Розничная торговля. Как продать товар в белоруссию

Перспективные отрасли обгоняют ВВП

Инвесторы, определяя перспективные отрасли, смотрят, в том числе, на степень их зависимости от колебаний экономической активности в стране.

Цикл - это колебания ВВП, кризисы, падения или, наоборот, бум активности, - поясняет директор инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов. - Самыми стабильными являются отрасли экономики, наименее подверженные влиянию колебаний.

Эксперты компании «Юнитер» провели масштабный анализ развития примерно 300 отраслей экономики Беларуси, учитывая целый комплекс факторов. Выяснилось, что в стране есть и такие отрасли, которые показывают рост именно в то время, когда в целом происходит падение. В числе таких отраслей – телекоммуникации, розничная торговля продовольствием, медицинские услуги, перевозки железнодорожным транспортом.

Есть и такие отрасли, которые вообще развивались опережающими темпами, - картофелеводство, производство мяса и мясопродуктов, молокопродуктов, лесная промышленность и лесозаготовка, производство игр и игрушек, пластмассовых изделий, готовых металлических изделий. Это те отрасли, темпы роста в которых значительно превышали прирост ВВП.

Как еще можно оценить перспективность той или иной отрасли?

Основной принцип - это уровень проникновения отрасли в экономику по сравнению с развитыми странами, - отмечает Роман Осипов. - Например, в страховании уровень сборов на душу населения в странах Балтии и тем более в Западной Европе в разы выше, чем в Беларуси. И любой развивающийся рынок будет двигаться к этому образцу, к уровню развитых стран. И он до него дорастет. Вопрос времени. Этот догоняющий рост создает наиболее интересные предпосылки для экономической активности в определенных направлениях.

О наличии сложившихся условий для развития какого-то бизнеса свидетельствует и общее потребительское поведение людей. Так, еще около семи лет назад в Беларуси не было гипермаркетов, хотя в соседней Украине наблюдалась совсем иная ситуация. И выиграли те инвесторы, которые начали развивать этот сегмент современных форматов торговли.

Эксперт: «Производить надо здесь, а продавать – там»

Михаил Бороздин, директор инвестиционно-консалтинговой компании «Агентство Михаила Бороздина», считает, что в Беларуси прибыльным и перспективным может стать практически любой частный бизнес, потому что его доля по сравнению с государственным слишком мала и конкуренция в целом не так высока.

Главное – найти свою нишу. Кроме того, по мнению эксперта, желательно, чтобы продукция шла на экспорт, так как «внутренний рынок сдувается, а платежеспособность населения уменьшается».

Выгодно было бы работать по принципу: производится здесь - реализуется там, - сказал Михаил Бороздин. - Производить или торговать? Конечно, если говорить о каком-то более основательном бизнесе, то лучше производить. Но производить нужно что-то основанное на местном сырье. Однако самый дешевый ресурс в Беларуси - это рабочая сила.

Исходя из этого, эксперт считает самым выгодным на сегодняшний момент организовать «небольшое производство, которое использовало бы большое количество наемного труда, желательно, неквалифицированного». Работники могут собирать продукцию вручную за небольшие деньги. Это могут быть народные промыслы, пошив одежды. Ручное производство ценят за границей, и можно было бы найти там рынки сбыта.

Кроме того, по мнению Михаила Бороздина, интересными были бы проекты на экспорт в сфере информационных технологий. Правда, и риски более высокие. В этой отрасли, как правило, работают высококвалифицированные и высокооплачиваемые специалисты. Так что есть серьезный риск оттока кадров, если ситуация ухудшится.

Привлекательны также проекты по оказанию услуг через интернетовские онлайн сервисы или открытие студии дизайна. Накладные расходы - как в Беларуси, а доходы можно получить мирового уровня.

Теоретически и торговля была бы выгодна, но чтобы продать, надо купить. Большой маржи не получится, и прибыль будет не столь велика, - отмечает Михаил Бороздин. - Да и конкуренция в торговле всегда очень высока. Так что стратегически торговать будет не так эффективно. Лучше попытаться найти уникальные вещи, свойственные только Беларуси и востребованные в других странах. Есть такие бренды, как шотландский виски, американские гамбургеры, итальянская пицца. Их производят во всем мире, однако общепринято считать, что в Шотландии, США и Италии их делают лучше. Было бы хорошо найти такие продукты и у нас.

