Формы управления социально-экономическими системами.

Научные подходы:

- Системный подход

- Синергетический подход

- Процессный подход

- Кибернетический подход

- Маркетинговый подход

Метод управления

Методы управления :

- экономические

- социально-психологические

Национальные модели управления: американская, японская, европейская (германская). Российская модель управления.

Американская модель – это система управления, основанная на совершенствовании технологий, частной собственности, свободной конкуренции, рыночном ценообразовании, индивидуализме государственного вмешательства в экономику, четкое закрепление должностных обязанностей за сотрудником. Происходит раскрытие творческого потенциала сотрудника, обязательная переподготовка и непрерывное обучение, карьерный рост в рамках профессиональной специализации. Упор на личность менеджера.

Японская модель – это система управления, основанная на коллективизме, уважении к старшему поколению, эволюционных технологиях, медленном карьерном росте, пожизненном найме, неформальных отношениях с подчиненными, общим труде и женщина в данной модели не руководит над мужчиной. Отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.

Европейская модель – во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.

Российская модель – это система управления, основанная на взаимодействии людей, сочетании коллективизма и индивидуализма, быстром продвижении по карьерной лестнице в зависимости от потенциала работника, партнерских отношениях между начальником и подчиненным, четком распределении обязанностей, жесткая структура управления, конкурентоспособность, быстрое принятие решений, высокая степень бюрократизма.

Менеджер и его роли в организации. Классификация ролей менеджера. Мастерство (навыки) менеджера.

Менеджер - лицо, осуществляющее управление в той или иной организации с помощью контроля, организации, планирования, мотивации.

Выделяют три группы ролей менеджера:

1. Межличностная:

- Роль главы - проведение различных организационных мероприятий, символических церемоний, официальных встреч, подписание нормативно-правовых документов.

- Роль лидера - руководство, мотивация подчинённых, проведение консультаций с работниками.

- Роль связующего звена - передача информации между работниками подразделений из низшего звена в высшее(почта, связь, рассылки, телефонные разговоры, передача информации как внутри организации так и за её переделами).

2. Информационная:

- Роль наблюдателя - добавление информации из различных источников наблюдений за отчетами организаций, личный контакт.

- Роль проводника - передача информации, рассылка различных напоминаний, телефонные звонки

- Роль оратора - выступать внутри организации и за ее пределами, официальные речи и отчеты

3. Группа ролей, связанных с принятием управленческих решений:

- Роль предпринимателя - поиск новых идей, принятие эволюционных решений, проектов, инноваций.

- Роль "пожарного" - урегулирование конфликтов, спорных ситуаций между подчинёнными, адаптация к кризису внешней среды.

Навыки менеджера:

- Концептуальные - когнитивные(познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время чётко выделять взаимосвязи её частей.

- Человеческие - способности менеджера к работе с людьми и посредством людей, а так же умение эффективно взаимодействовать в качестве члена компании.

- Технические - специальные профессиональные навыки и физическое умение использования того или иного объекта при выполнении своих функциональных обязанностей.

Целеполагание в управлении. Цель и ее виды. Требования к постановке целей. Система целей организации и методы ее построения. Метод управления по целям (МВО).

Цель - осознанное представление о том результате, который должен быть, достигнут путем направленных усилий личности в ходе ее взаимодействия и общения. Метод управления по целям- концентрация управления руководителя непосредственно по целям и достижения наилучших результатов в бизнесе.

Классификации:

1. По источникам возникновения: -Внешние -Внутренние

2. С точки зрения сложности: -Простые-Сложные

3. По характеру содержания цели: -Стратегические-Тактические-Оперативные-Операционные

4. По сроку действия: -Долгосрочные -Среднесрочные-Краткосрочные

5. По функциональной направленности: -Маркетинговые-Производственные-Финансово-экономические-Технические-Кадровые-Управленческие-Структурные-Социокультурные

6. По приоритетности: -Необходимые-Желательные-Возможные

7. По направленности: -Направлены на конечный результат-Направлены на осуществление деятельности-Направлены на достижение определенного состояния объекта управления

8. По форме выражения: -Количественные-Качественные

9. С точки зрения взаимодействия целей друг с другом: -Индифферентные-Конкурирующие-Комплементарные-Антогонистические-Идентичные

10. По уровню: -Общеорганизационные-Специфические

Требования к постановке цели: Конкретность и измеримость, Реальность (для данных условий), Гибкость целей (возможность корректировки), Четко определенный период, Совместимость целей, Возможность оценки, Признание цели сотрудниками организации как своих собственных

В организации существует иерархическая система целей:

Миссия => Стратегические цели => Тактические цели => Оперативные цели => Операционные цели

Методы построения системы целей:

1. Метод МВО

2. Метод дерева целей

Метод МВО - Метод управления персоналом и организацией, обеспечивающий постановку целей и задач для реализации бизнес-плана, контроль за их исполнением и оценку эффективности результатов;

Принципы МВО :1) цели разрабатываются не только для организации, но и для каждого его сотрудника. 2) цели разрабатываются сверху вниз, для обеспечения связей со стратегией. 3) участие в принятии решении 4) оценка проделанной работы и постоянная обратная связь 5) все цели должны соответствовать правилу: эффективность системы и мотивации персонала.

