Литературное путешествие по книжному лабиринту сценарий. Сценарий квест-игры по литературе "путешествие по книжному океану"

Ведущий: Сегодня, ребята, я хочу пригласить вас отправиться путешествовать в удивительную страну сказок. Ее щедро населяют разные добрые и злые герои: гномы и тролли, колдуны и лешие, Баба-Яга и Кощей Бессмертный, Иван- царевич и Елена Прекрасная. Добраться туда нетрудно, нужно только на несколько мгновений закрыть глаза и представить, что мы летим на ковре-самолете далеко-далеко, через моря и океаны, леса и степи. Вот он опускается все ниже и ниже и, наконец-то, мы стоим на незнакомой улице.
Женя: Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Вы помните сказочное заклинание?
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Конечно же, это заклинание из сказки В. Катаева «Цветик-Семицветик». А в каких сказках встречаются цветы и какие? Ответить на эти вопросы нам поможет «Цветик-Семицветик*. (Лепестки цветка изготовлены из цветной бумаги, на обратной сто¬роне которых написаны отрывки из сказок.)
Сейчас я буду отрывать по одному лепестку и зачитывать отрывок из сказки. Вы должны указать название сказки, а если есть автор, то назвать его.
1-й лепесток:
«Из ларца достали чудесную розу.
— Ах, как мило сделано! — в один голос сказали фрейлины.
— Мало сказать мило, — отозвался император,
— прямо-таки недурно!
Только принцесса потрогала розу и чуть не зап-лакала:
— Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая!»
(Г. X. Андерсен. «Свинопас»)
2- й лепесток:
в «На пригорочке зеленом цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струится, бежит».
(С. Аксаков. «Аленький цветочек»)
3- й лепесток:
«Старуха: “Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе еще кое-куда сбегать”.
Падчерица: “Куда же это, далеко?”
Старуха: “В лес, за подснежниками”».
(С. Маршак. «Двенадцать месяцев»)
4- й лепесток:
«Когда все розы были спрятаны, старушка по¬вела девочку в свой цветник. У девочки разбежа¬лись глаза. Тут были цветы всех стран и всех вре¬мен года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми пушинками, набитыми го¬лубыми фиалками».

5- й лепесток:
«Сейчас же беги к человеческим хижинам в до¬лине и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в маленьких горшочках и его боятся все звери».
(Р. Киплинг. «Маугли»)
6- й лепесток:
«Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его поса¬дила, зернышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюль¬пан».
(Г. X. Андерсен. «Дюймовочка»)
7- й лепесток:
«Чтобы передохнуть, мальчик вылез на боль¬шой лист водяной лилии. Сел на нем плотно, об¬хватил коленки и сказал, стуча зубами:
— Дайте поесть чего-нибудь, лягушки!».
(А. Толстой. «Золотой ключик»)
Женя: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием.
Ведущая; Мы попрощались с девочкой Женей и с Цветочной улицей, а теперь свернем на бульвар Новостроек. Какие замечательные здесь дома, дворцы и замки! Интересно, какие герои сказок здесь живут? Об этом нам расскажет Света. А вы, ребята, ей в этом помогайте.
(У Светы в руках книга-домик, сделанная из ватмана или плотной бумаги. На первой странице надпись: «Здесь живут герои сказок».)
Света: «Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями и с большими зеркалами...»
(Ш. Перро. «Золушка, или Хрустальный
башмачок»)
«Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть комнаты. Перед дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было как настоящее озеро. Все это было так прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на поро¬ге, в широко раскрытых дверях».
(Г. X. Андерсен. «Стойкий оловянный
солдатик»)
2. Зак 209
«В это самое время король проезжал мимо. Он увидел прекрасный замок Людоеда и пожелал ос-мотреть его.
— Как, господин маркиз! — воскликнул король.
— Неужели и этот принадлежит вам? Никогда еще не видал таких прелестных замков! Войдем в него».
(Ш. Перро. «Кот в сапогах»)
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь, с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут Люди добрые живут...
(А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях»)
«Как холодно, как пусто было в белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье сюда и не заглядывало! Холодно было здесь, пусто, мертво и величе¬ственно. Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и пустого, сверкало замерзшее озеро».
(Г. X. Андерсен. «Снежная королева»)
Ведущая: Наше путешествие продолжается, и мы с вами подошли к Театральной площади. Здесь находится кинотеатр «Изумруд». И сегодня там показывают ваши любимые мультики. Ребята, угадайте, кто это?
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена... (крокодил).
Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин, мальчик Робин И приятель... (Пятачок).
Для него прогулка праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник Медвежонок... (Винни-Пух).
Ведущая: Итак, наше путешествие заканчивается. За это время мы посетили улицу Цветочную, бульвар Новостроек и площадь Театральную. Мы встретились со многими сказочными героями. Нам приходилось отвечать на трудные вопросы. А кто особенно хорошо выдержал это испыта¬ние, заслуживает награды.
(Ребята определяют победителей.)

Разработал

воспитатель Смирнова М.М.

Развлечение «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КНИГ».

Цели: С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.

Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

Развивать речь. Пополнять словарь. Развивать чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к русской народной сказке.

Оборудование: Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветные карандаши, бумажные круги, подслащенная вода.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).

«Сказочное королевство»

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)

В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(Красная Шапочка)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился...

(Колобок)

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?..

(Буратино)

У Золушки с ножки

свалилась случайно.

Была не простою она,

а хрустальной …

(туфелька)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(Мышка из русской народной сказки "Репка ")

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... (Айболит).