Еще одна выгодная ниша - производить товары и оказывать услуги, популярные на Западе, но которыми в Беларуси просто некому заниматься, сказал эксперт.

Импортозамещающий бизнес проживет недолго

Председатель союза юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» Виктор Маргелов считает, что малый и средний бизнес будут работать практически полностью на внутренний рынок и никогда не выбьется на лидирующие позиции по экспорту. У них не те объемы.

Можно, конечно, попробовать силы в области импортозамещения. Тем более что реальный уровень жизни народа серьезно снизился. По мнению Виктора Маргелова, он упал как минимум в полтора раза. Так что денег на покупку импортных товаров у людей стало меньше.

Такая ситуация действительно открывает определенные возможности для малого бизнеса по производству товаров, аналогичных импортным, но более низкого качества, - сказал эксперт. - Естественно, они будут и дешевле. Стоимость рабочей силы и другие издержки минимальны. Например, женские трусы стоят 60 тысяч рублей. Откуда такие цены? Любая швея может оформить индивидуальное предпринимательство, купить швейную машинку и без проблем зарабатывать в месяц 2-4 млн рублей. Такие схемы уже действуют.

Однако, как считает руководитель бизнес-союза, подобное импортозамещение может быть непродолжительным. Как только уровень доходов населения поднимется, в стране опять будут активно продаваться конкурентоспособные товары из-за границы, и такой вид бизнеса исчезнет.

Кстати, преимущество в виде низкой стоимости наемного труда Виктор Маргелов считает спорным.

Теоретически у нас дешевая рабочая сила. Но где она? Я мог бы сказать, что будет выгодно открыть кафе, ресторан или магазин. Но если бы те, кто этим займется, знали, какой проблемой для них станет найти продавцов и поваров, то никогда бы не захотели их открывать, - сказал он.

Время торговли прошло

Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико отмечает, что прошлогодний валютный кризис «зачистил» рынок для национального бизнеса, а иностранцам с их товарами после девальвации здесь делать особо нечего.

По мнению эксперта, сейчас хороший момент для развития национального бизнеса. Однако Беларусь нуждается в активной политике правительства по его стимулированию. Леонид Заико считает, в частности, что нужно бесплатно давать всем желающим землю для строительства предприятий.

Время торговли прошло. Нужно заниматься производством, - заявил экономист. - Шансы на успех имеют предприятия, производящие недорогую продукцию из национального сырья. Надо развивать деревообработку, производство простой техники. Очень перспективно швейное производство. Выгодно производить продовольствие, оно пользуется высоким спросом в России. А в Беларуси в торговых сетях практически все импортное - фрукты, овощи, картошка, зелень.

Как считает Леонид Заико, надо произвести «хотя бы просто хорошие лопаты». Перспективным является все, что работает на внутренний рынок. Белорусскому бизнесу не надо заниматься производством сложных товаров.

Эксперт: «Выжить на белорусском рынке смогут монополии»

Экс-председатель комиссии Верховного совета XIII созыва по экономической политике и реформам Василий Шлындиков настроен более пессимистично, чем предыдущие эксперты. По его мнению, реальный шанс выжить на белорусском рынке имеют главным образом монополии.

Их сейчас создают практически во всех сферах, - отмечает он. - По моему мнению, самое надежное и прибыльное сейчас - это оптовая торговля лекарствами, строительство (но не непосредственно строительная фирма, а деятельность в качестве застройщика). Еще выгоднее поставлять фрукты, спиртное, рыбу. Однако везде на этих рынках правят монополисты, в угоду которым всех оттуда повыгоняли. Кроме того, монополисты, как правило, раньше всех узнают о всяких новшествах и успевают подготовиться.

Если вы раздумываете, как продать товар в Белоруссию, вам потребуется пройти определенные процедуры, изучить законодательство и нюансы налогообложения. Мы поможем вам на действительно сложном этапе – таможенном оформлении.