Этапы: 1)уточнение и согласование целей 2) разработка и согласование целей 3) составление планов 4) контроль и оценка рабочих.

Модель Хофстида.

Основан на 5 переменных: дистанция власти(степень неравенсва между людьми, которую население считает доступной и нормальной); индивидуализм (степень, с которой люди предпочитают действовать как индивиды, а не как члены какой-то группы); мужественность или женственность (преобладание в обществе образцов поведения, присущих либо представителям женского пола, либо мужского); стремление избежать неопределенности (степень, с которой люди оказывают предпочтение структурированным ситуациям в противоположность неструктурированным); долгосрочность или краткосрочность ориентации (д-взгляд на будущее, к – взгляд на прошлое).

3.Модель Лэйна и Дистефано. Строится на шести переменных: отношение человека к природе, ориентация во времени, вера о природе человека, ориентация на деятельность, отношения между людьми, ориентация в пространстве.

4.Модель Оучи. Строится на семи переменных: обязательства организации по отношению к своим членам, оценка выполнения работы, планирование карьеры, система контроля, принятие решений, уровень ответсвенности, интерес к человеку.

Методы борьбы

Методы борьбы со стрессами у руководителей:
делегирование полномочий;
анализ стрессовых ситуаций;
установка ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий; выявление причин, приводящих к стрессу;
общение с коллегами, др. работниками, посетителями;
беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями (вне работы);
физические оздоровительные занятия, переключение на активный отдых (вне работы);
следование оптимальному распорядку дня на работе и дома; самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв на работе) и др.

28. *Коммуникации в управлении и их виды. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса. Коммуникационные сети и стили. Требования к эффективным коммуникациям. Информационные технологии в управлении.

Коммуникации - это устойчивая связь между участниками управленческого процесса, представляющая собой взаимозависимость этапов работы с информацией.

Виды коммуникаций

Вертикальная - это обмен информацией между руководителем и подчиненными;

Горизонтальная - представляет собой процесс передачи информации между сотрудниками одного уровня;

Вербальная - процесс общения с целью передачи информации при помощи слов;

Невербальная - общение с помощью мимики, жестов, взглядов;

Формальная

Неформальная

Межличностная

Эмфатическая

Интеллектуальная

Коммуникационный процесс - это процесс передачи информации между двумя (или больше) людьми.

Процесс коммуникации состоит из таких четырех базовых элементов:
1) отправитель;2) сообщение;3) канал передачи информации;4) получатель

Процесс коммуникации состоит из шести базовых этапов:
1) зарождение идеи или отбор информации для передачи;2) выбор канала передачи информации;3) кодирование информации;4) передача информации;5) декодирование информации;6) обратная связь.

Коммуникационная сеть -то соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (рис. 9.2). В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением

Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и с другими подчиненными.

Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации,.так же как и много подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить то, как себя вести и чего можно ожидать от поведения, связанного,с определенным стилем.

29. *Управление организационными изменениями. Модели организационных изменений. Методы проведения организационных изменений. Методы преодоления сопротивления организационным изменениям.

По различным классификационным признакам можно выделить различные виды изменений.

В зависимости от причины, инициирующей процесс:

· Непредвиденные – вследствие появления неожиданного обстоятельства, которое угрожает существованию организации (например, сокращения платежей наличными – переход на взаимные зачеты и бартер) либо может способствовать ее развитию (уход с рынка иностранных конкурентов вследствие изменения валютного курса).

· Планомерные – вследствие сознательного стремления что-то изменить (например, создание специализированного подразделения для централизованного снабжения материалами нескольких предприятий корпорации).

В зависимости от преимущественной направленности изменений на определенную организационную сферу:

· Ориентированные на структуру – изменение распределения полномочий (обязанностей, прав и ответственности), изменение методов координации (введение системы планирования) и т.п.

· Ориентированные на поведение людей – изменение ожиданий, знаний и/или навыков, сложившихся неформальных норм поведения и т.п., например, установление другого распорядка дня, или требования к начальникам отделов носить галстуки.

· Ориентированные на технологию – изменение применяемых материалов, оборудования или процедур работы, например, применение калькуляторов или персональных компьютеров для выполнения расчетов.

В зависимости от масштаба изменений:

· Влияющие на отдельных сотрудников – например, установление сокращенного рабочего дня для сотрудников, получающих высшее образование на вечерних факультетов вузов.