Дидактическая игра «Чьи это слова?»

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»

(Колобок из сказки «Колобок»)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок»

(Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Печка, матушка, спрячь нас!»

(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?

Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

(Петушок из сказки «Колосок»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы,

а зýбищи - я никого не боюсь!»

(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть».

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети повторяют описываемые движения.)

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь!

«Край рассказов»

Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей)

В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Косточка» Л. Толстой

«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев

«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский

«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки

«Лисичкин хлеб» М. Пришвин

«Мир стихов»

Чем отличаются стихи от рассказов?

Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

А потом позвонили зайчатки:

Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Стала девочка котенка спать укладывать.

Вот тебе под спинку

Мягкую … перинку.

Сверху на перинку

Чистую … простынку.

Вот тебе под ушки

Белые … подушки.

(«Усатый-полосатый» С. Маршак)

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался …вскачь?

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко … топал. («Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик … дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не … попал!

(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

Если бы у елочки были ножки,

Побежала бы она по … дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она … каблучками.

(«Елка» Е. Трутнева)

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел,

Утром брату помогала –

Он с утра конфеты … ел.

(«Помощница» А. Барто)

Мама спит, она устала…

Ну и я играть … не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и … сижу.

(«Посидим в тишине» Е. Благинина)

Падал снег на порог

Кот лепил себе … пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог … утек!

(«Пирог» П. Воронько)

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал …. реветь.

(«Телефон» К. И. Чуковский)

Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали» (по стихотворению И. Токмаковой)

Мы на пальчиках считали

И ужасно хохотали:

Разве это пальчики?

Это ж просто мальчики!

Вот большой, смешной толстяк,

Любит хвастать просто так.

Как дела? - спроси его.

Он подпрыгнет, крикнет: -Во!

Указательный поманит,

Погрозит, укажет путь,

А потом в носу застрянет:

Где-то ж надо отдохнуть!

Средний палец – злой мальчишка.

Щелкнет по лбу – будет шишка,

Щелк по шару – лопнет шар,

Щелк – и в обморок комар.

Безымянный до утра

Выбирает имена:

Может Петя? Или Вова?

Или Алла Пугачева?

Мальчик-с-пальчик? Карабас?

Все уж было тыщу раз!

Надоело, спать пора,

Лучше выберу с утра!

А мизинец – мой любимец!

Поведу его в зверинец,

Эскимо ему куплю–

Очень маленьких люблю!

(Детям предлагается нарисовать на маленьких бумажных кругах разные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»: дотронуться большим пальцем поочередно к остальным пальцам).

Пора возвращаться нам домой. Раз, два, три, ковер, домой нас верни.

Подведение итогов.

Вам понравилось путешествие? Какое у вас настроение? Что вы чувствуете? Почему?

Что вам показалось самым интересным в нашем путешествии? Что показалось трудным?

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЗЫВАЕВСКИЙ АГРАРНО-ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Сценарий

литературного турнира «Путешествие в страну Читалию»

Материал составила Бондарькова Татьяна Викторовна,

преподаватель русского языка и литературы

БПОУ «НАИТ»

г. Называевск

1. Ролик «Песенка читателей»

Ведущий 1

Не наяву и не во сне, Без страха и без робости Мы снова бродим по стране, Которой нет на глобусе, На карту не насена, Но знаем ты и я, Что есть она, что есть она, Страна - страна Читалия.

Добрый день, ребята! Мы рады приветствовать Вас. Сегодня мы проводим литературный ринг между двумя командами, который будет состоять из трёх раундов на определённые темы.

2. Ведущий 2: Прежде чем начать литературный ринг, представляю тех, кто будет принимать в нём участие. Справа находится команда, имеющая литературный девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» (студенты произносят его хором). Это слова из клятвы Сани Григорьева – героя книги «Два капитана» Вениамина Каверина, мечтающего отыскать остатки экспедиции капитана Татаринова. Опасности, временные поражения, но настойчивый, целеустремленный характер героя помогают ему сдержать данную себе еще в детстве клятву: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

(Демонстрируется буктрейлер «В. Каверин. Два капитана» библиотеки для молодёжи г. Щебекино. )

3. Ведущий 1: Прошу вторую команду «Атос, Портос, Д’Артаньян и Арамис» назвать свой девиз: «Один за всех, и все за одного». Надеюсь, вы вспомнили роман «Три мушкетёра» Александра Дюма и фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра», в котором даже звучит песня "Все за одного и один за всех".

Демонтрируется видео (на фоне кадров из фильма «Д Артаньян и три мушкетёра» звучит песня: Нас четверо, пока ещё мы вместе. Но дело есть – и это дело чести. Девиз наш – все за одного. И в этом наш успех.)

4. Теперь представляем капитанов. Прошу их подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.

1-я команда: А соперников мы уважаем. Честно сыграть пожелаем. Дружно на ринге сражаться, Бороться, искать, но не сдаваться.

2-я команда: Вот и соперник есть у нас. С ним сразимся мы сейчас. Главное, ребята, не нужно унывать - Старание поможет победу одержать. Вспомним мушкетёров – другого не дано: «Один за всех и все за одного!»

5. Ведущий 2: Надеюсь, что во время ринга команды узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше. Оценивать ответы команд будут члены жюри: Краснолобова Ирина Александровна, Портных Анна Владимировна, Новикова Наталья Аполлоновна.

А эти слова мы адресуем, уважаемое жюри, Вам (обе команды хором по две строчки произносят ):

Пусть улыбка без сомненья
Вдруг коснется ваших глаз,
А хорошее настроение
Не покинет долго Вас!

