Международный уголовный суд. Потери в технике Грузии

Вооруженные силы Абхазии рано утром во вторник начали операцию по вытеснению грузинских вооруженных формирований из зоны Кодорского ущелья, сообщает круглосуточный телеканал "Вести 24" .

Абхазское царство возникло в VIII веке. Во второй половине IX века вошло в состав Грузии. В XIII веке Абхазия была завоевана монголо‑татарами, с XVI века находилась в зависимости от Турции, в 1810 году вошла в состав России. После распада Российской империи советская Россия признала территорию независимой Грузии в пределах до реки Псоу, то есть фактически ‑ Абхазию в составе вновь образованной Демократической Республики Грузия.

Это было закреплено в российско‑грузинском договоре от 7 мая 1920 года, где записано, что "государственная граница между Грузией и Россией проходит от Черного моря по реке Псоу до горы Ахахча" (абхазский участок современной российско‑грузинской границы).

25 февраля 1921 года в Грузии произошел большевистский переворот, и 4 марта 1921 года в Абхазии установилась советская власть.

С 16 декабря 1921 года Абхазская Советская Социалистическая Республика входит в состав Грузинской ССР (с февраля 1931 года ‑ на правах автономной республики; с декабря 1990 года ‑ Абхазская Автономная Республика). И тогда, и в период существования Закавказской Федерации (объединение советских республик Азербайджана, Армении и Грузии в 1922‑1936 годах), и в пределах СССР Абхазия рассматривалась как часть Грузии. Независимость Абхазии не подтверждена Конституциями ни Закавказской Федерации, ни СССР.

В 1931 году конституционный статус Абхазии стал соответствовать ее фактическому правовому состоянию и определился как "автономная республика в составе Грузии". В соответствии с положениями Конституций как 1936 года, так и 1977 года автономные образования являлись неотъемлемыми частями союзных республик и, естественно, не имели права выхода из состава союзной республики, тем более из СССР.

Напряженность в отношениях между грузинским правительством и абхазской автономией проявлялась периодически еще в советский период. Миграционная политика, начавшаяся еще под эгидой Лаврентия Берии, снизила удельный вес абхазов от общей численности населения республики (к началу 1990‑х годов он составлял всего 17 %). Формировалась миграция грузин на территорию Абхазии (1937‑1954 годы) путем подселения в абхазские села, а также заселения грузинами греческих сел, освободившихся после депортации греков из Абхазии в 1949 году. Абхазский язык (вплоть до 1950 года) был исключен из программы средней школы и заменен обязательным изучением грузинского языка, абхазская письменность была переведена на грузинскую графическую основу (в 1954 году переведена на русскую основу).

Массовые выступления и волнения среди абхазского населения с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР вспыхивали в апреле 1957 года, в апреле 1967 года и ‑ самые крупные ‑ в мае и сентябре 1978 года.

Обострение отношений между Грузией и Абхазией началось 18 марта 1989 года. В этот день в деревне Лыхны (древней столице абхазских князей) состоялся 30‑тысячный Сход абхазского народа, который выдвинул предложение о выходе Абхазии из состава Грузии и восстановлении ее в статусе союзной республики.

15‑16 июля 1989 года в Сухуми произошли кровавые столкновения между грузинами и абхазами (16 погибших). Руководство республики тогда сумело урегулировать конфликт и произошедшее осталось без серьезных последствий. Позднее стабилизировали ситуацию и значительные уступки требованиям абхазского руководства, сделанные в период пребывания у власти в Тбилиси Звиада Гамсахурдия.

Новое обострение обстановки в Абхазии произошло в связи с объявлением грузинскими властями об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года и восстановлении действия конституции Грузинской Демократической Республики 1918 года, которая провозглашала Грузию унитарным государством и исключала существование территориальных автономий. В Абхазии это было воспринято как начало курса на полную ассимиляцию немногочисленного абхазского этноса, который к этому времени составлял меньшинство населения Абхазской АССР.

25 августа 1990 года Верховный Совет Абхазии принял Декларацию о суверенитете Абхазской АССР, что привело к расколу между депутатами‑абхазами и грузинской фракцией ВС, выступившей против Декларации.

31 марта 1991 года в Грузии, в том числе и в Абхазии, был проведен референдум о восстановлении государственного суверенитета. В Абхазской АССР в референдуме приняли участие 61,27% избирателей, 97,73% из которых проголосовали за государственный суверенитет Грузии, что составляло 59,84% от общего числа избирателей Абхазии. Лишь 1,42% от принявших участие в голосовании, то есть 1,37% от общего числа избирателей, проголосовали против. По всей Грузии в референдуме приняло участие 90,79% избирателей, 99,08% из которых проголосовали за восстановление государственного суверенитета Грузии. На основании итогов референдума Верховный совет Грузии 9 апреля 1991 года провозгласил Декларацию о восстановлении государственного суверенитета Республики Грузия.

После 9 апреля 1991 года ВС Абхазии принимал нормативные акты в соответствии с правовым полем Грузии, а также внес изменения в Конституцию Абхазской АССР, в Основной закон автономии, который признает Абхазию автономной единицей в составе Грузии, и положение о нахождении в составе Грузии не было изменено.

25 сентября 1991 года состоялись выборы в ВС Абхазии, был сформирован депутатский корпус на квотной основе: 28 мест у абхазов, 26 у грузин, 11 у представителей других этнических групп.

В начале февраля 1992 года политическая напряженность в Абхазии обострилась в связи с тем, что под предлогом борьбы со сторонниками свергнутого президента Звиада Гамсахурдиа в Абхазию вошли подразделения Национальной гвардии Грузии. Наивысшей своей точки нараставшие противоречия между абхазской и грузинской фракциями ВС достигла 5 мая 1992 года, когда грузинская фракция покинула заседание. В полном составе этот парламент больше не собирался.

С июня 1992 года в Абхазии начался процесс создания вооруженных формирований: полка внутренних войск Абхазии и местных грузинских подразделений.

23 июля 1992 года ВС Абхазии принял постановление о прекращении действия конституции Абхазии 1978 года и введении в действие конституции 1925 года, фиксировавшей доавтономный статус Абхазии. Это не было признано центральным руководством Грузии.

14 августа 1992 года между Грузией и Абхазией начались военные действия, переросшие в настоящую войну с применением авиации, артиллерии и других видов оружия. Начало военной фазе грузино‑абхазского конфликта положил ввод в Абхазию грузинских войск под предлогом освобождения захваченного звиадистами и удерживавшегося на территории Абхазии вице‑премьера Грузии А.Кавсадзе, охраны коммуникаций, в т.ч. железной дороги, и других важных объектов. Этот шаг вызвал ожесточенное сопротивление абхазов, а также других этнических общин Абхазии.

Целью грузинского правительства было установление контроля над частью своей территории и сохранение ее целостности. Целью абхазских властей ‑ расширение прав автономии и в конечном счете получение независимости.

Со стороны центрального правительства выступали Национальная Гвардия, парамилитарные формирования и отдельные добровольцы, со стороны абхазского руководства — вооруженные формирования негрузинского населения автономии и добровольцы (прибывшие с Северного Кавказа, а так же российские казаки).