· Влияющие на группу сотрудников (подразделение) – например, переподчинение отдела другому руководителю.

· Влияющие на организацию в целом – например, изменение организационной структуры, введение новой системы оплаты труда и т.п.

Лэрри Грейнер разработал модель процесса успешного управления организационными изменениями.
ЭТАП 1. ДАВЛЕНИЕ И ПОБУЖДЕНИЕ. Первый шаг состоит в том, что руководство должно осознать необходимость изменений.
ЭТАП 2. ПОСРЕДНИЧЕСТВО И ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ВНИМАНИЯ. Возможно, возникнет необходимость в посреднических услугах внешнего консультанта, способного объективно оценить ситуацию. Или можно привлечь в качестве посредников своих сотрудников, но при условии, что они могут считаться беспристрастными и выразить мнение, которое вряд ли обрадует высшее руководство.
ЭТАП 3. ДИАГНОСТИКА И ОСОЗНАНИЕ. На этом этапе руководство собирает соответствующую информацию, определяет истинные причины возникновения проблем, которые требуют изменения существующего положения.
ЭТАП 4. НАХОЖДЕНИЕ НОВОГО РЕШЕНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ. После того, как признано существование проблемы, руководство ищет способ исправления ситуации.
ЭТАП 5. ЭКСПЕРИМЕНТ И ВЫЯВЛЕНИЕ. Путем эксперимента и выявления отрицательных последствий руководство сможет скорректировать свои планы, чтобы добиться их более высокой эффективности.
ЭТАП 6. ПОДКРЕПЛЕНИЕ И СОГЛАСИЕ. На последнем этапе необходимо мотивировать людей, чтобы они приняли эти изменения.

Существует несколько основных методик осуществления перестроек в организациях:

· Незапланированные изменения, Планируемая перестройка, Навязанные изменения, Изменения с участием, Изменения с использованием переговоров

Выделяют восемь факторов преодоления сопротивления изменениям (по Э.Хьюзу):

Фактор 1: учет причин поведения личности в организации:

принятие во внимание потребностей, склонностей и надежд тех, кого затрагивают изменения;

демонстрация получения индивидуальной выгоды.

формальный или неформальный

достаточность власти и влияния

Фактор 3: предоставление информации группе:

важная информация, относящаяся к делу.

Фактор 4: достижение общего понимания:

общее понимание необходимости изменений

участие в поиске и трактовке информации.

Фактор 5: чувство принадлежности к группе:

общее ощущение причастности к изменениям

достаточная степень участия.

согласованная групповая работа для снижения противодействия.

Фактор 7: поддержка изменений лидером группы:

привлечение к процессу изменений лидера из числа сотрудников (без отрыва от основной работы).

Фактор 8: информированность членов группы: открытие каналов связи, обмен объективной информацией, знание достигнутых результатов изменения.

30. *Эффективность и качество управления организацией. Виды эффективности управления. Методы оценки эффективности управления. Система показателей.

Э ффективность-соотношение результатов и затрат на достижение этих результатов.

Виды эффективности:

1)Экономическая эффективность-соотношение финансовых,материальных,трудовых затрат и таких же результатов.

Примеры экономической эффективности:

1)Рост объёмов производства

2)Увелечение объемов продаж

3)Расширение деятельности предприятия

4)Расширение ассортимента товаров и услуг

5)Повышение качнства

2)Социальная эффективность. Выражается условнов денежных еденицах в отношении конкретного индивида и носят частично субъективно характер. Результатами являются повышение социального благополучия индивида,создание условия для наиболее полной реализации его трудового потенциала и в целом создание условий для потенуиального развития индивида

3)Организационная эффективность. Суть –используя имеющиеся управленческие ресурсы так организовать процесс управления,чтобы обнаружились скрытые резервы и возможности.

4)Правовая эффективность. Результат-высокий уровень правоприменения.

5)Экологическая эффективность. Результат выражается в минимум воздействии на окр.среду,создание благоприятных условий.

6)Психологическая эффективность-насколько человек удовлетворен процессом.

Научные подходы к управлению. Методы управления.

Научные подходы:

- Системный подход - Организация рассматривается как сложная, открытая, динамическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, имеющие свои входы и выходы, имеющие свою структуру и центр управления.

- Ситуационный подход (ситуативный) - Нет одинаковых ситуаций, организаций и не существует универсальных методов и стилей управления. Выбор конкретных форм, методов, способов управления зависит от сложившейся ситуации.

- Синергетический подход - Организация как единое целое может добиваться гораздо больших результатов, чем каждый её элемент в отдельности. (пример: 2+2=5)

- Процессный подход - Рассматриваются функции управления как взаимосвязанные зависящие друг от друга этапы процессов управления.