6. Ведущий 1: Объявляем первый раунд. Первый раунд мы посвящаем такой области в стране Читалии, с которой человек знакомится с детских лет. Это поэзия. Поэзия приходит в нашу жизнь в самом раннем детстве. Мы можем ещё не уметь читать и писать, но уже хорошо запоминаем нехитрые строчки из стихов Агнии Барто, Маршака, К.И. Чуковского. И помним их, как ни странно, всю жизнь:

Гуси, гуси! – Га-га-га! Есть хотите? – Да, да, да! Ну, летите. – Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой. Это лирика, освещенная улыбкой. Став старше, сами разучиваем и читаем стихи. Они звучат и дома, и на школьных праздниках.

Зачем нужны стихи? Кому какая польза
От ритма, рифм и прочих пустяков?
- А вы попробуйте запомнить столько прозы,
Сколько на память знаете стихов! Н. Глазков

Но, к сожалению, многие прекрасные поэтические произведения остаются непрочитанными. А ведь поэтические строки делают нас восприимчивее к тому, что нас окружает. Спасибо поэзии, что она не даёт уснуть всему лучшему, что есть в человеке.

Команды приглашаются на разминку. Каждая команда хором продолжит стихотворение, первую строку которого я прочитаю. Уважаемое жюри оценивает знание текста и мастерство хорового исполнения . Начинает команда с девизом «Один за всех, и все за одного».

    Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч.

    Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу: «Ох, досточка кончается, Сейчас я упаду».

    Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу. Всё равно его не брошу, Потому что он хороший.

Для второй команды:

    Муха, муха – цокотуха, Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

    Зайку бросила хозяйка, Под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.

    Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила. Или: Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

7. Ведущий 1: Уважаемые гости, мы все сейчас собрались в своеобразном литературном салоне. Салон («гостиная» по-французски) был неким кружком вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других политика, третьих – литература, искусство и музыка. Салоны заводили знатные дамы, модные куртизанки. Изредка салоны носили развлекательный характер. На них отсутствовал светский этикет, а были распространены светские забавы: шарады, каламбуры, составление остроумных рифм, постановка спектаклей сами участниками салона. В большой моде и в Москве, и в Петербурге, и в провинции были рукописные альбомы. Их клали на столики в гостиных, брали с собой на балы и, конечно же - в путешествия. Альбомы всячески украшали, вплетали в них листки розовой, голубой, желтой бумаги, заключали в переплеты алого сафьяна, зеленой или коричневой кожи с золотым тиснением, с позолоченными латунными накладками и замочками. Дамы и барышни, молодые люди и литераторы - у всех были альбомы. Без альбомной культуры невозможно представить салоны пушкинской эпохи. Светское воспитание требовало от молодого человека пушкинской поры умения написать в альбом мадригал, нарисовать цветок или пейзаж. В начале XIX века в моду вошли небольшие, изящно украшенные альбомы, легко помещавшиеся в дамской сумочке. В альбомных рисунках можно было обнаружить амуры, цветы, пылающие сердца, пейзажи, освещенные луной, руины, урны, надгробия, могильные холмы. Между листами альбома вкладывали засушенные цветы, пряди волос. Произведения, записываемые в альбомы, были по большей части стихотворными. Пушкин писал об альбомах в романе «Евгений Онегин», предложив читателю своеобразную их типологию: великолепные альбомы светских красавиц, альбом блистательной дамы и «уездной барышни альбом», альбом Ольги Лариной, заполненный стихами и рисунками Владимира Ленского, и еще - альбом Онегина, его «искренний журнал», не вошедший в окончательный текст романа. Светское воспитание требовало от молодого человека умения написать в альбом мадригал, нарисовать цветок или пейзаж.

Мы предлагаем вам создать макет иллюстрированного литературного альбома в стиле начала 19 века. В него вы разместите стихи о любви известных поэтов 19 века, строчки которых разбросаны – их необходимо собрать воедино и украсить. Члены Жюри тоже могут участвовать.

Пушкин Александр

Я вас любил: любовь еще, быть может

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Керн

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.

8. Ведущий 1: Уважаемые болельщики, вы сейчас должны поучаствовать в подготовке игроков к выполнению следующего задания. Ваша задача – подобрать рифму к заданным словам: окно – темно, волокно, смешно; скачет – плачет, маячит, значит; зарница – ресница, темница, вереница;

Ведущий 2: А сейчас команды выполнят ещё одно задание первого раунда. Звучат последние рифмующиеся слова строк стихотворений знаменитых русских поэтов, а задача команд – в течение минуты вспомнить и прочитать хотя бы одну строфу тех стихов, из которых они взяты, с указанием фамилии авторов.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном? (Лермонтов М.Ю. «Парус»)

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом. (поэма «Руслан и Людмила, А.С. Пушкин)

9. Ведущий 2: Объявляю конец 1-го раунда. Пока жюри подводит итоги, я прошу Вас обратить внимание на обложки книг, расположенных на полке. Сейчас вы послушаете музыку и подумаете над тем, с героиней какой из этих книг она у вас ассоциируется. Звучит романс «Да святится имя твоё» в исполнении Михаила Аверина.

Гранатовый браслет» - прекрасная история любви, любви обреченной, мученической, но великой. Желтков и княгиня Вера Николаевна Шеина. По сюжету повести Гранатовый браслет» поставлен фильм и сыграны спектакли.)

10. Объявление жюри итогов первого раунда.