Как продать товар в Белоруссию из России

Если вы являетесь производителем, дистрибьютором или заведуете оптовой торговлей, вы можете наладить экспорт своего товара. Заранее советуем изучить, как продавать товары в Белоруссию. Процесс проходит в такой последовательности:

1. Заключение контракта с белорусской компанией. При этом соблюдаются нормы относительно его составления: описываются условия и принципы поставки в Белоруссию , обязанности партнеров, порядок оплаты, отмечается код валютной операции. Договор на экспорт в Белоруссию подписывают обе компании, указывая свои реквизиты, и заверяют его печатями.

2. Оформление бумаг: счет-фактура, накладные, акт погрузки-выгрузки. Подготовка документов на товар: сертификаты, качественные удостоверения, лицензии, паспорта.

3. Таможенное оформление. На контрольном пункте предъявляются все бумаги на груз и поставку и грамотно оформленная декларация. Также предъявляется сам товар, который досматривают и идентифицируют на соответствие данным в декларации.

4. Подтверждение завоза продукции в Белоруссию. Белорусская компания пересылает вам заявление на ввоз с отметкой налоговой, выписку со счета банка (при оплате вам своих обязательств), копию приходника или другую справку при расчете иными способами.

5. Возврат НДС. Передача бумаг в налоговую: заявление, копии контракта, счета-фактуры, накладных, а также документы, полученные от партнера из Белоруссии. Осуществлять сотрудничество теперь можно и при помощи электронных носителей, что значительно упрощает данный процесс.

Нюансы таможенного оформления

Перед тем, как продать товар в Белоруссию, стоит обозначить, все ли этапы проходить самостоятельно, или некоторые из них доверить профессионалам. Заключив с нами соглашение, вы освобождаете себя от таможенного оформления. Мы заполняем декларацию и оформляем ваш груз. Вы получаете уверенность в соблюдении всех норм закона и принципов ведения ВЭД. Проблем при прохождении пограничного пункта контроля у вас не возникнет.

Само же таможенное оформление проходит поэтапно:

  • регистрация декларации;
  • аудит документов для экспорта в Белоруссию (соблюдение правил нетарифного регулирования, актуальность кода ТН ВЭД);
  • аудит цены и правильности ее расчета;
  • аудит таможенных платежей;
  • досмотр, соответствие груза относительно декларации;
  • проверка транспортного средства.

Определив, как продавать товары в Белоруссию, какие бумаги потребуются для ключевых процедур, и изучив основные пункты таможенного оформления, можно заниматься экспортом. Чтобы сэкономить время и силы, которые тратятся на прохождение пункта приграничного контроля, доверьте таможенное оформление нам – команде специалистов с высоким уровнем квалификации и опыта. Именно так вы сможете продать товары в Белоруссию по более простой схеме, минуя непростой этап таможенного оформления.

Многие предприниматели, которые думают об открытии бизнеса в Беларуси, задаются вопросом, в чем преимущества в ведении бизнеса здесь по сравнению с соседями в Европейском Союзе и России. Беларусь относительно небольшая страна, расположенная практически в центре Европы. Емкость рынка в Белоруссии не так велика, как, например, в России, но нахождение страны в Таможенном Союзе позволяет использовать преимущества этого объединения для продвижения товаров и услуг на рынки РФ и Казахстана. В то же время наличие колоссальных сырьевых возможностей у партнеров по ТС, а также относительная дешевизна рабочей силы, позволяет производить качественные и недорогие товары для стран ЕС.

Бизнес идеи для малого бизнеса в Белоруссии, как и для любой другой страны постсоветского пространства, находятся в области торговли, оказания услуг и производства. Попробуем, с учетом особенностей страны ответить на вопрос, какой бизнес самый прибыльный в Беларуси.

Торговля

Торговлю вряд ли можно рассматривать как идею для малого бизнеса в Белоруссии с минимальными вложениями. Это связано, в первую очередь, с необходимостью иметь значительные оборотные средства для закупки товаров. Но начальные затраты в размере 5000–10000 долларов нельзя считать чрезмерными.

Несмотря на постоянное развитие и расширение сети супермаркетов, в Белоруссии остается довольно широкая ниша для небольших магазинов внутри жилмассивов и в сельской местности.