- Кибернетический подход - В основе кибернетика, которая объединила все достижения теории информационного практического регулирования на основе фундаментально математического аппарата (теория вероятности, теория функции, математ логики) и определила общие свойства систем управления - приём, передача, переработка, хранение информации. Даёт возможность создать информационную систему в организации и применять методы экономико-математического моделирования, ЭВМ, разработки и принятия управленческих решений.

- Маркетинговый подход - Ориентация всех усилий организации на потребителя.

Метод управления - система способов и приёмов воздействия субъектов управления на объект управления с целью достижения определённых результатов.

Методы управления :

- экономические - представляют собой систему материального стимулирования. Главная проблема в применении этих методов, проблема сочетания интересов. В частных компаниях для решения этих проблем создаются фонды премирования, з/п. Осн принципы исп эк методов Система экономических методов состоит из принципов системности и принципов комплексности. Конечная цель - обеспечить объективность в использовании экономических методов, в удовлетворении. Сост из 2 подгрупп: методы прямого эк расчета(централизованная реализация, директивное распр благ), методы хоз расчета (основаны на соотношении результ и основн затрат производства и труда).

- административные(организационно-распорядительные) - способы, приёмы воздействия субъекта на объект управления, основанные на силе и авторитете власти данных руководителю по должности. Проявляются в издании документов распорядительного характера (указы, распоряжения, постановления и т.д.). Система административных методов: распорядительные (установление регламента), организационно-стабилизирующие, дисциплинирующие, по характеру управленческих воздействий - короткого и длительного воздействия. Цель применения методов - обеспечить стабильность организационной культуры. Усл эффективного применения метода – важно сбалансировать права и ответственность на каждом ур-не упр, сбалансированность прав и ответствен м/д уровнями упр (иерархия решений)

- социально-психологические - воздействие субъекта на объект (людей) управления через социально-психологические интересы. их применение должно учитывать объективные подходы поведения людей: (законы) 1 чел всегда стремится достичь результ с мин затратами для себя(рациональный индивид), 2каждый чел стремится действовать так что бы ему лично последовало мах поощрение или мин наказания, 3 каждый чел делает то, что указывает ему инстанция, имеющая власть реально поощрить или наказать.

Классификация социально-психологических методов определяется уровнем иерархии социально-психологических процессов управления:

1.Индивид (основана на законах психологии)

2. Группа (управление направленное на устранение конфликтов внутри группы)

3. Коллектив (направленное на выявление и оценку ориентиров поведения, групповых качеств работника)

4. Общество (методы управления социально-массовыми процессами, выражение соц-психолог методов – нематериальное стимулирование)

§ 3 Управление экономикой

Каково место управления в экономической системе

Знакомство с управлением хозяйством мы завершаем рассмотрением организационно-экономических отношений. Это не случайно. Управление является производным экономическим отношением от всех звеньев системы экономических отношений.

Управление экономикой – это целенаправленное упорядочивающее воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать и контролировать хозяйственную деятельность всех работников для достижения намеченных результатов.

Как же управленческие связи взаимодействуют с другими видами экономических отношений?

Управление и собственность. Если известно, что управление призвано упорядочить хозяйственную деятельность, то еще не ясно, в чьих интересах это делается. Ответ на этот вопрос позволяет выявить зависимость управления производством от собственности. Труд на предприятии всегда организуется с определенной целью – как можно лучше применить средства производства, обеспечив их собственнику надлежащий доход.

Такая зависимость управления от собственности неоднократно менялась на протяжении истории хозяйственной жизни. При определенных условиях сам собственник непосредственно руководит предприятием. В других случаях этим занимаются специально нанятые управляющие.

Связь управления с кооперацией и разделением труда. Всякий вид кооперации труда нуждается в управлении. Возьмем, например, сооружение большого жилого дома. Несомненно, что строители не смогут начать и завершить стройку, если никто не обеспечит их целенаправленную и согласованную работу. При простой кооперации труда в небольших размерах управлять хозяйством способен один человек, имеющий определенный жизненный и производственный опыт. Но с переходом от простой кооперации труда к сложной управленческая деятельность на предприятиях стала превращаться в особую профессиональную работу, требующую специальной подготовки.

Управление и рынок. В дальнейшем (см. гл. 5 и гл. 13) мы увидим, что товарно-рыночное хозяйство обладает способностью к определенному саморегулированию. Подобно всякой управляющей системе, товарное производство и рынок наделены прямой и обратной связью, что позволяет им решать важную организационную задачу: что производить, как это делать и для кого создавать продукты?

Однако по ряду причин в XX в. рынок во многом утратил свое регулирующее воздействие на развитие национального хозяйства. Эти функции взяло на себя государство.