11. Начинаем второй раунд . Звучит музыка к фильму «Убойная сила» - «Прорвёмся, опера» (видеоролик). Думаю, нетрудно догадаться, что второй раунд посвящён области страны Читалии под названием «Детектив». Детективы любят все. Но я вряд ли ошибусь, если скажу, что среди всех персонажей, обладающих способностью распутывать самые сложные преступления, наиболее популярен сыщик из произведений писателя Конан Дойла - Шерлок Холмс. А знаете ли вы, что автор произведения скептически относился к своему герою? Он считал, что повести и рассказы о нём недолговечны. Но писатель ошибся. Холмс стал очень популярным героем. Дотошные исследователи разложили его жизнь по полочкам, раскопали о персонаже такие факты, о которых не подозревал даже сам Конан Дойл.

Сейчас вам на время придётся стать сыщиками, как Шерлок Холмс, и расшифровать полученное письмо.

Н…м ст…л… …зв…стн…,

Чт… пр…здн…к у в…с,

И н…м …нт…р…сн…

Пр……х…ть с…йч…с,

…в…д…ть р…б…т эт…х,

…мн..х и м…л…х.

Их зн…нь… пр…в…р…ть,

Пр…в…р…ть их с…л…!

(Нам сталоизвестно,

Что праздник у вас,

И нам интересно

Приехать сейчас,

Увидеть ребят этих,

Умных и милых.

Их знанья проверить,

Проверить их силы!)

(Герои книг)

12. Во время выполнения идёт показ трейлера к фильму «Шерлок Холмс» (2009) с участием Роберта Дауни-младшего.

13. В комнату находок страны Читалии поступало много различных вещей. Великие сыщики! Надо разыскать их владельцев, сообщить их имя и адрес. Адресом служит заглавие книги, героем которой является владелец данной вещи. (Все вещи, предметы показываются на экране в презентации.)

1) Микроскоп, ланцет, мешок с лягушками.

2) Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.

3) Газета «Весть», печатные пряники, засаленные карты.

4) Прекрасные жемчужные серьги грушевидной формы, записная книжка, переделанная из молитвенника в бархатном переплёте, прикреплённая к тонкой венецианской цепочке.

5) Волшебное зеркальце, умеющее говорить.

6) Брошенный владельцем журнал с дневниковыми записями, начинающимися с повести «Тамань».

7) Маленькая хрустальная туфелька.

8) Рукопись, которая не горит.

9) Разбитое корыто.

10) Отвратительные жёлтые цветы.

14. Вы знаете, что у каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил сведения об интересующих его людях. Есть такая картотека и у меня. В этом ящичке хранятся словесные портреты персонажей знакомых вам книг и интересные факты из жизни писателей. Я познакомлю вас с некоторыми. Вы должны назвать литературного героя по его словесному портрету, определить в каком произведении он действует, кто автор произведения – в первых двух вопросах. А 3-й и 4-й – ФИО писателя, о котором идёт речь.

(По очереди командам читает ведущий отрывки.)

    Острижен по последней моде,

Как денди лондонский одет –

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно.

Чего ж вам боле? Свет решил,

Что он умён и очень мил.

    "...громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами..." "...Теперь на шее у него оказался белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке. Кроме того, усы у него были позолочены..." "...зачем ты позолотил усы? И на кой черт тебе нужен галстух, если на тебе нет штанов?.."

    А этот поэт покинул Россию в феврале 1920 г. через Одессу, через Константинополь, Софию и Белград попал в Париж, где он обосновался, проводя лето в городке Грас, в приморских Альпах. Для него всё кончено с «великой Россией» уже после февраля 1917 г. Он решительно и категорически отверг Временное правительство и его лидеров, видя в них жалкие фигуры, способные привести Россию лишь к пропасти. Решительно не приемлет он и большевистское руководство, и короткое пребывание своё сперва в красной Москве, а затем в красной Одессе назвал «Окаянными днями». А всё же самое лучшее написано о России, но вне России. Ему первому из русских писателей присуждена Нобелевская премия.

    А этот поэт как бы берёт на себя все наши заботы, отвечает на наши вопросы, успокаивает нас, и учит, и вселяет надежду. Фронтовик. Родился 9 мая. Он скончался в военном госпитале под Парижем в 1997г. При отпевании священник отец Георгий сказал, что стихи этого человека могут быть прочитаны, как псалмы, потому что едва ли не в каждом из них чувствуется жажда коленопреклонения и воспарения. Его «Молитву» повторяли тысячи людей, никогда не умевших молиться и не открывавших Евангелие. Кто же он?

Звучит «Молитва» Б. Окуджавы (видеоклип в исполнении Жанны Бичевской).

15.Закончился 2-й раунд. Пока жюри подводит итоги , ведущий говорит: Однажды у Аристотеля спросили: «Как же преуспеть ученикам?» «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади», - быстро ответил тот. И был, конечно, прав. Итак, смелее, догоняйте первых, чтобы не оказаться последними. Пока такая возможность есть.

16. Третий раунд нашего ринга называется «блиц-аукцион». Конечно же, путешествуя в страну Читалию мы не можем не заглянуть в сказки. Он для капитанов команд.