3 сентября 1992 года в Москве в ходе встречи Бориса Ельцина и Эдуарда Шеварднадзе (занимавших в то время посты Президента РФ и Председателя Госсовета Грузии) был подписан документ, предусматривающий прекращение огня, вывод грузинских войск из Абхазии, возвращение беженцев. Поскольку конфликтующие стороны не выполнили ни одного пункта соглашения, военные действия продолжились.

К концу 1992 года война приобрела позиционный характер, где ни одна из сторон не могла одержать победу. 15 декабря 1992 года Грузия и Абхазия подписали несколько документов о прекращении военных действий и выводе всех тяжелых вооружений и войск из региона военных действий. Наступил период относительного затишья, но в начале 1993 года военные действия возобновились после абхазского наступления на Сухуми, занятого грузинскими войсками.

В конце сентября 1993 года Сухуми перешел под контроль абхазских войск. Грузинские войска были вынуждены полностью покинуть Абхазию.

Согласно официальным данным, во время военных действий погибли примерно 16 тысяч человек, из них 4 тысячи абхазов, 10 тысяч грузин и 2 тысячи добровольцев из различных республик Северного Кавказа и Южной Осетии.

Из 537 тыс. населения довоенной Абхазии (по состоянию на 1 января 1990 года), из которых 44% были грузины, 17% абхазы, 16% русские и 15% армяне, 200‑250 тыс. чел. (преимущественно грузинской национальности) стали беженцами. Был нанесен огромный экономический ущерб хозяйству Абхазии. Ущерб, нанесенный Абхазии войной и последующими событиями, оценивается в 10,7 млрд долл.

14 мая 1994 года в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 года размещены Коллективные силы по поддержанию мира СНГ, в задачу которых входит поддержание режима невозобновления огня.

Коллективные миротворческие силы, полностью укомплектованные российскими военнослужащими, контролируют 30‑километровую зону безопасности в зоне грузино‑абхазского конфликта. В зоне конфликта постоянно находятся около трех тысяч миротворцев. Мандат срока действия российских миротворцев определен в шесть месяцев. По истечении этого срока Совет глав государств СНГ принимает решение о продлении срока их мандата.

В 1997 году под эгидой ООН в рамках Женевского переговорного процесса был создан грузино‑абхазский Координационный Совет по урегулированию конфликта, в состав которого входят по три представителя от грузинской и абхазской сторон. В работе совета также участвуют представители ООН и Российской Федерации в качестве содействующей стороны. В 2001 году его работа была приостановлена в связи с обострением грузино‑абхазских отношений. 15 мая 2006 года Координационный совет грузинской и абхазской сторон возобновил свою работу.

2 апреля 2002 года был подписан грузино‑абхазский протокол, согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, контролируемая Грузией) было поручено российским миротворцам и военным наблюдателям ООН. Однако в июне 2003 года там были похищены нескольких сотрудников миссии ООН, после чего патрулирование было приостановлено вплоть до начала 2006 года.

Обстановка вокруг Кодорского ущелья обострилась 23 июля 2006 года после антиправительственных заявлений бывшего уполномоченного президента Грузии в ущелье Эмзара Квициани, который до 2005 года возглавлял военизированный отряд "Охотник", сформированный из местных жителей для охраны грузино‑абхазской границы. Квициани потребовал увольнения силовых министров Грузии, которые, по его словам, занимаются произволом, и пригрозил официальному Тбилиси акциями гражданского неповиновения, а в крайнем случае ‑ и вооруженного сопротивления.

25 июля 2006 года началась силовая операция в Кодорском ущелье, которую официальный Тбилиси назвал «полицейской спецоперацией». 27 июля власти сообщили, что Эмзар Квициани вместе с несколькими десятками своих сторонников блокированы в горах. Военные и полиция Грузии перешли к масштабным зачисткам в селах Кодори. Кроме тех сторонников Эмзара Квициани, которые были захвачены грузинскими военными (по некоторым данным, порядка 80 человек), большая часть мятежников добровольно сдалась властям.

27 июля 2006 года президент Грузии Михаил Саакашвили по национальному телевидению сообщил о размещении в Кодорском ущелье абхазского правительства в изгнании, которое должно будет осуществлять там юрисдикцию центральных властей Грузии. «Это правительство Абхазии, изгнанное из Сухуми в сентябре 1993 года и с тех пор работавшее в Тбилиси, отныне объявляется временным административным легитимным органом Абхазии», ‑ заявил Саакашвили.

Абхазские власти в Сухуми не признают «правительство в изгнании» и категорически против его присутствия в Кодорском ущелье.

3 августа 2006 года Министерство иностранных дел Грузии заявило о "завершении активной фазы антикриминальной полицейской спецоперации в верхней части Кодорского ущелья".

26 сентября 2006 года Президент Грузии Михаил Саакашвили объявил, что этот регион Абхазии, контролируемый ныне грузинским правительством, будет именоваться Верхняя Абхазия и что с 27 сентября там начнет функционировать правительство Абхазской автономии, до этого работавшее в Тбилиси. Эта дата выбрана не случайно — 27 сентября, день падения Сухуми, в Тбилиси отмечают как трагедию, в Сухуми — как праздник. После изгнания в августе из Кодорского ущелья мятежного полевого командира Эмзара Квициани власти Грузии объявили о полном восстановлении своей юрисдикции над ущельем и намерении расположить там структуры Абхазской автономии. Реакция «Нижней Абхазии» на это намерение оказалась болезненной и жесткой. Сухуми предупредил Тбилиси, что сделает все, чтобы не допустить в Кодорское ущелье тбилисских чиновников.

13 октября 2006 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1716, в которой содержится «призыв к обеим сторонам воздерживаться от любых действий, которые могут воспрепятствовать мирному процессу», а также Совбез ООН «выражает свою озабоченность в связи с действиями грузинской стороны в Кодорском ущелье в июле 2006 года в связи со всеми нарушениями Московского соглашения о прекращении огня и разъединении сия от 14 мая 1994 года, а также других грузино‑абхазских договоренностей в отношении Кодорского ущелья».

18 октября 2006 года Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики и установить между двумя государствами ассоциированные отношения.

11 марта 2007 года абхазское правительство в изгнании обвинило российских миротворцев в том, что они совместно с вооруженными формированиями Абхазии минируют переходы из Гальского района Абхазии в Зугдидский район Грузии.

В ночь на 12 марта верхняя часть Кодорского ущелья ‑ села Чхалта, Ажара и Генцвиши ‑ подверглись обстрелу. Грузинская сторона выступила с утверждениями, что обстрел велся двумя вертолетами МИ‑24, прилетевшими из России, и одновременно - из артиллерии и минометов с территории, контролируемой абхазской стороной. Расследование инцидента не выявило виновных.

В марте - апреле 2007 года, в период избирательной кампании в парламент Абхазии, было совершено несколько похищений абхазских руководителей местного уровня. Грузинские студенты организовали серию антироссийских митингов у наблюдательных постов КСПМ СНГ. В прямой близости от линии прекращения огня был открыт грузинский молодежный военно‑патриотический лагерь "Патриот".