Управление хозяйством и государство. С возникновением государственного сектора национальной экономики государство впервые стало выполнять ряд важнейших задач по регулированию всей хозяйственной жизни общества.

Оно сосредоточилось на выполнении общенациональных социально-экономических задач, которые не в состоянии выполнить рынок.

Как мы видим, руководство производством находится под воздействием ряда хозяйственных условий. С их изменением управление экономикой проходит три качественно различных этапа.

Каковы этапы развития управления хозяйством

В условиях капитализма получили развитие следующие последовательно возникшие виды управленческой деятельности: 1) единоличное руководство частным предприятием его собственником; 2) управление хозяйственным объединением менеджерами; 3) руководство национальным хозяйством с помощью совокупности определенных государственных учреждений. Теперь кратко рассмотрим, какими историческими особенностями отличались эти виды управления на разных этапах истории.

Первый этап. Начальный вид единоличного управления частным предприятием достиг в XVIII–XIX вв. наибольшего развития при сложной кооперации труда в виде мануфактуры (совместного труда ремесленников, вручную выполнявших отдельные специализированные операции) и фабрики (коллективного труда работников, использующих систему машин). С самого начала этими формами хозяйства руководил сам собственник.

С укрупнением масштабов фабричного производства собственники предприятий стали увеличивать численность управленческих работников. Часть из них непосредственно управляла производственным процессом (директора предприятий, начальники цехов, мастера участков и т. д.), а другие были заняты подготовкой к управлению (бухгалтеры, учетчики, секретари и др.).

Второй этап. На рубеже XIX–XX вв., когда ведущей стала акционерная форма собственности, непосредственное управление хозяйственными объединениями перешло от собственников фирм к менеджерам.

Менеджер – наемный управляющий на предприятии, специалист по управлению.

Все большее усложнение современного производства потребовало развить особую отрасль знаний и умений – менеджмент.

Менеджмент – система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли.

Какими навыками и способностями должен обладать современный менеджер? Созданный исследователями своеобразный словесный портрет включает следующие качества? 1) способность управлять собой; 2) разумные личные ценности; 3) четкие личные цели; 4) упор на постоянный личный рост; 5) навык решать проблемы; 6) изобретательность и способность к инновациям (нововведениям); 7) высокая способность влиять на окружающих; 8) знание современных управленческих подходов; 9) способность руководить; 10) умение обучать и развивать подчиненных; 11) способность формировать и развивать рабочие группы.

При разработке бизнес-плана выполняются следующие задачи?

оценивается будущее положение на рынке – возможность успешно сбывать новую продукцию;

подсчитывается величина затрат на производство новых изделий или на строительство нового завода;

предусматриваются источники денежных средств (собственные и заемные – у банка);

прогнозируется доходность предстоящего бизнеса;

учитываются возможные риски и пути их уменьшения.

Научный характер деятельности менеджера проявляется в том, что он придает развитию фирмы плановый характер. На практике это регулярно происходит при организации производства новой продукции и при создании предприятия, когда составляется бизнес-план.

Бизнес-план обязательно представляется в банк, если фирма надеется получить у него денежный заем. При этом важно убедить банк в привлекательности и конкурентоспособности фирмы. В свою очередь с помощью специалистов банковское учреждение тщательно изучает бизнес-план, а в случае его одобрения строго контролирует его выполнение.

Третий этап. Во второй половине XX в. развитие управленческой деятельности связано с коренной переменой в регулировании национальной экономики во всех западных странах. В этот период экономическая и рыночная власть перешла к крупнейшим фирмам и государству. Был создан новый механизм управления национальным хозяйством: смешанное регулирование национального хозяйства, в котором принимает участие правовое государство и видоизмененный рынок. Этот довольно-таки сложный механизм будет особо рассмотрен в гл. 13.

Таким образом, мы закончили анализировать типы и виды экономических отношений. Это поможет нам во всех последующих разделах учебника рассмотреть основные формы экономики, которые различаются масштабами охвата хозяйственной деятельности.

Из книги Азбука экономики автора Гвартни Джеймс Д

КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ должны обеспечивать гармоническое сочетание демократии с крепкой экономикой Прежняя точка зрения, рожденная в муках многовековой истории господства одних людей над другими, состояла в том, что неограниченная власть людей с ограниченными

Из книги Реалии экономического кризиса автора Автор неизвестен

Связь фондового рынка с реальной экономикой Денис Емельянов, редактор рубрики "Финансы, фондовый рынок", ИА "Комментарии.ру": Можно ли по техническим сигналам финансовых рынков судить о начале восстановления реального сектора экономики? Что в данном случае является

Из книги Основы экономики автора Борисов Евгений Филиппович

§ 4 Россия: преобразование системы управления экономикой Что такое командно-административная система управленияНачнем с объяснения названия этой системы. Командно-административная система – это централизованное государственное управление экономикой страны,