1-я команда

1. Учёный житель Лукоморья. (Кот)

2. Профессия старика, поймавшего золотую рыбку. (Рыбак)

3. Какая часть лица пострадала после укуса шмеля? (Нос)

4. Кого спас царевич, убив стрелой чародея? (Лебедь)

5. Стал работник «верёвку крутить да конец её в море мочить». Кто вышел после этого из моря? (Бес)

6. Что бросила царевне в руки нищая чернавка? (Яблоко )

7. Волшебная жидкость, бывает живая и мертвая. (Вода)

8. Все в том городе богаты, изб нет, одни …. (Палаты)

9. Какой предмет доставил на пустынный остров царицу с сыном? (Бочка)

10.Кто просил себе в награду шамаханскую царицу? (Мудрец)

2-я команда

1. Мимо какого острова проплывали торговые люди? (Буян)

2. Ткачиха, повариха, сватья баба … (Бавариха )

3. Сколько братьев богатырей сваталось к красавице-царевне? (Семь)

4. Самое скромное желание старухи, жившей у самого синего моря? (Корыто)

5. Кому приказано «весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую, под сосной оставить там на съедение волкам»? (Чернавке)

6. Что хранила говорящая голова? (Меч)

7. Кто пытался спасти царевну, пока богатыри охотились? (Пёс)

8. Птица-чародей, убитая стрелой царевича. (Коршун)

9. В тот же день стал княжить он

И нарёкся: князь … (Гвидон)

10.Какое дерево украсила златая цепь? (Дуб)

17. Подведение итогов литературного ринга. Вручение грамот и призов.

Викторина «Кто на чем летает?» (можно для болельщиков)

Она летает на метле (Баба Яга) А он – на пушечном ядре (Барон Мюнхгаузен) Моторчик на его спине (Карлсон) Бывал он даже на Луне (Незнайка) Он на ковре взлетит всегда Была б сухою борода (Хоттабыч) А этот, если налетит, Из всех голов огнем палит (Змей Горыныч) На ласточке летит она, От страшной свадьбы спасена (Дюймовочка) Его воздушный шар несет К заветной цели – это мед! (Винни Пух)

Она б летала и летала, когда бы рта не открывала. (Лягушка- путешественница) А этот сделался так мал, Верхом на гусе он летал.(Нильс) Летала в домике своем, Да не одна, а с верным псом. (Элли с Тотошкой) За сверхтопливом ведет Еѐ разумный звездолет. (Алиса Селезнева)

Евгения Климентьева
Сценарий литературного праздника в подготовительной группе «Путешествие в страну Книг»

Цель : воспитание у детей бережного отношения к книге , развитие любознательности и интереса к чтению, развитие кругозора, приобщение к миру любителей книг .

Действующие лица : Ведущая, Королева Книг , Буратино, Красная Шапочка.

Ход развлечения:

Звучит негромкая музыка, дети проходят, встают в круг.

Ведущая : Мы стоим рука в руке,

Вместе мы большая сила.

Можем маленькими быть,

Можем мы большими быть,

Но никто один не будет.

Стук в дверь, принесли письмо от Королевы Книг .

Ведущая : (читает письмо) «Здравствуйте, дети. Я Королева Книг и живу в Стране Книг . Но меня заколдовала Баба Яга, спасите меня, выполните все задания, которые она вам отправила. Спасибо вам заранее». Ребята, давайте поможем и совершим путешествие в Страну Книг . Ой, ребята, боюсь, что мы с вами одни не справимся. Если вы отгадаете 3 загадки, то узнаете, кто придёт к нам на помощь сегодня. (Артисты выходят после того, как дети отгадывают загадки)

К бабушке иду своей

И несу в лукошке

Масло сливочного ей

Да пирог с картошкой. (Красная Шапочка)

Молодцы, ребята! Вы узнали героиню сказки.

(Под песню появляется Красная Шапочка)

Красная Шапочка : Наконец- то вы примчались!

Что так долго добирались?

Ведущая : А вы нас ждали?

Красная Шапочка : А как же! Только и разговоров, что ребята в нашу деревню заедут. Я даже к бабушке не пошла. Все глаза проглядела, да песню любимую спела, чтобы скучно не было.

Ведущая : Мы очень торопились на встречу со сказочными героями. Но дорога была неблизкой.

Красная Шапочка : Да, долго вы шли. Все почти разбежались, только вещи их остались. Кто отгадает хозяина вещички, из какой он сказки и кто автор- тот от меня подарок получит.

Ведущая : Ну что, ребята, готовы? Показывай, Красная Шапочка.

(Красная Шапочка по очереди достаёт из корзинки предметы и предлагает детям отгадать, из какой они сказки)

Азбука (Буратино из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» );

Хрустальная туфелька (Золушка из сказки Ш. Перро «Золушка» )

Скорлупка грецкого ореха (Дюймовочка из одноимённой сказки Г. Х Андерсена) ;

Банка варенья (Карлсон из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» );

Игрушка утёнок (мама утка из сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок» );

Мыло и мочалка («Мойдодыр» К. И. Чуковский);

Яйцо («Курочка Ряба» русская народная сказка).

Красная Шапочка : Молодцы, ребята! Справились с моим первым заданием.

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На поляне есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

Вот следующее задание (загадывает загадки)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная , злая, кто она такая? (Баба Яга)

Жили-были 7 ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла. (Козлята)

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)

Посадил её дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьёй её тянули

Очень крупная была (Репка)

На сметане был мешен

В русской печке испечён.

Повстречал в лесу зверей

И ушёл от них скорей. (Колобок)

Красная Шапочка : Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы! Ну, порадовали вы меня! Спасибо! Дальше-то вам куда?

Ведущая : Мы идём в страну книг . Укажи нам правильный путь.

Красная Шапочка : За то, что вы правильно выполнили все мои задания у меня для вас есть подарок. (достаёт клубок)

Давайте бросим вдаль клубок

И нет сомненья даже,

Что нужную из всех дорог

Он сразу вам укажет.