Конечно, проблема с арендой помещений для открытия магазина стоит достаточно остро в больших городах. При неудачном выборе места расположения «торговой точки» аренда может съесть всю потенциальную прибыль. Однако, в стране до сих пор ощущается нехватка специализированные торговых точек продажи эксклюзивных товаров. Близость ЕС, при наличии налаженных связей с поставщиками товаров из Европы, позволяет достаточно успешно торговать весьма дорогими продуктами «на любителя» .

Розничная торговля - продажа (т.е. передача за определенную плату) потребителю товара. Розница самый древний, широко распространенный и понятный вид торговли Она отличается тем, что одним из ее участников непременно выступает конечный потребитель продукта.

Постановлением Минторга РБ № 24 «О классификации форм розничной торговли» от 26 июня 2014 г. выделены следующие виды торговли:

  • комиссионная торговля - торговля в ходе которой продавец (комиссионер) принимает у владельца (комитента) какой-либо товар, продает его своими силами потребителю. Право собственности на объект купли-продажи переходит от владельца (комитента) покупателю в момент продажи. Комиссионер в результате сделки получает комиссионное вознаграждение по факту продажи;
  • торговля в стационарных торговых объектах - продажа в специально предназначенных для торговли помещениях;
  • торговля в нестационарных торговых объектах - торговля во временных, не оборудованных специально помещениях и с транспортных средств;
  • торговля без (вне) торговых объектов - тоже самое, но без всякого, постоянного или передвижного торгового объекта;
  • торговля по образцам - при такой торговле покупателю демонстрируется образец товара или его модель, изображение. После оплаты покупка передается покупателю, в т.ч. почтовым отправлением
  • развозная торговля - продажа товаров в оборудованных специально для торговли транспортных средствах;
  • разносная торговля - торговля с лотков, тележек, корзин и т.п.;
  • торговля на ярмарках;
  • торговля на аукционах - продажа вещей на специально организованных торгах, в ходе которых потенциальные покупатели предлагают свои варианты цены, товар переходит к тому, кто предложит наибольшую цену;
  • торговля на рынках.

Основными актами, определяющими ведение розничной торговли, являются: «Закон о торговле», «Постановление Совета Министров Республики Беларусь» №384 от 24.04.2004 года, другие документы более низкого порядка.

Такой важный вопрос как максимально допустимый уровень торговых надбавок регулируется «Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь» №6 от 26.01.2015 года. Ограничение наценки в розничной торговле относится, в основном, к социально значимым товарам, продуктам питания, и колеблется от 10 до 30 процентов.

Розничная торговля один из самых динамично изменяющихся видов деятельности. С одной стороны - правила ее ведения определяются законодательством, с другой - управление розницей как централизованной структурой, в принципе, невозможно. Министерство торговли в Республике Беларусь принимает постановления, дает указания, регулирующие различные аспекты торговли, принимает участие в разработке актов законодательства, но управлять розницей в той же степени, как это делают некоторые другие министерства в рамках своих отраслей, в принципе не может, т.к. каждая покупка - результат индивидуального решения потребителя. Поскольку рынок Беларуси не является закрытым, конкуренция между продавцами и товарами - реальность.

Это одна из главных причин того, что доля частных предприятий (по природе своей более гибких) в розничной торговле особенно велика.

Розничный товарооборот по формам собственности (по данным )

Розничный товарооборот по формам собственности*

Миллиардов рублей

Миллионов рублей

Розничный товарооборот

государственная

20 867,7

24 383,1

29 415,9

29 933,7

иностранная

В процентах к итогу

Розничный товарооборот

государственная

из нее с долей государственной собственности

иностранная

*) Данные в стоимостном выражении приведены в фактически действовавших ценах, с 2016 года - в масштабе цен, действующем с 1 июля 2016 г. (уменьшение в 10 000 раз).

1) Данные предварительные.

Как видно основную роль в розничной торговле играют частные организации. Государственная торговля уступает позиции. Потребкооперация находится в несколько лучшем положении, ввиду наличия мощной материальной базы и устоявшихся товаропроводящих сетей, особенно в сельской местности. В последнее десятилетие стремительный рост демонстрируют иностранные организации, представленные, как правило, крупными торговыми сетями, со значительным капиталом и опытом работы.