Из книги Контроль и ревизия: конспект лекций автора Иванова Елена Леонидовна

5. Роль и функции контроля в управлении экономикой Государство осуществляет воздействие на сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка.В сферу непосредственного государственного управления

Из книги Контроль и ревизия автора Иванова Елена Леонидовна

3. Роль и функции контроля в управлении экономикой Государство осуществляет воздействие на сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка.Формально объектом финансового контроля являются

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

37. Основные типы государств в мировой экономике. Развитые страны с рыночной экономикой. Страны с переходной экономикой В международной практике все страны мира разделяются на три основные группы: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и

Из книги Мировая кабала. Ограбление по… автора Катасонов Валентин Юрьевич

Из книги Америка против России. Агония финансовой пирамиды ФРС. Рэкет и экспроприации Вашингтонского обкома автора Катасонов Валентин Юрьевич

О внешнем управлении российской экономикой Формирование экономического механизма РФ, основные особенности которого мы перечислили выше, - непрерывный процесс, который раньше назывался красивым словом «реформы», а сейчас (в силу того, что результаты «реформ» оказались

Из книги Ускорение: Совершенствование методов хозяйствования автора Гвишиани Джермен Михайлович

Так кто же управляет российской экономикой? В предыдущей статье я назвал пять причин, объясняющих, почему российская экономика находится фактически под внешним управлением. Там же были описаны пять основных механизмов такого внешнего управления. Один из них - уход

Из книги О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». автора Катасонов Валентин Юрьевич

1. Современный этап развития системы управления экономикой Динамичное и планомерное развитие социалистического общества требует постоянного совершенствования системы управления экономикой и приведения ее в соответствие с уровнем развития производительных сил и

Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия автора Ясин Евгений Григорьевич

85. Особенности основных элементов банковской системы в странах с рыночной экономикой В странах с развитой рыночной экономикой сложилась определенная структура банковской системы.1. Центральный (эмиссионный) банк.2. Коммерческие

Из книги 23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм автора Чанг Ха-Джун

1.5 Испытание экономикой Основной причиной отката демократической волны были, конечно, трудности в экономике, достигшие экстремального уровня вскоре после начала радикальных рыночных реформ. Напомню, что в 1992 году цены выросли в 26 раз, сбережения обесценились, резко

Из книги Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории автора Гайдар Егор Тимурович

А КАК БЫТЬ С ЭКОНОМИКОЙ ЗНАНИЙ? Хотя влияние образования на экономический рост до сих пор было скромным, вы можете спросить: не изменило ли ситуацию развитие в последнее время экономики знаний? Можно было бы утверждать, что с подъемом экономики знаний, когда основным

Из книги Валютные войны автора Рикардс Джеймс

§ 8. Выбор стратегии развития и формирование модели административного управления экономикой Определяющее воздействие на выбор стратегии экономического развития в это время оказывают марксистская идеология и борьба за власть. Суть альтернативы ясна: что ляжет

Из книги автора

Глава 9 Дурное обращение с экономикой «Человеческие решения, влияющие на будущее… не могут зависеть от строгого математического расчета, учитывая, что база для подобных исчислений не существует… это наша врожденная потребность действовать, что заставляет колесо

Управление – это древний вид человеческой деятельности. Необходимость в управлении возникла с того момента, как люди начали осуществлять коллективную деятельность, стали объединять свои силы для ведения производства.

На протяжении все жизни человек занимается разнообразными по содержанию и формам видам деятельности. На основе различий в содержании можно выделить следующие виды деятельности:

  • государственная;
  • хозяйственная;
  • производственная;
  • социальная;
  • научная;
  • культурная;
  • педагогическая и др.

Управленческой деятельности принадлежит особое место среди этого разнообразия. Как самостоятельный вид управленческая деятельность исторически сложилась под влиянием складывающихся социально-экономических условий (способ производства, развитие технологий производства, а также содержание и характер труда), в процессе разделения труда. Известны слова К. Маркса из его труда «Капитал»:

Цитата

«Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается... в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работниками. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере».

Распределенная между подразделениями и отдельными исполнителями работа на предприятии, нуждается в том, чтобы кто-то координировал действия сотрудников для достижения общей цели деятельности. Таким образом, возникает потребность в отделении управленческой деятельности от исполнительной. Управление предприятием начинается с момента определения конечной цели, осуществляется при организации, проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации и функционировании предприятий. Целью управления является конечный желаемый результат деятельности. После определения цели она начинает «подчинять себе людей», стремящихся ее достичь, тем самым, оказывая влияние на выбор методов и средств. Однако цель управления обязательно должна быть достижимой, представлять собой конкретную форму выражения, быть для всех понятной и стабильной, т. е. она не должна меняться в процессе продвижения к ней.