Счастливого пути! (клубок катится к золотому ключику, на котором висит загадка про Буратино. Красная Шапочка уходит.)

Ведущая : Ребята, посмотрите куда привёл нас клубок! Что это такое? (ответы детей) . А к нему какая-то записка приклеена (читает загадку про Буратино)

Длинноносый и весёлый,

Деревянный озорник

В тайну ключика золотого

Нелегко, а всё ж проник!

Правильно, ребята! Это Буратино (входит Буратино) .

Буратино : Что это вы тут делаете?

Ведущая : Мы идём в страну Книг . Хочешь с нами?

Буратино : В какую страну ?

Ведущая : В Страну Книг .

Буратино : Не знаю такую. Там что, только книги читать надо ? Не-е, я это не люблю, я люблю играть!

Ведущая : Хорошо. А рифмы, например, ты умеешь подбирать?

Буратино : Я же поэт. Я могу к любому слову рифму подобрать.

Я вам прочту стихов начало,

А вы продолжить их должны.

(Буратино читает отрывки из известных стихотворений, а дети называют рифму в конце).

Плачет киска в коридоре,

У неё большое горе :

Злые люди бедной киске

Не дают украсть… (сосиски) .

Вместо шапки на ходу

Он надел… (сковороду) .

То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака (виноград) .

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже… (брюки) .

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку… (мячик) .

И пришёл к Айболиту Барбос :

Меня курица клюнула в … (нос) .

Буратино : Молодцы, ребята! А вот вам второе задание. Помогите ответить на вопросы.

Какая героиня сказки получила свое название благодаря головному убору (Красная Шапочка)

Какой серый зверь обидел нечетное количество маленьких детишек. (Серый волк)

Назовите имя трудолюбивой девочки, которой помогла добрая фея. (золушка)

Кто та маленькая девочка, которую из беды выручила ласточка? (Дюймовочка)

Какой герой сказки лечит зверей? (Айболит)

Назовите имя девочки, которая хитростью заставила медведя отнести её домой? (Маша)

Он не просто мальчик лук-он надежный верный друг? (Чеполлино)

Кто мальчишку с длинным носом смастерил? (папа Карло)

Кому служил серый волк? (Ивану-царевичу)

Как зовут друга Малыша, который живет на крыше? (Карлсон)

Буратино : Молодцы, ребята! Мне было очень весело, интересно с вами, но мне пора. Папа Карло меня ждет.

До свидания, до новых встреч!

Ведущая : Очень хорошо, друзья мои. А теперь нам надо двигаться дальше. А чтобы не было скучно в пути, давайте сделаем зарядку.

Три медведя в сказке жили,

В перевалочку ходили.

К ним девчушка прибежала,

Бег на месте.

В дом зашла и увидала :

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Стол большущий у окна,

Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три – вот это да.

Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.

Чашки три, и ложки три,

Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати : посмотри.

Ела Маша и пила,

Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.

На кроватку прилегла

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

И уснула сладким сном.

Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?

Руки слегка разводят в сторону.

Тут медведи воротились,

Идут переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу, рассердились.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень испугалась

Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась.

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Ведущая : Ну вот мы и у цели. (дети подходят к ширме, за которой прячется Королева-Книга ). Здесь нас ждёт последнее испытание. Смотрите, ещё одна загадка. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

(Дети отгадывают загадку, выходит Королева-Книга ) .

Ведущая : Все загадки Бабы Яги отгадали и страну Книг расколдовали .

Королева-Книга : Здравствуйте дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Я рада вас приветствовать. В нашей стране царит тишина и порядок. Вокруг нас тысячи книг . И все они учат доброте и любви. Книги нужны , чтобы их читать. А вы, ребята, любите читать и слушать? А вот это я сейчас проверю.

1. Что потерял ослик Иа-Иа? (хвост)

2. Смерть свою он хранил на конце иглы (Кощей Бессмертный) .

3. С кем девочка Элли путешествовала в Изумрудный город ? (Тотошка, Страшила , Железный Дровосек, Трусливый Лев) .

4. Как звали девочку, которую нёс в коробке Медведь? (Маша) .

5. Как звали девочку, растопившую ледяное сердце? (Герда) .

6. Как звали последнюю знакомую Колобка? (Лиса) .

7. Прикольная бабушка, живущая в избушке на курьих ножках?

8. Кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба) .

9. Какое время года пропела попрыгунья? (Стрекоза) .

10. Большой овощ, который дед не мог вытянуть из земли? (Репка) .

11. Как звали вожака стаи в «Маугли» ? (Акела) .

Молодцы, ребята! Я рада, что многие из вас любят книги . А вы знаете, как надо со мной обращаться? Это мы сейчас проверим и

заодно повторим правила обращения с книгой . Предлагаю вам игру, которая называется «Да- нет» .

Что любит книжка?

Обложку – да.

Грязные руки – нет.

Закладку – да.

Дождик и снег – нет.

Бережное отношение – да.

Ласку – да.

Яичницу – нет.

Чистые руки – да.

Валяться на полу – нет.

Драться – нет.

Жить на книжной полке – да.

Любознательных читателей – да.

Королева – Книга : Теперь я точно знаю всё про вас :

Хорошие вы детки, много умниц среди вас.

Уж так и быть, дружить мы станем с вами,

Но прежде клятву верности должны нам дать.

Клянусь быть аккуратным и примерным читателем!

Клянусь беречь, любить и уважать книги !

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Ведущая : Наше путешествие подошло к концу . Пора прощаться.

