок с мертвым телом. Как показал В. Я. Пропп, в своей древнейшей форме он восходит к обряду жертвоприношений на могилах родителей. Мифологический смысл этого сюжета, унаследованного сказкой, состоял в том, что умершая мать по отношению к сыну"выступала "загробным дарителем".

Анекдотические сказки стали оформляться в период разложения родового строя, параллельно сказкам волшебным и независимо от них. Своеобразие их историзма определяется столкновением эпохи родового единства с новым миропорядком со-словно-классового общества.

Так, например, в древности не было осуждения воровства, потому что не было частной собственности. Люди присваивали то, что им давала природа и что не принадлежало никому. И не случайно большая группа сказок о ловком воре (СУС 1525 А) у всех народов изображает его с явной симпатией: вор крадет не ради корысти - он демонстрирует свое превосходство над окружающими, а также полное пренебрежение к собственности. Смелость, ум, удачливость вора вызывают восхищение. Сказки

1 Юдин Ю.И. Русская народная бытовая сказка: Дис. На соиск. Уч. Степ. Доктора филолог. Наук. – Л., 1979.

о ловком воре опираются на древнее право, на родовые имущественные отношения.

В известном нам виде анекдотическая сказка сложилась только в средние века. Она впитала поздние сословные противоречия: между богатством и бедностью, между крестьянами, с одной стороны, и помещиками, судьями, попами -

с другой. Тип бывалого солдата, пройдохи и плута, мог появиться не раньше самой "солдатчины", т. е. Петровского времени. Под влиянием церковных книг, особенно житийной литературы, в сказки вошел и был закреплен образ черта. Началось фольклорное переосмысление библейских сюжетов (СУС 790*: "Золотое стремечко"; СУС -800*: "Пьяница входит в рай" и др.).

В анекдотических сказках по их содержанию выделяются следующие сюжетные группы: о ловком воре; о ловких и удачливых отгадчиках, о шутах; о глупцах; о злых женах; о хозяине и работнике; о попах; о суде и судьях.

Поэтика анекдотических сказок - это поэтика жанра, в основе которого лежит смех. Сливаясь с другими формами народной сатиры, анекдотические сказки использовали раешный стих.

Талантливый сказочник, создавая комический стиль, мог сплошь зарифмовать свою сказку. Вот как начинал повествование А. Новопольцев: Жил старичок, не велик - с кулачок, и ходил он в кабачок. Рукавички за поясом, а друге-то ищет. У этого старичка было три сынка... ("Шурыпа"); Жилибыли вятчане, хлебали... со щами и вздумали церкву скласть, Богу помолиться, русскому Спасу поклониться... («Про вятчан»)1 .

С этой традицией связаны специфические прозвища персонажей анекдотических сказок: Наконец - с того света выходец; Тихон - с того свету спихан; Наум - взбрело на ум; свинья пестра моей жены сестра и т. п.

В сказках используется реалистический гротеск - вымысел на основе реальности. В группе сюжетов о глупцах гротеск проявляется как особая форма "дурацкого" мышления. Глупцы действуют по внешним аналогиям: сеют соль (она напоминает зерно), строят дом без окон и потом носят в него свет в мешках, снимают с воза стол - "у него четыре ноги, сам дойдет ", надевают горшки на обгорелые пни - "ребята стоят без шапок ". От-

1 Сказки и предания самарского края. Собраны и записаны Д.Н. Садовниковым. – СПб., 1884. – С. 119; 164.