20 сентября 2007 года отряд грузинского спецназа, проникший в приграничную зону Абхазии на территории Ткварчельского района, совершил нападение на группу абхазских военнослужащих, проходивших подготовку на базе антитеррористического центра МВД Абхазии. В результате 2 члена группы (российские офицеры, ранее служившие в КСПМ СНГ) были убиты, 1 ранен, 7 человек уведены в плен. По словам грузинской стороны, речь шла о бое с абхазскими диверсантами, вторгшимися на грузинскую территорию. Однако обнародованный в январе 2008 года официальный доклад Группы МООННГ по установлению фактов подтвердил, что инцидент имел место на контролируемой Сухуми территории (в 300 метрах от административной границы с Грузией), а оба погибших были убиты выстрелами в упор.

30 октября 2007 года в зоне грузино‑абхазского конфликта (в районе н.п. Ганмухури) разоруживший нескольких агрессивно настроенных грузинских полицейских патруль КСПМ СНГ был окружен крупными силами спецназа Грузии, а срочно прилетевший на место происшествия президент М.Саакашвили потребовал от миротворцев "освободить территорию Грузии" и объявил командующего КСПМ СНГ генерал‑майора С.Чабана "персоной нон‑грата".

С начала весны 2008 года подразделениями вооруженных сил Грузии был проведен ряд тактических учений, в том числе, в районах, примыкающих к Зоне безопасности. На полигоне Орполо проведены учебные стрельбы подразделениями артиллерийской бригады из Гори и артиллерийскими дивизионами пехотных бригад. В апреле проведены учебные и разведывательные полеты самолетов‑штурмовиков Су‑25 в непосредственной близости грузино‑абхазской административной границы.

18 марта и 20 апреля в зоне безопасности были сбиты беспилотные летательные самолеты‑разведчики, принадлежащие грузинской стороне.

30 апреля Россия увеличила численность миротворческого контингента в Абхазии с двух до трех тысяч человек. Это - предельная численность миротворцев, предусмотренная Московским соглашением о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года.

4 апреля власти Абхазии сообщили, что силы ПВО непризнанной республики сбили два грузинских беспилотных самолета‑разведчика. МИД Грузии назвал эти сообщения "абсурдом и дезинформацией". В то же время грузинское внешнеполитическое ведомство заявило, что Грузия продолжит полеты своих беспилотников над Абхазией для сбора данных о "военной интервенции" России.

16 мая 2008 года Генеральная Ассамблеи ООН по инициативе Грузии приняла резолюцию о возвращении беженцев в Абхазию. В соответствии с текстом резолюции, Генассамблея "подчеркивает срочную необходимость скорейшей разработки графика для обеспечения незамедлительного добровольного возвращения всех беженцев и внутренне перемещенных лиц в их дома в Абхазии (Грузия)".
Подавляющее большинство членов Евросоюза, а также Япония, Китай, страны Латинской Америки воздержались при голосовании. Среди воздержавшихся ‑ подавляющее большинство стран СНГ.

21 мая грузинские телеканалы сообщили о взрывах и перестрелке в Гальском районе Абхазии. МВД Грузии заявило, что взорваны два автобуса, есть пострадавшие, которых доставляют в больницу Зугдиди. Грузинские власти связали ЧП с попыткой абхазских властей воспрепятствовать голосованию на проходящих в этот день выборах в парламент Грузии. Президент Абхазии Сергей Багапш опроверг утверждения о том, что непризнанная республика имеет отношение к перестрелке и взрывам.

В июне‑июле зоне грузино‑абхазского конфликта произошла серия взрывов, повлекших ранение и гибель нескольких мирных граждан.
В Гагре 29 июня прогремело два взрыва с интервалом в пять минут. Одно взрывное устройство сработало на Гагрском рынке, другое ‑ недалеко от супермаркета "Континент", в нескольких метрах от коммерческого банка "Гагра‑банк", ранения получили шесть человек. 30 июня на рынке Сухуми взорвались безоболочные взрывные устройства. Ранения получили также шесть человек.

2 июля произошел взрыв между постом МГБ Грузии и КПП миротворцев в зоне грузино‑абхазского конфликта.

6 июля произошел взрыв в одном из кафе районного города Гали на востоке Абхазии недалеко от границы с Грузией. Погибли четыре человека, в том числе переводчик миссии ООН и военнослужащий Погранслужбы СГБ Абхазии.

Серия взрывов прогремела и на территории грузинской стороны. 6 июля в районе села Рухи произошло четыре взрыва. Взрывы совпали с проездом по дороге нескольких полицейских автомашин. Полицейские не пострадали, повреждения получила одна из машин. 9 июля, по данным грузинских СМИ, было совершено нападение на грузинский блок‑пост неподалеку от села Чубурхинджи. По посту несколько раз выстрелили из гранатомета, затем начался обстрел из автоматов.

18 июля в Гали состоялась встреча президента непризнанной республики Сергея Багапша с министром иностранных дел Германии Франк‑Вальтером Штайнмайером, на которой обсуждался представленный Германией план по урегулированию грузино‑абхазской проблемы. Абхазская сторона отвергла план, обусловив это необходимостью включения в него положений о выводе грузинских войск из верхней части Кодорского ущелья и подписания соглашения о невозобновлении военных действий.

9 августа президент Абхазии Сергей Багапш заявил журналистам, что в Кодорском ущелье началась операция по вытеснению грузинских подразделений.

По указанию президента объявлена мобилизация резервистов абхазской армии. По сообщению министра иностранных дел Абхазии Сергея Шамба, резервисты будут призываться по мере необходимости в районах, приграничных с Грузией ‑ Гальском, Очамчирском, Ткварчельском и Гульрипшском. Военное положение в этих районах вводится на десять дней.

11 августа представитель МВД Грузии Шота Утиашвили сообщил, что российские и абхазские военные заняли грузинское село Хурча Зугдидского района. По другим каналам эта информация не подтверждалась.

12 августа Абхазия начала операцию по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья. Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба подчеркнул, что российские военные не участвуют в боевых действиях в Кодори. В тот же день абхазская армия вошла в верхнюю часть Кодорского ущелья и окружила грузинские войска. Президент непризнанной республики Абхазии Сергей Багапш пообещал, что абхазские войска в течение нескольких дней установят контроль над восточной (грузинской) частью ущелья. В грузинской части Кодорского ущелья был поднят абхазский флаг.

Материал подготовлен на основании информации открыты источников

На рубеже 80-90-х годов 20 века между Грузией и Абхазией возник этнополитический конфликт . Грузия хотела отделиться от Советского Союза, а Абхазия, наоборот, стремилась остаться в составе СССР, отделившись, в свою очередь, от Грузии. Напряженность отношений между грузинами и абхазами привела к созданию грузинских националистических группировок, требовавших ликвидировать абхазскую автономию.

После распада Советского Союза конфликт Грузии и Абхазии перешел в стадию открытого противостояния. 9 апреля 1991 года президент З. Гамсахурдиа провозгласил независимость Грузии. В январе следующего года он был свергнут, а пост президента занял Эдуард Шеварднадзе. 21 февраля 1992 года Верховный совет Грузии отменил советскую Конституцию и восстановил Конституцию Грузинской демократической республики, принятую в 1921 году.