Представления об управлении

Менеджмент, управление, можно рассматривать в трех ипостасях:

  1. научная дисциплина, имеющая теоретические основы (теории, принципы, методы) и впитывающая отдельные положения других наук;
  2. практика, представляющая собой совокупность видов и процедур управленческой деятельности, выполнение которых осуществляется в определённой последовательности и известных задолго до появления теоретических основ;
  3. искусство, проявляющееся в степени мастерства руководства в области управления.

Определение

Сам термин «менеджмент» английского происхождения, в переводе на русский язык интерпретируется как управлять, руководить. В научной литературе и практической деятельности понятие «менеджмент» зачастую отождествляется с понятием «управление». Однако это обстоятельство можно поставить под сомнение, т. к. научное толкование этих терминов не полностью совпадает. Приведем некоторые определения понятия «менеджмент ».

  • В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент определяется как способ (манера) обращения с людьми, власть, искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.
  • «Толковый словарь русского языка» трактует «менеджмент» как искусство управления интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами.
  • В «Современном экономическом словаре» менеджмент понимается как совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и персоналом с использованием достижений науки управления.

Термин «менеджмент» охватывает только социально-экономические системы (организации, предприятия и др.), где обязательными элементами выступают человек и его целенаправленная деятельность. Таким образом, здесь происходит управление взаимоотношениями людей в рамках их совместной трудовой деятельности.

С точки зрения эволюции управленческой деятельности, то менеджмент возник на заре становления капитализма, а управление является, по сути, древним видом человеческой деятельности. Человечество всегда испытывало потребность в данном виде деятельности.

Менеджмент как управление хозяйственной деятельностью может существовать только в условиях рынка и свободы предпринимательства. Управление же в свою очередь может быть реализовано и в нерыночных системах (управление государством, военной организацией, общественной деятельностью, идеологией, религиозной деятельностью).

Еще одно отличие лежит в области кадрового состава управленческой деятельности. Менеджмент представляет собой деятельность профессиональных управляющих – менеджеров, а управлением может заниматься не только профессионал, но и любой специалист, каждый человек.

Производительность управленческого труда

Потребность в управлении определяется также в рамках вопроса о производительности деятельности человека. Однако мы хотим рассмотреть не функциональный труд, а именно управленческую деятельность. Повышение эффективности управленческого труда влечет за собой повышение эффективности всей организации в целом, всей человеческой деятельности. Таким образом, речь идет о том, чтобы некоторые однородные функции, а именно – принятие решений и контроль за их исполнением – было поручено одному человеку - управляющему (менеджеру) или группе работников. В этой связи, можно сказать о том, что управляющие являются узкими специалистами в области выполнения тех функций, полномочия по которым им переданы. Следовательно, при таких условиях достигается максимально эффективное использование трудовых ресурсов – субъекта и органа управления. Результат деятельности обоих звеньев:

  • в рамках государства - создание национального дохода;
  • в рамках отдельного предприятия – конкретной продукции, работ или услуг.

Вывод

Таким образом, мы можем видеть, что деятельность человека издавна нуждается в управлении, в необходимости четкого определения целей, постановки задач и отслеживания всего процесса достижения этой цели. При наличии человека, взявшего на себя функции управленца, мы, тем самым, помогаем сами себе достичь лучших результатов. Однако существует еще такая особенность, как внутренний контроль, внутреннее управление. Человек, способный следовать своему внутреннему контролю, обладает огромной силой воли и духа. Здесь речь также идет об управлении, однако это уже не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация, двигающая человека в сторону достижения поставленных целей и выполнения задач.

Система управления экономикой – это комплекс методов, направленных на улучшение и контроль экономической ситуации.

Система экономического управления независимо от положения в иерархии имеет в распоряжении несколько комплексов инструментов. К ним относятся системы планирования, организации, прогнозирования, аналитики, оперативного регулирования, контроля и учета.

Концепции систем экономического управления

Во всем мире принимаются во внимание три основные концепции управления экономикой. К ним относятся:

  • либеральная концепция;
  • административная концепция;
  • смешанная концепция.

При либеральной системе управления экономическими процессами, любые административные меры регулирования не предусмотрены. Экономика развивается и регулируется сама по себе без вмешательства государственных органов. Либеральная концепция базируется на механизмах потребления и таких инструментах управления, как независимые СМИ и других потоков информации.

Использование либеральной системы управления долгое время было эффективным. Однако в результате отсутствия административных мер воздействия, возникли кризисные ситуации, которые невозможно предотвратить без государственного вмешательства.

Административная концепция, напротив, отрицает любые меры рыночного воздействия и включает в себя только государственные способы управления экономикой. Первоначально административная концепция показывает высокие результаты, но в конечном итоге в такой системе нарастают кризисные процессы, что неминуемо ведет к краху.