Общий объем розничного товарооборота в стране зависит от покупательской способности населения и ожиданий (они влияют на выбор между расходами и сбережениями). Структура же продаж равно зависит от спроса и предложения.

В 2017-2018 гг. она имела такой вид (по информации Белстата):

Продажа отдельных непродовольственных товаров организациями торговли РБ в I квартале 2018 г.

Единица
измерения

Продано за

I квартал 2018 г.
в % к
I кварталу 2017 г.

Продано
товаров отечественного производства
за I квартал 2018 г.

Доля продажи
товаров отечественного производства в общем объеме продажи товаров
за I квартал 2018 г., %

I квартал
2017 г.

I квартал
2018 г.

Автомобили

Моторное топливо

автомобильный бензин

дизельное топливо

Телевизоры

Строительные материалы

пиломатериалы

плитка керамическая

Холодильники и морозильники бытовые

Стиральные машины бытовые и машины для сушки одежды

Чистящие и прочие средства бытовой химии

Верхняя одежда

из нее одежда трикотажная

Нижнее белье

Чулочно-носочные изделия

из нее обувь кожаная

Фармацевтические товары

Парфюмерно-косметическая продукция и туалетные принадлежности

без микроорганизаций.

Примечание: Темпы роста объемов продаж по товарам, которые приведены в стоимостном выражении, указываются в сопоставимых ценах.

Говоря о розничной торговле внутри Республики, следует помнить, что отечественный потребитель приобретает как свои, так и импортные продукты. Доля импорта стабильно велика, что вообще характерно для современных обществ, за исключением живущих натуральным хозяйством.

Доля торговли в не так велика как в других европейских странах. Наибольшее развитие она имеет в г.Минске и существенно меньшее в регионах.

МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Зарегистрировано в Реестре Государственной регистрации 23.07.98 г., регистрационный номер 2601/12.

ПРИКАЗ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ТОРГОВЛИ НА
РЫНКАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(Вступил в силу 23.07.98 г.)

В целях совершенствования торговли на рынках ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила торговли на рынках Республики Беларусь.

2. Органам управления торговлей облисполкомов и Мингорисполкома, Белкоопсоюзу:

2.1. Довести Правила до заинтересованных.

2.2. Организовать изучение и обеспечить выполнение Правил.

4. Контроль за выполнением приказа возложить на управление организации торговли и защиты прав потребителей (Мельник).

Министр П.А.Козлов

Утверждены
Приказ Министерства
торговли Республики
Беларусь от 8 июля 1998
года N 100

Согласовано: Согласовано:
Заместитель Министра Заместитель председателя
здравоохранения Республики Правления Белкоопсоюза
Беларусь П.А.Шульга
В.П.Филонов 7 июня 1998 года
7 июня 1998 года
Согласовано:
Согласовано: Заместитель Министра
Заместитель Министра сельского предпринимательства и
хозяйства и продовольствия инвестиций Республики
Республики Беларусь Беларусь
Н.М.Рубаник А.Н.Ахрамчук
8 июля 1998 года 8 июля 1998 года

ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ НА РЫНКАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ * ____________________
*Далее - Правила.

1. Настоящие Правила распространяются на все рынки, расположенные в населенных пунктах Республики Беларусь, независимо от профиля (сельскохозяйственные, вещевые, смешанные), ведомственной принадлежности и формы собственности.

2. Рынок - специально отведенное место с созданными на нем надлежащими условиями для продажи гражданами и субъектами хозяйствования сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов и ягод, непродовольственных товаров, в том числе собственного изготовления (производства), а также с созданными для граждан необходимыми удобствами в их приобретении.
Торговое место на рынке - это часть торгового прилавка, торгового ряда, стола для размещения товаров или территории рынка для установки переносного приспособления или транспортного средства, необходимая для выкладки и реализации товаров с одним продавцом и ведением единого учета поступления и реализации товаров. Конкретный размер торгового места определяет собственник рынка.

3. Товарный профиль рынка и перечень разрешенных к продаже товаров на рынке определяется собственником по согласованию с исполкомом, органом санитарно-эпидемиологической службы и другими.

4. Работники рынков и торгующие на рынке обязаны знать и строго выполнять настоящие Правила, а также санитарные правила для рынков.