В марте 1992 года Э. Шеварднадзе возглавил Государственный Совет, который контролировал всю территорию Грузии, кроме Южной Осетии, Аджарии и Абхазии. Если с Южной Осетией и Аджарией удалось договориться, то с Абхазией дела обстояли иначе. Абхазия входила в состав Грузии в качестве автономной области. Отмена советской Конституции Грузии и восстановление Конституции 1921 года лишило Абхазию автономии. 23 июля 1992 года Верховный Совет Абхазии восстановил Конституцию Абхазской Советской республики, принятую в 1925 году. Грузинские депутаты бойкотировали сессию. С этого времени Совет разделился на грузинскую и абхазскую части.

В Абхазии начались массовые увольнения грузин из силовых структур, создание национальной армии. В ответ на это Грузия ввела в автономию войска под предлогом того, что нужно защищать железную дорогу, которая являлась единственным транспортным маршрутом между Россией и Арменией, воевавшей в то время с Азербайджаном. 14 августа 1992 года отряды Национальной гвардии Грузии вошли в Абхазию и за несколько дней заняли практически всю территорию автономии, включая Сухуми и Гагру.

Верховный Совет Абхазии перебазировался в Гудаутский район. Абхазское и русскоязычное население начало уезжать из автономии. Абхазские отряды получили поддержку со стороны чеченцев, кабардинцев, ингушей, черкесов, адыгейцев, которые заявили, что готовы помочь этнически родственному народу. Конфликт перестал быть только грузино-абхазским, а разросся до общекавказского. Повсюду началось формирование ополченческих отрядов, которые отправлялись в Абхазию. Стороны готовились к войне, Россия пока не вмешивалась, предложив, однако, выступить в качестве посредника и уладить конфликт мирным путем.

В октябре 1992 года абхазы и ополченческие отряды отбили у грузин город Гагра, установили контроль над стратегически важной территорией рядом с российской границей и стали готовиться к наступлению на Сухуми. По неподтвержденным данным, в захвате Гагры участвовали и русские танки. Грузия обвиняла Россию в том, что та обеспечивала Абхазию оружием, но абхазское руководство утверждало, что пользовалось только захваченным оружием и техникой. В частности, после захвата Гагры в руки абхазцев перешли около десяти машин пехоты и бронетранспортеры.

В зоне конфликта оказались несколько частей российских Вооруженных Сил. Они сохраняли нейтралитет, охраняли имущество Министерства обороны РФ, обеспечивали безопасность эвакуации мирного населения и отдыхающих, доставки продуктов в блокированный город Ткварчели. Несмотря на нейтральную позицию, которую занимала российская сторона, грузинские отряды неоднократно обстреливали русских, они были вынуждены отвечать тем же. Такие перестрелки приводили к жертвам среди мирного населения.

Летом 1993 года абхазы начали наступление на Сухуми. После длительных боев город был полностью блокирован абхазами, обе стороны пошли на переговоры. 27 июня 1993 года в Сочи было подписано соглашение о прекращении огня. Россия на этих переговорах выступала в роли гаранта. В августе грузинская сторона вывезла из Сухуми почти все тяжелое вооружение и вывела большую часть войск. По одной из версий это было связано вовсе не с сочинским соглашением, а с тем, что в самой Грузии в том момент назревал внутренний конфликт.

Абхазы воспользовались сложившейся ситуацией, нарушили соглашение и 16 сентября 1993 года начали захват Сухуми. Грузины попытались перебросить войска в город на гражданских самолетах, но абхазы сбивали с зенитных установок самолеты, заходящие на посадку в аэропорту Сухуми. По неподтвержденным данным, это стало возможно благодаря помощи со стороны России.

27 сентября Сухуми был захвачен, а к 30 сентября под контролем абхазских отрядов и северокавказских формирований была уже вся территория автономии. Этнические грузины, опасаясь предполагаемой угрозы со стороны победителей, в спешке стали покидать родные дома. Некоторые самостоятельно ушли в Грузию через горные перевалы, другие были вывезены по морю. В этот период Абхазию покинуло около 300 тысяч человек. Лишь немногие из них и только через несколько лет смогли вернуться домой. По неподтвержденным данным, около 10 тысяч мирных жителей погибли во время переселения из автономии.

Внутренние проблемы заставили Э. Шеварднадзе вступить в Союз независимых государств (СНГ) и попросить помощи у России. Тогда Россия посоветовала Абхазии остановить наступление. Грузинская фракция абхазского парламента переехала в Тбилиси, но продолжала работать.

23 июня 1994 года в Абхазию вошли миротворческие силы СНГ. В качестве миротворцев выступили российские подразделения, которые находились здесь и раньше. Была установлена так называемая «зона безопасности» вдоль реки Ингури. Под контролем Грузии осталось только Кодорское ущелье. В результате Абхазской войны погибло около 17 тысяч человек, около 300 тысяч жителей (больше половины населения) были вынуждены переселиться в Грузию.

В конфронтацию с Грузией вступили Абхазия и Южная Осетия - грузинская сторона решила покончить с их автономностью. Весной 1991 года председателем Верховного Совета Грузии Звиадом Гамсахурдиа было объявлено о независимости этой республики. За основу грузины взяли соответствующее постановление, принятое в 1918 году. Менее чем через год Гамсахурдиа свергли в результате вооруженного переворота. К власти пришел бывший член Политбюро ЦК КПСС СССР Э. А. Шеварднадзе.

В Грузии распрощались с Конституцией Грузинской ССР и провозгласили главенство основного закона, действовавшего в республике в 1921 году. Возглавивший Госсовет Грузии Шеварднадзе столкнулся с проблемой отсутствия государственного контроля над Южной Осетией, Аджарией и Абхазией – эти территории отказывались подчиняться центру. Вдобавок происходили постоянные стычки в Мингрелии, где бунтовали звиадисты, поддерживавшие лишенного власти Гамсахурдиа.

В Абхазии, в свою очередь, тоже вспомнили прошлое и вместо прежней советской республиканской Конституции приняли за основу закон от 1925 года. В Грузии заявили, что этот документ юридически несостоятелен, и грузинский Госсовет принял решение его отменить.

Звиадистами были похищены несколько крупных грузинских чиновников, среди которых был и помощник Шеварднадзе. Эдуард Амвросиевич в августе 1992 года решает ввести в Абхазию войска. Формальный повод – предпринять решительные действия по освобождению людей, захваченных в заложники, и восстановить контроль над железной дорогой, которая была единственной транспортной нитью, соединяющей Россию и Армению. Однако по сути такое решение означало объявление военных действий.

Пятидневная война (8-12 августа 2008 года)

Российская спецоперация "по принуждению к миру в зоне ответственности миротворцев" которая была проведена на территории Грузии и непризнанных республик Абхазии и Южной Осетии в период с 8 по 12 августа 2008 года вошла в историю под названием "Пятидневная война". Эта была первая военная операция Российской Федерации за пределами собственной территории.

Далее эскалация только нарастала: нельзя не упомянуть роль России в поражении Л.Чибирова на президентских выборах 2001 года в Южной Осетии, ускоренную паспортизацию (выдачу российских паспортов) населения Южной Осетии и Абхазии, введение войск и строительство военной базы в Джаве, диверсии.