Причин этому может быть несколько:

  • Государственные органы не могут в полной мере оперативно реагировать на изменения рынка и экономики. Запрет на любое проявление самостоятельности в процессе управления экономикой не дает своевременно регулировать механизмы спроса и предложения, что ведет к появлению дефицита и других негативных явлений.
  • Для развития экономической системы необходима правильная мотивация сотрудников предприятий. Находясь в зависимости от решений государственных органов, предприниматели не могут создать собственную систему мотивирования, и работники неминуемо подвергаются жестким мерам административного регулирования. Это приводит к заторможенности развития экономики и ведет к краху административной системы.
  • Для следования пути развития экономики, который устанавливает государство, необходима поддержка руководителей экономических отраслей и предприятий. Это означает, что управленцев становится непервостепенной. Такой подход приводит к деградации экономики.

Наиболее оптимальной и сбалансированной считается смешанная система управления экономикой. Основой такой концепции являются рыночные механизмы экономики при регулировании государством в качестве коррекции. Смешанная система управления нуждается в применении определенной стратегии развития экономики.

Потоки информации и СМИ в такой системе обладают определенной долей свободы, но все-таки находятся под государственным контролем. Смешанная система управления – наиболее результативна в условиях современной экономики.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Управление хозяйством представляет собой целенаправлен­ное, упорядочивающее воздействие на совместный труд. Оно призвано организовывать, регулировать и контролировать хозяй­ственную деятельность отдельных работников и производствен­ных единиц в целях достижения намеченных результатов.

Чтобы лучше понять сущность и роль такого управления, рассмотрим его взаимосвязи с видами экономических отношений.

Управление и собственность

Если управление призвано упорядочить коллективный труд, то еще не ясно, в чьих интересах это делается. Такой вопрос позволяет выявить прямую зависимость управления хозяйством от собственности. Организация труда всегда осуществляется с определенной целью - как можно лучше использовать средства производства и обеспечить их собственнику надлежащий доход.

На протяжении всей истории экономики на малых по размерам предприятиях сами собственники непосредственно управляли и сейчас управляют своим хозяйством. При укрупнении предприя­тий труд по надзору за работниками стали осуществлять нанятые для этого управляющие. Характерно, что в XVI-XIX вв. едино­личный собственник капитала обычно возглавлял управленчес­кий персонал, контролировал и направлял всю производственную деятельность. Но положение в корне изменилось в XX столетии, когда основой стала акционерная форма предприятий. В новых условиях, суще­ственно изменились положение и роль как собственников капитала, так и управленцев.

Управление и кооперация труда

Всякий совместный труд нуждается в управлении. Возьмем, например, сооружение большого жилого дома. Несомненно, что строители не смогут начать и завершить стройку, если никто не обеспечит их целенаправленную и согласованную работу При пе­реходе от простой кооперации труда к сложной управленческая деятельность на предприятиях стала превращаться в особую профессиональную работу, требующую специальной подготовки.

На современных более или менее крупных предприятиях уп­равленческий труд охватывает два основных вида деятельности: непосредственно управление и подготовку к нему.

Непосредственным управлением заняты хозяйственные руко­водители - директора предприятий (объединений) и их замести­тели, главные специалисты, начальники отделов и цехов, мастера производственных участков, диспетчеры и т.д. Их работа сводит­ся к принятию оптимальных (наилучших) с точки зрения постав­ленной цели решений и обеспечению их реализации. Подготов­кой к управлению ведают плановики, бухгалтеры, экономисты, учетчики, секретари, машинистки и работники, которые обслу­живают вычислительные, счетно-перфорационные и иные маши­ны, используемые для переработки информации. Все они обеспе­чивают руководителей плановыми и расчетными данными, сведениями о состоянии производства и другой информацией, не­обходимой для принятия решений и организации их выполнения.

Управление и рынок

Как известно, товарно-рыночное хозяйство обладает способностью к определенному саморегулированию. Подобно всякой управляющей системе, товарное производство и рынок на­делены прямой и обратной связью, что позволяет им решать важную организационную задачу: что производить, как это делать и для кого создавать продукты?

Однако по ряду причин в XX в. рынок во многом утратил свое регулирующее воздействие на развитие национального хозяйства. Эту утрату стало возмещать государство.

Управление хозяйством и государство

С возникновением государственного сектора национальной экономики государство впервые стало выполнять ряд важнейших задач по регулированию всей хозяйственной жизни общества. О том, как выполняются эти задачи, будет сказано в дальнейшем.

Как видно, управление не является совершенно самостоятель­ным элементом хозяйственной деятельности. Его назначение и роль во многом зависят от отношений собственности, коопера­ции труда, рыночной системы и государственного регулирования экономики.