5. На территории рынка (по согласованию с его собственником) могут быть расположены объекты розничной торговли (магазины, палатки, павильоны, киоски, ларьки и т.п.), общественного питания, бытового обслуживания населения, гостиницы, заготовительные ларьки и т.д., деятельность которых регулируется соответствующими правилами и настоящими правилами не регулируется. При торговле животными и продуктами питания в обязательном порядке должны быть созданы лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, оснащенные соответствующим оборудованием.

6. Колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, частные предприниматели, отдельные граждане производят торговлю на рынках в торговых рядах, с автомашин, лотков и т.д. без лицензии. Для осуществления других лицензируемых видов деятельности, в том числе и торговли в киосках и павильонах, расположенных на территории рынков, необходимо получить лицензию и приложение к ней в установленном порядке.

7. На территории рынка на видном месте должна быть расположена информация о настоящих Правилах, перечне запрещенных к продаже товаров, размерах разового сбора и платы за услуги, указатели о местонахождении администрации и (или) собственника и других служб рынка, перечень необходимых документов для получения права торговли на рынке и об ответственности за нарушение настоящих Правил торговли на рынках в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
При входе на рынок должна быть вывеска с указанием его названия, принадлежности (собственника), режима работы. Время работы рынка, предприятий, расположенных на нем, устанавливается администрацией рынка по согласованию с соответствующим исполнительным комитетом.

8. Взаимоотношения рынка с торгующими определяются путем продажи месячных, декадных абонементов или разовых талонов за торговое место. Размер и порядок взимания разового сбора и платы за услуги устанавливаются собственником или по его поручению администрацией рынка согласно Положению о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденному постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 27 декабря 1995 г. N 38 (зарегистрированному в Реестре Государственной регистрации 29 декабря 1995 г. N 1215/12). Оплата производится через кассу рынка до начала торговли, документ об оплате сохраняется до конца торговли и предъявляется по первому требованию контролирующих органов или администрации рынка. При утрате документа об оплате за торговое место он не возобновляется. Допускается оплата разовых талонов через контролера. Контролеры, принимающие рыночные сборы, должны выдавать торгующим отрывные талоны, зарегистрированные в налоговой инспекции. Передача абонементов и разовых талонов другим лицам запрещена.

9. Выделение, замена, лишение торговых мест, оформление, продление и переоформление абонементов производится в порядке установленном администрацией рынка.

10. Не допускается взимание платы с населения, посещающего рынок в качестве покупателей.

11. Размещение мест в торговых рядах, столиков и прочих приспособлений для продажи товара, определяется администрацией рынка с учетом соблюдения санитарных и противопожарных правил, товарного соседства, а также обеспечения удобств для торгующих и покупателей.
Торговые и производственные помещения на рынках оборудуются согласно существующим санитарным требованиям, требованиям охраны труда, здоровья граждан, защиты окружающей среды, хранения, производства и реализации товаров, противопожарной безопасности. Торговля мясом, мясопродуктами, молочными и другими пищевыми продуктами, требующими особых условий хранения, осуществляется только в закрытых помещениях, в которых или вблизи которых размещается лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы. Администрация рынков обеспечивает необходимые условия для работы ветеринарных специалистов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор и ветеринарно-санитарную экспертизу пищевых продуктов.
На вещевых рынках должны быть созданы условия для проверки работоспособности изделий и примерки одежды, обуви и других. На сельскохозяйственных и смешанных рынках устанавливаются контрольные весы.

12. Допускаются на рынок для продажи только клинически здоровые животные при наличии сопроводительных ветеринарных документов, подтверждающих благополучие местности по заразным болезням животных, а также мясные, молочные продукты и яйцо при наличии соответствующих ветеринарных документов. Продукция животноводства, растениеводства и дикорастущая продукция реализуется только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
Допуск торгующих в торговые ряды по торговле продуктами питания осуществляется контролерами рынка при наличии разрешения, выданного лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы.
Товары, подлежащие обязательной сертификации и (или) государственной гигиенической регистрации, реализуются субъектами хозяйствования при наличии документов, подтверждающих качество, выданных в установленном порядке.