К 2006 году мирное урегулирование было окончательно похоронено со стороны РФ даже на уровне публичном. "Нельзя в отношении Косово применять одни правила, а в отношении Абхазии и Южной Осетии - другие", - полагал президент России .

В начале 2008 года произошло нарастание напряженности в зоне югоосетинского конфликта, а также в отношениях между Россией и Грузией. Россия выходит из договора об обычных вооруженных силах в Европе, снимая тем самым квоту фланговых ограничений на размещение наступательных вооружений в Северо-Кавказском военном округе.

6 марта 2008 года было объявлено, что Россия вышла из режима запрета торгово-экономических и финансовых связей с Абхазией ; решение Москвы было расценено МИД Грузии как "поощрение сепаратизма в Абхазском регионе и неприкрытая попытка посягательства на суверенитет и территориальную целостность Грузии".

В начале апреля 2008 года первые подразделения 7-й десантно-штурмовой дивизии Вооруженных сил России входят в Абхазию, расположившись у грузинской границы.

16 апреля 2008 года МИД России сообщил, что президент России В.Путин дал правительству поручения, на основании которых Москва будет строить с Абхазией и Южной Осетией особые отношения.

Начиная с 1 августа, по инициативе премьер-министра Южной Осетии Юрия Морозова производилась эвакуация жителей Цхинвали .

С начала августа Министерство обороны Южной Осетии сообщало о концентрации грузинских войск у границы непризнанной республики.

В интервью газете "Красная Звезда" офицер 135-го мотострелкового полка 58-й армии СКВО рассказал: "7 августа пришла команда на выдвижение к Цхинвалу. Подняли нас по тревоге - и на марш. Прибыли, разместились, а уже 8 августа там полыхнуло". Позднее газета уточнила, что речь шла о дате 8 августа . Некоторые российские СМИ также утверждали, что 7 августа началась отправка ряда подразделений 58-й армии в ЮО, спустя месяц об этом начала заявлять грузинская сторона, обнародовав в сентябре 2008 года свои разведывательные сведения. Грузинская сторона опубликовала записи разговора, которые по ее утверждению, принадлежат южноосетинским пограничникам.

Ряд свидетельств, опубликованных в СМИ, говорит о присутствии на территории Южной Осетии до начала официального ввода российских войск помимо миротворцев иных воинских подразделений России. В частности, это подтверждает гибель в первый день конфликта 8 августа в Цхинвали контрактника 22-й отдельной бригады спецназа ГРУ Евгения Парфенова .

Корреспондент газеты "Известия" Юрий Снегирев заявил, что в июне-июле в Северной Осетии проходили войсковые учения 58-й армии, а после их окончания техника не ушла в боксы, а осталась перед въездом в Рокский туннель (на территории России). Юрий Снегирев заявил: "После туннеля техники не было. Это я видел сам. Это могут подтвердить и другие мои коллеги, которые после обстрела Цхинвала 2 августа стали заезжать в Южную Осетию ежедневно" .

Братья Козаевы (один из - сотрудник МВД Северной Осетии, другой - герой Абхазии и Южной Осетии) утверждали, что президент Южной Осетии Э.Кокойты заранее знал о предстоящих военных событиях и заблаговременно уехал из Цхинвали в Джаву . Однако, по сообщению Анатолия Баранкевича, президент Южной Осетии выехал в Джаву только 8 августа около двух часов ночи.

Точки зрения по поводу ответственности за начало войны

Позиция Грузии

По официальной версии грузинской стороны, начало военных действий было реакцией на южноосетинские провокации и непосредственную угрозу российского нападения. Грузия якобы имела надежную информацию, полученную в результате перехвата телефонного разговора, о том, что утром 7 августа "русские уже прошли через Рокский туннель" и потому вторглась в Южную Осетию .

Позиция России

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что причинами ввода российских войск в зону конфликта стали агрессия Грузии против неподконтрольных ей территорий Южной Осетии и последствия этой агрессии: гуманитарная катастрофа, исход из региона 30 тыс. беженцев, гибель российских миротворцев и многих жителей Южной Осетии. Действия грузинской армии в отношении мирных жителей Лавров квалифицировал как геноцид. Он отметил, что большинство населения Южной Осетии - граждане России, и что "ни одна страна мира не осталась бы безучастной к убийству своих граждан и изгнанию их из своих жилищ". По мнению Лаврова, "военный ответ России на нападение Грузии на российских граждан и солдат миротворческого контингента был полностью пропорционален" .

Позиция комиссии Тальявини

30 сентября 2009 года был распространен официальный текст доклада Международной независимой комиссии по расследованию конфликта на Южном Кавказе. Комиссия работала под эгидой ЕС. Группу экспертов возглавила швейцарский дипломат Хайди Тальявини.

По мнению российской стороны международное расследование признало Грузию ответственной за войну на Кавказе в августе 2008 года . В тексте доклада утверждалось, что Грузия с использованием тяжелой артиллерии в ночь на 8 августа 2008 года начала атаку на Цхинвали и, соответственно, начала войну. Однако эта атака, как было отмечено в тексте, стала итогом длительных провокаций в зоне конфликта. Россия, по мнению авторов доклада, также была ответственна за многочисленные нарушения международного права.

Ход боевых действий

7 августа

Утром в грузинских СМИ появилась информация о том, что южноосетинский лидер Эдуард Кокойты покинул столицу и приготовился руководить масштабными боевыми действиями из Джавы, куда уже прибыли отряды добровольцев из России.

Днем 7 августа 2008 секретарь Совета безопасности Южной Осетии Анатолий Баранкевич заявил: "К границе (Южной Осетии) направляются многочисленные войсковые соединения Грузии. В течение двух часов идет обстрел из 152-миллиметровых орудий села Хетагурово. Село горит. В районе Гори сконцентрированы 27 установок "Град". По всей границе с Южной Осетией наблюдается активность войск Грузии. Все это говорит о том, что Грузия начинает широкомасштабную агрессию против нашей республики" .

Во второй половине дня президент Грузии Михаил Саакашвили приказал грузинским военным в одностороннем порядке прекратить огонь . Затем по ТВ показали обращение грузинского лидера, в котором он согласился на переговоры в любом формате и предложил России стать гарантом максимально широкой автономии Южной Осетии в составе Грузии. Одновременно Саакашвили предложил амнистию всем членам вооруженных формирований непризнанной республики. Между Грузией и Южной Осетией достигнута договоренность о прекращении обеими сторонами обстрелов - до переговоров, которые решено провести 8 августа в расположении миротворцев в Цхинвали.

Командующий Смешанными силами по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта Марат Кулахметов заявил, что стороны прекратили огонь , однако по утверждению грузинской стороны, после заявления Саакашвили огонь по грузинским селам со стороны Южной Осетии резко усилился. Телекомпания "Рустави-2" сообщила о десяти погибших гражданах Грузии.

Руководитель аналитического департамента МВД Грузии Шота Утиашвили сообщил о том, что 10 человек погибли и 50 получили ранения при обстреле грузинских сел в зоне грузино-осетинского конфликта.