Королева- Книга : Мы надеемся, что расставание будет недолгим, что многие из вас возьмут и прочитают интересную книгу . До свидания, ребята! До скорой встречи!

Сценарий игры путешествия «Литературный дилижанс Даля». - страница №1/1

МОУ «НОРОВОРОТАЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА»

Перов, Василий Григорьевич

Портрет В.И. Даля. 1872.

СЦЕНАРИЙ

ИГРЫ - ПУТЕШЕСТВИЯ
«Литературный дилижанс Даля».

(для учащихся 5-9 классов)

учитель русского языка и литературы

ХАУСТОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА.

С.ГЛАЗОВО

2008 -2009 учебный год

Ведущий 1: Игра-путешествие «Литературный дилижанс Даля» посвящена русскому писателю, собирателю народных песен, сказок, пословиц и поговорок, автору известного «Толкового словаря живого великорусского языка», за который он был удостоен звания Почётного академика Петербургской академии наук.

Ведущий 2: Родился Владимир Иванович Даль в 1801 году в городе Луганске в семье врача.

Отец Иоганн Даль, датчанин по национальности, великолепно знал русский, немецкий, английский, французский, латынь, древнегреческий и древнееврейский языки. Получив в Йенском университете богословское и филологическое образование, он был приглашён в Россию. После чего он вновь вернулся в Йенн, чтобы изучить медицину, затем вернулся в Россию лекарем горного ведомства на Луганском литейном заводе.

Мать – Мария Фрайтах – немка по отцу и француженка по матери – была женщиной образованной.

Родители сумели создать настоящую русскую семью. И отец Даля всегда говорил: «Гордитесь, что вы русские!»

Учиться Владимира отдали в морской кадетский корпус, где он подружился с Павлом Нахимовым. Там и появился у Даля интерес к языку, и он составил словарь кадетского жаргона из 34-х слов.

В марте 1819 года в звании мичмана был выпущен и отправлен служить в Николаев.

Ведущий 1: По пути к месту службы Даль остановился на почтовой станции. Ямщик его спросил:

Ну что, барин, будем ехать или ещё чуть погреемся?

А доберёмся в такую пургу?

Не сомневайся.… Замолаживает.

Как это «замолаживает»?

Пасмурнеет. К теплу.

Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?

Так. Небо тучами заволакивает; к ненастью клонит.

Ведущий 2: Этот морозный мартовский день стал главным в жизни Даля. Он записал в свою тетрадь первое слово.

А в 1825 году Владимир Иванович вышел в отставку и поступил в императорский Дерптский университет на медицинский факультет. Во время русско-турецкой войны служил военным врачом.

Ведущий 1: В перерывах между операциями да перевязками он всё с карандашиком ходил, наблюдал за солдатами. А когда его спрашивали, что это он, улыбнувшись, записывает. Он отвечал: «Есть у меня увлечение – слова собирать. Ещё поговорки разные, загадки…»

Ведущий 2: Многое ему довелось услышать во время войны. Каждый день тетрадки наполнялись новыми записями. А однажды Владимир Даль стал сочинять сказки. Сначала страшновато ему было отдавать их на суд читателей. Но потом решился напечатать несколько, только вот фамилию свою не поставил. Придумал псевдоним – казак Луганский (по месту рождения).

Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Первый пяток». Многие из вас читали сказки «Медведь – половинщик», «Снегурочка», «Лиса – лапотница», но мало, кто знает, что принадлежат они перу Владимира Ивановича Даля.

Ведущий 1: Осенью 1832 года Даль собрался с духом, взял книгу своих «Русских сказок» и отправился в дом Жадимировского на углу Гороховой и большой Морской, где в то время жил А.С.Пушкин. Тот принял его хорошо, сказал, что уже видел эту книгу и порадовался ей. Похвалил за сказки, но подсказал идти дальше – заняться составлением словаря. На сомнение Даля:

А осилю?

Гений ответил:

Непременно осилите!.. Тут и думать нечего. Вам позавидовать можно – жизненную цель имеете.

И В.И.Даль с ещё большим рвением принялся за работу.

Ведущий 2: Осенью 1833 года Владимир Даль женился на девице Уолии Андре. Она родила ему сына и дочь, но вскоре, к несчастью, умерла.

Прошло время. Как-то во время операции Даль познакомился с героем Бородинского сражения отставным майором Соколовым. Впоследствии Владимир женился на его дочери, которая подарила ему ещё трёх девочек.

Зимой 1837 года семья жила в Петербурге, где Даль много общался с А.С.Пушкиным.

За несколько минут до смерти поэт подарил на память Далю простреленный сюртук и свой перстень с зелёным камнем.

Ведущий 1: С лёгкой руки Даль занялся составлением словаря русского языка, хотя по образованию не был филологом. Работа эта продолжалась в течение 53 лет. Труд Даля был удостоен Золотой медали от русского географического общества.

Ведущий 2: Толковый словарь Даля состоит из 4-х томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок.

А полное собрание сочинений Даля составляет 10 томов. Только сказок он один собрал больше, чем всё Российское географическое общество. А сколько сочинил их сам…

Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники «Ботаника» и «Зоология».

Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей – крестьян, ремесленников, солдат. Так как считал, что народ владеет точным, выразительным словом. Где же нам учиться по-русски, если не у него?

Сегодня в XXI веке мы с благодарностью вспоминаем автора «Толкового словаря живого великорусского языка» - Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова.

Ведущий 1: Уважаемые команды, наступила пора показать вам знания на станции «Автобиографической».