13. На рынке запрещается:
продажа товаров, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством (приложение);
торговля продуктами питания без документов, удостоверяющих их безопасность и качество;
продажа субъектами хозяйствования товаров импортного производства, не имеющих информации о товаре на белорусском или русском языках;
использование личной санитарной одежды и инвентаря при торговле продуктами питания;
использование бытовых, неисправных весоизмерительных приборов, не прошедших поверку и клеймение органами Госстандарта;
торговля без оплаты за торговое место и оказываемые услуги;
торговля вне установленных торговых мест;
распитие спиртных напитков (за исключением предприятий торговли и общественного питания, где разрешена продажа этих напитков в розлив).

14. Органы управления рынками обязаны:
обеспечивать торгующих на рынке торговыми местами (при их наличии);
принимать меры к увеличению привоза на рынок сельхозпродуктов, а также привлекать к участию в торговле предприятия и граждан, выращивающих их;
осуществлять мероприятия по совершенствованию организации торговли, расширению услуг;
организовывать проведение на рынке контроля за качеством продукции, соблюдения законодательства о защите прав потребителей;
знакомить торгующих с ветеринарно-санитарными требованиями, предъявляемыми к продаже продукции. Осуществлять контроль за соблюдением торгующими настоящих Правил;
предоставлять торгующим санитарную одежду, поверенные и клейменные органами Госстандарта весоизмерительные приборы, торговый инвентарь, складские помещения и оборудование для хранения привозимых на рынок товаров;
при выдаче весоизмерительных приборов и инвентаря инструктировать торгующих о правилах пользования ими;
совместно с правоохранительными органами принимать эффективные меры по поддержанию правопорядка на рынках;
обеспечивать в установленном порядке изъятие, утилизацию либо переработку (обезвреживание) продуктов, признанных непригодными для употребления в пищу;
проводить мероприятия по благоустройству и реконструкции рынка с целью обеспечения увеличения количества торговых мест, создания необходимых условий для повышения культуры торговли;
содержать в надлежащем санитарном состоянии территорию рынка, обеспечивать противопожарную и сторожевую охрану рынка.

15. Торгующим на рынке могут оказываться следующие платные услуги:
реализация товаров и продукции через бюро торговых услуг, торгово-закупочные и другие подразделения рынков;
разруб и обвалка мяса;
выдача на прокат весоизмерительных приборов, торгового инвентаря и санитарной одежды;
выгрузка и погрузка товаров на транспортное средство;
взвешивание на товарных весах;
хранение в холодильниках, других хранилищах и помещениях товаров и личных вещей торгующих;
перевозка товаров к местам торговли;
предоставление автотранспорта (при наличии его на рынке) для перевозки товаров;
передача объявлений и рекламных текстов через радиоузел;
предоставление торгующим ценников и другие услуги.

16. Работники рынка, имеющие отношение к приемке, продаже, транспортировке, хранению пищевых продуктов, а также занятые санитарной обработкой инвентаря и оборудования, проходят медицинское освидетельствование в соответствии с установленным порядком.

17. Торгующие на рынке обязаны:
выполнять решения органов управления рынком, принятые в пределах их компетенции;
занимать торговые места согласно номерам, указанным в документе об оплате;
выполнять требования законодательства по защите прав потребителей, налогового законодательства, соблюдать ветеринарно-санитарные и противопожарные правила;
предоставлять все необходимые документы на право торговли по первому требованию контролирующих органов или администрации рынка;
при порче имущества рынка возместить нанесенный ущерб в порядке, установленном законодательством;
строго соблюдать правила пользования весоизмерительным оборудованием;
не допускать обман, обсчет и обвес покупателей.

18. Органы управления рынками вправе лишать торгового места торгующих, которые нарушают настоящие правила, санитарные и противопожарные правила, изымать бытовые, неисправные весоизмерительные приборы, используемые торгующими, с обязательным составлением акта, фиксирующего нарушения.

19. Контроль за соблюдением правил торговли на рынках осуществляют уполномоченные на то органы.

20. Торгующие на рынке несут ответственность за несоблюдение настоящих Правил в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

21. За сделки, заключенные между торгующими и покупателями на рынке, орган управления рынком ответственности не несет.