В 23.30 грузинская артиллерия открыла шквальный огонь по Цхинвали. Командующий ССПМ Марат Кулахметов заявил о начале войны Обстрел начался со стороны подконтрольных Грузии сел - Эргнети и Никози. Правительство Грузии заявило, что было вынуждено отказаться от объявленного ранее одностороннего моратория на ведение огня и открыть ответный огонь ввиду непрекращающегося обстрела грузинских сел южноосетинскими формированиями.

8 августа

В ночь на 8 августа (около 00.15 мск) грузинские войска подвергли Цхинвали обстрелу из реактивных установок "Град", а примерно в 03.30 мск начали штурм города с применением танков . Нападению подверглись и места дислокации российских миротворцев. По сообщению властей Грузии, столица Южной Осетии взята в окружение. Грузинские СМИ сообщили о переходе под контроль войск Грузии Знаурского района Южной Осетии. Информагентства передали информацию о том, что грузинскими войсками занято шесть сел в Южной Осетии - Мугут, Дидмуха, Дмениси, Окона, Акоц и Кохат.

В 00.30 мск 8 августа командующий операциями Вооруженных сил Грузии генерал Мамука Курашвили объявил в эфире телеканала "Рустави-2", что, в связи с отказом осетинской стороны от диалога для стабилизации обстановки в зоне конфликта, грузинская сторона "приняла решение о восстановлении конституционного порядка в зоне конфликта" . Мамука Курашвили призвал российских миротворцев, дислоцированных в зоне конфликта, не вмешиваться в ситуацию .

В 4 часа утра Россия потребовала экстренного созыва заседания Совета безопасности ООН и подняла по тревоге части 58-й армии Северо-Кавказского военного округа. Тревога была объявлена и в Абхазии.

B 02.00 мск в связи с резким обострением ситуации в Южной Осетии в Сухуме состоялось экстренное заседание Совета безопасности Абхазии. По его итогам было решено переместить ряд подразделений абхазской армии к границам зоны ограничения вооружения в Очамчирский район республики.

К полудню через Рокский туннель в Южную Осетию вошли три батальонные тактические группы из состава 429-го и 503-го мотострелковых полков 19-й мотострелковой дивизии и 135-го отдельного мотострелкового полка 58-й армии Северокавказского военного округа, которые развернулись в боевые порядки в районах Джава и Гуфта. Грузинские самолеты пытались уничтожить мост в районе селения Гуфта, для того, чтобы блокировать продвижение российских войск, однако промахнулись и попали в жилые дома. По всему Цхинвали тем временем шли бои.

В район боевых действий была переброшена 76-я Псковская воздушно-десантная дивизия .

Помимо переброски дополнительных подразделений в Южную Осетию Россия выдвинула в Абхазию подразделения ВДВ и морскую пехоту.

Российские корабли вошли в территориальные воды Грузии и приступили к боевому патрулированию .

Президент Абхазии Сергей Багапш принял решение о принудительном вытеснении из верхней части Кодорского ущелья Вооруженных сил Грузии. В зоне грузино-абхазского конфликта наблюдается сосредоточение войск . По словам полпреда президента Абхазии в приграничном с Грузией Гальском районе Руслана Кишмария, Грузия вводит в зону безопасности дополнительный воинский контингент и бронетехнику. Подразделения абхазской армии стоят у границ зоны ответственности миротворцев.

В Южной Осетии российские войска вышли на административную границу с Грузией почти на всем ее протяжении, продолжая выдавливать на юг немногие оставшиеся боеспособными грузинские части.

Свидетельства и выводы о военных преступлениях в ходе конфликта

Россия и Южная Осетия с одной стороны, и Грузия с другой стороны, обвиняют друг друга в преступлениях и этнических чистках. О военных преступлениях в ходе конфликта также заявляют журналисты, правозащитники и другие лица.

В ноябре 2008 года правозащитная организация Amnesty International опубликовала доклад , согласно которому:

  • При штурме Цхинвала грузинская армия совершала неизбирательные нападения, в результате которых погибли десятки мирных жителей Южной Осетии и множество получили ранения, а также значительно пострадала инфраструктура (общественные здания, больницы, школы);
  • Основные разрушения Цхинвала были вызваны примененными грузинской армией системами залпового огня "Град", ракеты которых обладают низкой точностью.
  • Российская авиация в период конфликта совершила более 75 авиационных налетов, целями большинства из которых являлись позиции грузинской армии. От авиаударов пострадали села и города, ущерб от них "ограничивается несколькими улицами и отдельными домами в некоторых деревнях".
  • Имеются свидетельства, что некоторые российские атаки на грузинские населенные пункты и дороги привели к ранению и гибели гражданских лиц, причем, "возможно, не делалось различий между правомерными военными целями и мирным населением". Как пишется в докладе, "если это действительно так, то такие нападения квалифицируются как нападения неизбирательного характера и представляют собой нарушение международного гуманитарного права".
  • Как пишется в докладе, "по свидетельствам очевидцев, дисциплинированное поведение российских военнослужащих резко отличалось от действий осетинских бойцов и отрядов ополченцев, которые были замечены в мародерстве и грабежах". Грузины, опрошенные Amnesty International, отмечали, что российские военнослужащие, "в основном, вели себя с грузинскими мирными жителями порядочно и проявляли должную дисциплину".
  • Югоосетинскими подразделениями и военизированными формированиями были совершены серьезные преступления в отношении грузин в Южной Осетии и прилегающих к ней территориях. Очевидцы сообщали о незаконных убийствах, избиениях, угрозах, поджогах и грабежах, проводившихся вооруженными группировками с югоосетинской стороны.

23 января 2009 года международная правозащитная организация Human Rights Watch обнародовала доклад Up in Flames, в котором делался вывод, что российские, грузинские и южноосетинские вооруженные силы совершили многочисленные нарушения гуманитарного права, повлекшие гибель мирных жителей; авторы доклада призывают Москву и Тбилиси расследовать преступления и наказать виновных . В докладе грузинская сторона была обвинена в неизбирательном применении оружия при обстреле Цхинвала, соседних с ним сел и в ходе последовавшего наступления, а также в избиении задержанных и грабежах. Югоосетинская сторона обвинялась в пытках, убийствах, изнасилованиях, грабежах и этнических чистках. Российская сторона обвинялась в грабежах. HRW заявила также, что многочисленные обвинения российской стороной грузинской армии в геноциде и массовых убийствах не подтверждаются при проверке, а ответов на запрос в Следственный комитет при прокуратуре в HRW не получили. По мнению организации, отдельные факты жестокостей грузинской армии, публиковавшиеся в российских СМИ, могут быть квалифицированы как самостоятельные тяжкие преступления, но не как попытка геноцида.

Потери в ходе конфликта

Южная Осетия

Официальные данные

К вечеру 8 августа появились предварительные данные о жертвах: как заявил президент республики Эдуард Кокойты в интервью информагентству "Интерфакс", жертвами нападения грузинских войск на Южную Осетию стали свыше 1400 человек . Утром 9 августа официальный представитель южноосетинского правительства Ирина Гаглоева сообщила о 1600 погибших . Вечером 9 августа посол России в Грузии Вячеслав Коваленко заявил, что погибло не менее 2000 жителей Цхинвали (около 3% населения Южной Осетии) . 16 августа министр внутренних дел Южной Осетии Михаил Миндзаев заявил, что окончательная цифра погибших пока неясна, но уже ясно, что погибло более 2100 человек . Итоговые официальные данные были сообщены 20 августа; по словам Ирины Гаглоевой, всего в ходе конфликта Южная Осетия потеряла 1492 человека погибшими . 17 сентября генеральный прокурор Южной Осетии Таймураз Хугаев сказал в интервью о 1694 погибших в войне, включая 32 военнослужащих и сотрудника МВД республики .