(Вспомните по очереди сведения о жизни и творчестве В.И.Даля. Кто больше назовёт – тот победил).

Слово жюри

Станция «Игровая»

После недолгого пути мы прибыли на станцию «Игровая», где поиграем с вами в игру Даля «Полетушки».

Все участники обеих команд садятся за один стол и кладут указательный палец на стол. Ведущий, называя летающее насекомое, птицу или транспорт, поднимает свой палец вверх – все должны сделать то же самое. Кто замешкался поднять палец или «полетел» с нелетающим животным или транспортом (например, коровой или трактором) выбывает из игры. Последний, оставшийся за столом, выигрывает жеребьёвку и приносит своей команде право первой начать игру.

Слово жюри

Станция «Толковая»

Здесь ребята принимают участие в игре «Словарная уха». Каждый из участников, вооружившись удочкой (вместо крючка у неё магнит), поочерёдно отправляется на «пруд» и ловит рыбку-задание (карточка со скрепкой), на которой написаны слова из «Толкового словаря» Даля.

Участник, не поймавший рыбку-вопрос с первой попытки, лишается права хода. Игрок, выловивший рыбку, должен найти нужный том словаря, нужное слово и дать ему толкование. Игрок, справившийся с заданием, приносит своей команде 1 балл.

Слова для поиска: календарь, мендрюга, пшеница, прыть, поминать, притурять, нахмарить, побаклушить и другие.

Слово жюри.

Станция «Загадкино».

На этой станции растёт Дерево Загадок, на его листочках написаны загадки из книги Даля, на которые нужно дать ответ. За правильный ответ команда получает 2 балла. В этом конкурсе предусмотрена помощь зрителей-болельщиков, которые могут выручить свою команду и принести ей 1 балл за правильно отгаданную загадку.

Загадки:


  1. Что выше леса? (Солнышко).

  2. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц).

  3. Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе).

  4. Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (День и ночь).

  5. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь).

  6. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег).

  7. Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Постоим, постоим», а третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся!». (Речка, берег и трава).

  8. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб).
Слово жюри.

Станция «Гора пословиц». Конкурс капитанов.

Нужно взять картинку-иллюстрацию из книги Даля, сделать копию, разрезать её на 8 равных квадратов. На обратной (чистой) стороне каждого квадрата написать продолжения пословиц, начало которых будет зачитывать ведущий. Ведущий зачитывает первую часть пословицы, а капитаны, выбрав вторую часть, начинают составлять картинку по принципу детских кубиков. Если пословицы угаданы правильно, то, перевернув все 8 квадратиков, капитаны должны получить целую иллюстрацию. Если кубики сложены неправильно, то за каждую ошибку с команды снимается по 1 баллу.

Пословицы:


  1. Под лежачий камень…(вода не течёт).

  2. Труд человека кормит… (а лень портит).

  3. Дело мастера…(боится).

  4. У страха глаза, что плошки…(а не видят ни крошки).

  5. Молодец на овец…(а на молодца и сам овца).

  6. Хлеб-соль кушай…(а правду слушай).

  7. Когда ищешь лису впереди…(то она сзади).

  8. Кто хвалится…(тот с горы свалится).
Слово жюри.

Ведущий: Спустившись с «Горы пословиц», мы отправляемся к следующей станции.

Станция «Скороговоркино»

Здесь по условиям конкурса каждый участник должен произнести скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит» (из сборника Даля). Игроки, которые произносят скороговорку, приносят своей команде по 1 баллу.

Жюри подводит итоги игры.

Ведущий: Молодцы! Ребята, на этом наше путешествие «Литературный дилижанс Даля» подходит к концу и завершает сегодня Неделю детской и юношеской книги.


  1. Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,

А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведёт их от сказок,

Былин и преданий

В мир жизни реальной,

Мир науки и знаний.


  1. Книги учат детей
Всем премудростям жизни –

Как быть человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.


  1. Книги им помогают
Красоту постигать,

Как прекрасное видеть,

Как его передать,

И как в малом увидеть

Большое значенье,

И как в жизни найти

Золотое сеченье.


  1. Мудрость книжных страниц –
Это жизни уроки

О дне настоящем

И о наших истоках.

Они их побуждают

Мечтать о высоком,

О будущем думать –

О потомках далёких.


  1. В книгах знания, свет,
В книгах память веков,

В книгах мудрость людей –

Наших дедов, отцов.

Нам без книг, как без хлеба,

Даже дня не прожить,

Так давайте же будем

Их беречь и хранить!

Песня на мотив песни «Если с другом вышел в путь…»

1). Если с книгой дружишь ты,

Если с книгой дружишь ты,

Веселей живётся.

А без книги, ты пойми,

А без книги, ты пойми,

Всё трудней даётся.

Припев: Что мне А,

Что мне Б,

Что мне А, Б, В,Г,Д,

Когда я знаю буквы все.

2). На уроках я всегда,

На уроках я всегда

Отвечаю чётко.

Книга - верная моя,

Книга - верная моя

Мне во всём подмога.

Припев.

3).И скажу я вам, друзья,

И скажу я вам, друзья,

С книгой вы дружите.

Книги – верные друзья,

Книги – верные друзья,

Книги вы любите!

Припев 2 раза .

Учитель: Наступает самый торжественный момент – чествование победителей – умниц и умников, показавших свою любовь к книге, чтению, продемонстрировавших знания по русскому языку и литературе на литературном треке, посвящённом Неделе детской и юношеской книги.


(Вручение грамот и сувениров уч-ся и благодарность учителям-помощникам).