При этом в прокуратуре Южной Осетии сообщили 20 августа, что "в результате вооруженной агрессии грузинской армии" "установлена и задокументирована" гибель 69 жителей Южной Осетии, включая трех детей. По словам сотрудников прокуратуры, этот список будет расти, так как в нем не учтены погибшие в сельских районах. 3 июля 2009 года глава Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП) А.Бастрыкин заявил, что жертвами конфликта стали 162 мирных жителя и 255 получили ранения. Однако, по его словам, это не окончательные данные.

Неофициальные данные

4 сентября 2008 года Общественная комиссия по расследованию военных преступлений в Южной Осетии и помощи пострадавшему гражданскому населению опубликовала список погибших с указанием ФИО, возраста, причины гибели и места захоронения. По данным на 8 августа 2012 года, число погибших в этом списке – 365 человек. Данный список является неокончательным и пополняется по мере установления точной информации о лицах, чья судьба установлена недостоверно, или есть надежда, что люди живы .

10 ноября 2008 года американский журнал Business Week сообщил, что по подсчетам правозащитной организации Human Rights Watch (HRW) в результате нападения Грузии погибло от 300 до 400 мирных жителей Южной Осетии.

Россия

Официальные российские данные

3 сентября главным военным прокурором РФ С.Фридинским были обнародованы данные, согласно которым потери российских военнослужащих составили 71 человек погибшими и 340 - ранеными . В списке погибших российских военных российского агентства "Регнум" значится 72 человека .

В феврале 2009 года заместитель министра обороны генерал армии Николай Панков заявил, что погибли 64 военнослужащих (согласно пофамильному списку), трое пропали без вести и 283 получили ранения . Однако в августе заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин сообщил о 48 погибших и 162 раненых . Причины такого расхождения в цифрах неизвестны.

Данные грузинской стороны

По данным Грузии, Россия существенно занизила свои потери. Так, 12 августа президент Грузии Саакашвили заявил, что ВС Грузии уничтожили 400 российских солдат .

Грузинское информационное агентство "Медианьюс" распространяло сведения о потерях среди российских военнослужащих и техники, многократно превышающих потери, озвученные как российской стороной, так и официальными лицами Грузии: "В результате боев в Цхинвальском регионе российская 58-я армия потеряла 1789 солдат, 105 танков, 81 боевую машину, 45 бронетранспортеров, 10 устройств "Град" и пять устройств "Смерч" .

Грузия

Официальные данные

  • Министерство обороны - 133 погибших , 70 пропавших без вести, 1199 раненых;
  • Министерство внутренних дел - 13 погибших, 209 раненых;
  • Гражданское население - 69 погибших, 61 раненый.

15 сентября данные о потерях были уточнены: сообщалось о гибели 154 военнослужащих МО, 14 сотрудников МВД и 188 мирных жителей; кроме того, тела 14 погибших военнослужащих не найдены .

Грузия официально опубликовала список убитых гражданских лиц с указанием имени, фамилии, населенного пункта. Всего в списке 228 человек, напротив 62 фамилий числится знак "информация проверяется". Также опубликован список погибших военных и полицейских: всего в нем 169 человек. По мере поступления новой информации списки уточняются. Таким образом, общее число убитых согласно официальным спискам погибших, равно 397, при этом 62 смерти официально не подтверждены. Данные о части убитых не могут быть перепроверены из-за отсутствия возможности грузинским официальным лицам работать на территории, контролируемой де-факто властями ЮО и российскими военными .

Российские данные

Журналисты российской газеты "Коммерсантъ", находившиеся в Тбилиси 11 августа, цитировали неназванного офицера грузинской армии, по словам которого его подразделение только в госпиталь в Гори доставило почти 200 убитых грузинских солдат и офицеров из Южной Осетии .

Некоторые российские источники обвиняли Грузию в существенном занижении понесенных потерь. По предположениям российских военных экспертов, высказанным в информационной программе "Вести" на телеканале "Россия" 15 августа, потери грузинской армии могут составить 1,5-2 тысячи человек убитыми и до 4 тысяч ранеными. 15 сентября не названный источник в российской разведке заявил, что в ходе войны Грузия потеряла около 3000 сотрудников силовых структур . Неподтвержденные данными из независимых источников, эти сообщения остаются лишь предположениями.

Дипломатическое урегулирование

12 августа в 12.46 президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что принял решение о завершении операции по понуждению Грузии к миру.

После этого в ходе встречи председателя ЕС президента Франции Н.Саркози с президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным были согласованы шесть принципов мирного урегулирования ("План Медведева - Саркози") :

  • Отказ от использования силы.
  • Окончательное прекращение всех военных действий.
  • Свободный доступ к гуманитарной помощи.
  • Возвращение Вооруженных сил Грузии в места их постоянной дислокации.
  • Вывод Вооруженных сил РФ на линию, предшествующую началу боевых действий.
  • Начало международного обсуждения будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.

По мнению Н.Саркози, "текст из шести пунктов не может ответить на все вопросы. Он не решает окончательно проблему".

16 августа президент России Д.Медведев поставил подпись под планом мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта. До этого документ подписали руководители непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия, а также президент Грузии М.Саакашвили. Подписание этого документа сторонами конфликта окончательно обозначило завершение военных действий.

Результаты

В период с 14 августа по 16 августа 2008 года руководителями государств, вовлеченных в военные действия, был подписан план мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта ("План Медведева - Саркози"). Однако противостояние сторон конфликта не прекратилось с прекращением огня, но приобрело политический и дипломатический характер, в значительной мере перейдя в сферу международных отношений.

По мнению ОБСЕ, которое выразил 9 августа 2008 года министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб, председательствующий в ОБСЕ, Россия перестала быть посредником в югоосетинском урегулировании и вместо этого стала одним из участников конфликта.

Непосредственным последствием конфликта был выход Грузии из состава Содружества Независимых Государств (СНГ) . 12 августа Михаил Саакашвили заявил, что Грузия выходит из СНГ, 14 августа это решение утвердил грузинский парламент .

26 августа 2008 президент России Дмитрий Медведев объявил о подписании указов "О признании Республики Абхазия" и "О признании Республики Южная Осетия" , согласно которым Российская Федерация признает и ту, и другую республику "в качестве суверенного и независимого государства", обязуется установить с каждой из них дипломатические отношения и заключить договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

В котором признало территориальную целостность Грузии. 31 марта 2014 года МИД Грузии сообщил, что государство Тувалу также отменило решение о признании сепаратистских республик.

Жители Грузии и Южной Осетии помнят о жертвах "Пятидневной войны"

В Южной Осетии и Грузии ежегодно проходят траурные акции в память о жертвах конфликта. 7 и 8 августа 2017 года в Грузии лидеры оппозиционных партий "Единое национальное движение" и "Европейская Грузия" возложили венки к могилам грузинских военных, погибших в боевых действиях в августе 2008 года. В Цхинвале власти и местные жители приняли участие в возложении венков и цветов к монументу "Символ скорби", а на ступенях парламента республики были разложены фотоснимки жертв конфликта и зажжены свечи. Траурные акции также прошли в трех югоосетинских поселках.

Международный уголовный суд

Уже 10 лет идут расследования конфликта в Международном уголовном суде (МУС). Туда обращались и Грузия, и Российская Федерация.

27 января 2016 года МУС объявил, что разрешил прокуратуре начать расследование преступлений, которые могли быть совершены во время этого конфликта в Цхинвальском регионе Грузии и близ нее с 1 июля по 10 октября 2008 года. В суде пришли к выводу, что есть "разумные основания предположить, что были совершены преступления, подпадающие под юрисдикцию МУС" .

Полевой (представительский) офис МУС в Грузии был открыт в 2018 году .

По мнению правозащитников , собравшихся в Гааге 12 апреля 2018 года, следователи Международного уголовного суда за десять лет не достигли результатов в расследовании вооруженного конфликта в Южной Осетии, многие доказательства за это время утрачены. Жертвы конфликта остаются в бедственном положении и не верят в восстановление справедливости на фоне того, что Россия и Южная Осетия отказались способствовать расследованию, заявили правозащитники.

Примечания:

  1. Российско-грузинская война и особенности национальной памяти // Информационно-аналитический портал «Кавказ Online», 27 августа 2013 года
  2. Путин: Одни правила в отношении Косово, Абхазии и Южной Осетии // ИА «Росбалт», 13 сентября 2006 года
  3. Россия вышла из режима запрета торгово-экономических и финансовых связей с Абхазией // "Эхо Москвы", 06.03.2008.
  4. Зону грузино-осетинского конфликта покинули более 2,5 тыс. человек // Корреспондент.net, 04.08.2008.
  5. Не место этому президенту в Южной Осетии // Коммерсант, 04.12.2008.
  6. Словарь современных географических названий под редакцией академика Котлякова и Большой энциклопедический словарь в качестве основного рекомендует использовать "Цхинвали" ("Цхинвал" или "Цхинвали" - у лингвистов нет единства // РИА Новости, 20 августа 2008 года)
  7. Это не конфликт, это - война // Независимая газета, 08.08.2008.
  8. NYT: Грузия нашла факты, что Россия "начала первой". Запад не убежден, но разбирается // NEWSru, 16.09.2008.
  9. В Южной Осетии погиб контрактник из Казани // Комсомольская правда, 12.08.2008.
  10. Меня зовут Снегирёв. Юрий Снегирёв // Известия, 20.11.2008.
  11. Южная Осетия не выдает России ее граждан // Коммерсант, 01.09.2008.
  12. СМИ: российские войска вошли в Южную Осетию еще до начала боевых действий // NEWSru 11.09.2008.
  13. Почему действия России в Грузии были правильными. - С.Лавров // ИноСМИ (The Financial Times), 13.08.2008.
  14. Грузия начала широкомасштабную агрессию, заявляет Цхинвали // РИА Новости, 07.08.2008.
  15. Пятидневная война // Коммерсантъ Власть, 18.08.2008.
  16. Грузия начала танковую атаку на южные окраины Цхинвали // Lenta.ru, 08.08.2008.
  17. Грузия "приняла решение о восстановлении конституционного порядка" в Южной Осетии // ЛIГА.новости, 08.08.2008.
  18. Грузия представляет новые свидетельства о начале войны // ИноСМИ (The New York Times), 16.09.2008.
  19. Российская армия будет "принуждать Грузию к миру". - NEWSru.UA, 9.08.2008 г.
  20. Бросок на Гори. Полковник А.Л. Красов // Официальный блог сайта "За Отечество", 22.01.2010.
  21. Черноморский флот проводит перегруппировку у берегов Абхазии // Lenta.ru, 09.08.2008.
  22. Хроника войны в Южной Осетии: день четвертый. - Lenta.Ru, 11.08.2008 г.
  23. Состояние полной боевиновности // Коммерсантъ, 24.01.2009.
  24. Кокойты заявил, что в республике погибли более 1400 человек // Интерфакс, 08.08.2008.
  25. В Цхинвали убиты 1600 человек // Газета.ru, 09.08.2008.
  26. Посол РФ в Грузии: в Цхинвали погибли как минимум две тысячи человек // Интерфакс, 09.08.2008.
  27. МВД Южной Осетии: число погибших превышает 2100 человек // Газета.ru, 16.08.2008 г.
  28. Потери Южной Осетии в войне с Грузией составили 1492 человек // REGNUM, 20.08.2008.
  29. Жертвы грузинской агрессии // Интерфакс, 17.08.2008.
  30. Список погибших граждан Южной Осетии на сайте "Общественной Комиссии по расследованию военных преступлений в Южной Осетии и помощи пострадавшему гражданскому населению" // Osetinfo.ru, 28.10.2008.
  31. На 3 сентября в результате агрессии Грузии погиб 71 российский миротворец, 340 ранены // Ведомости, 03.09.2008.
  32. Список погибших в Южной Осетии миротворцев // REGNUM, 12.08.2008.
  33. Конфликт в Южной Осетии унес жизни 64 российских военнослужащих. – Минобороны РФ // Интерфакс, 21.02.2009.
  34. Генштаб заявил об антироссийской подготовке армии Грузии // Коммерсантъ, 05.08.2009.
  35. Грузия внушает себе победу над Россией // Коммерсант, 13.08.2008.
  36. 58-ая армия РФ потеряла 1789 солдат во время событий в Цхинвальском регионе // Наша Абхазия, 08.09.2008.
  37. Грузия заявляет о 215 погибших в результате военных действий. СМИ: миротворцы РФ снова в Поти // NEWSru, 19.08.2008.
  38. Москва насчитала почти в 20 раз больше убитых грузинских военных, чем Тбилиси // Полит.ру, 15.09.2008.
  39. Официальный список погибших гражданских в Грузии // Минздрав Грузии.
  40. Сведение боевых подсчетов // Коммерсант, 11.08.2008.
  41. Около 3 тысяч грузинских военных погибли в развязанной Тбилиси войне // РИА "Новости", 15.09.2008.
  42. Россия и Франция согласовали принципы урегулирования конфликта в Грузии // Lenta.ru, 12.08.2008.
  43. Саркози и Саакашвили одобрили шесть принципов урегулирования конфликта // Полит.ru, 13.08.2008.
  44. Грузия приняла план урегулирования, представленный Саркози // Корреспондент.net, 13.08.2008.
  45. Квирикашвили обсудил с прокурором МУС расследование войны 2008 года // NewsTbilisi.info, 17 февраля 2018 года
  46. Грузия предоставит МУС все необходимые для расследования войны 2008 года материалы // Информационно-аналитический портал «Грузия Online», 18 февраля 2017 года
  47. Глава правительства Грузии в ходе встреч в Мюнхене обсудил обороноспособность страны и инвестиционный потенциал // Международное информационное агентство Sputnik, 18 февраля 2017 года

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры

Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram.