Представление средневекового человека о мире. Культура западной европы в раннее средневековье Презентация культура западной европы в раннее средневековье

«Философия» - «любовь к мудрости» (в переводе с греческого языка)

Философия – учение о наиболее общих законах существования мира (природы, общества, человека)


План

1. Представления о мире средневекового человека

2. Образование

3. Философия


Правила работы в группе

1.Выбор руководителя группы

2. Совместная работа

3. Активное участие каждого

4. Умей слушать

5.Уважай своего товарища

6. Не согласен- предлагай

7. В группе согласуется общее решение.


Порядок выполнения задания

1.Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что требуется сделать.

2. Найдите информацию. необходимую для выполнения задания.

3. Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ.

4. Обсудите ответы в группе и приготовьтесь дать полный ответ.


Задание 1. Представления о мире. Переводы книг арабских и греческих ученых.

  • Какие представления о мире существовали в средние века?
  • Какие новые знания появились?
  • Почему возникла необходимость в новых знаниях?


Марко Поло 1254-1354 г.г.

великий путешественник, совершил поход в Китай через Малую Азию, Персию. Тибет. В Китае 17 лет находился на службе у китайского императора.домой возвращался морем, обогнув Азию с юга.


Путешествия Марко Поло 1271-1295 г.г.



В XI-XII веках

появилось

количество

переводов

книг арабских

и греческих



Задание 2. Университеты

  • Найдите в тексте параграфа ответ на вопрос: « корпорация-это …».
  • Охарактеризуйте структуру университета.
  • Докажите, что университеты были корпорациями.


Корпорация – это обособленная группа людей, которые занимаются тем или иным общим делом, живут соответствующим образом, подчиняются особым правилам и распорядку.

В университете учились студенты.

Преподавателями были профессора.

Ректор - глава университета.

Факультеты : богословский. юридический, медицинский.

Факультеты возглавляли деканы.

Знания получали на лекциях и во время диспутов .




Оксфордский университет

основан в 1096 г.


Богословский факультет

В университете учились………………………….

Преподаватели-……………………………………

Формы занятий: лекции, …………………………


Заполните схему и допишите ответы

ректор

декан

юридический

Богословский факультет

медицинский

В университете учились студенты

Преподаватели- профессора (магистры)

Формы занятий: лекции, диспуты


2. В Европе XII-XIII в.в. развивалось образование, появились новые учебные заведения-университеты, образованных людей становилось все больше .


Задание 3.

Пьер Абеляр и Бернар Клервоский.

  • Найдите в тексте параграфа ответ на вопрос «Схоластика-это……….»
  • В чем сущность спора философов?
  • Дайте оценку личности Пьера Абеляра и Бернара Клервоского.

Схоластика - это зрелое религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений


Пьер Абеляр

1079-1142 г.г.

  • Истинно лишь

только то, что доказано Разумом .

  • Чтобы верить

во что-то –

  • нужно понять это.

Бернар Клервоский 1090-1153 г.г.

был непримеримым

противником Абеляра,

считал, что только

вера может

приоткрыть

тайны мироздания


Пьер Абеляр

Бернар Клервоский

опора на веру (сверхъестественные силы)

рационализм


Выполните индивидуальное задание

Используя текст параграфа заполните таблицу «Направления средневековой мысли»

Пьер Абеляр

Бернар Клервоский

опора на сверхъестественные силы

рационализм

Опора на разум

мистика



Задание 4. Великие ученые

  • В чем значение трудов Фомы Аквинского?
  • Используя текст документа на стр. 222 и параграфа сравните взгляды Роджера Бэкона с другими философами. В чем различие?
  • Какие технические изобретения он предвидел?

Аквинский

«ангельский доктор»

1225-1274 г.г.

Создал грандиозную картину всей христианской Вселенной


Мироздание Фомы Аквинского

государство

общество

животный мир

неодушевленная природа


Аквинский

1225-1274 г.г.

Разум и вера должны гармонично сочетаться


Роджер Бэкон 1214-1292 г.г.

«Удивительный доктор»

Для познания истины разума недостаточно, нужны наблюдения и опыты


Роджер Бэкон:



«Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования.

В средние века культура выполнила роль «строительных лесов» по отношению к западной культуре…»

Достижения средневековой культуры заложили основы современной культуры



Лист самооценки

Сегодня на уроке:

  • я приобрел …….
  • я научился………
  • я смог………….
  • мне было сложно…..
  • меня заинтересовало….
  • мне захотелось……….
  • мне понравилось…….

Дерево успеха


Домашнее задание

1. Заполнить таблицу на 1. стр. 223 №4

2. Составить кроссворд по теме

3. Написать сочинение от имени студента средневекового университета

Слайд 1

Культура средневековой Европы

Слайд 2

Термин «Средние века» был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453), до него же доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI-VIII века).

Слайд 3

Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее Средневековье (конец V - середина XI века). Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI - конец XIV века). Позднее Средневековье или Раннее Новое время (XIV-XVI века)

Слайд 4

Университеты: магистры и школяры
В период развитого Средневековья в европейских странах появились первые ученые и образовательные сообщества – университеты. В роли основателей выступали, как правило, короли, императоры, римские папы.

Слайд 5

Даты основания университетов

Слайд 7

Программы:
В университетах на низшем, подготовительном, факультете изучались так называемые «свободные искусства», объединенные в два цикла- тривиум (грамматика, риторика, логика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Слайд 8

Преподающие
Фома Аквинский (1225/26-1274)- богослов, философ. Монах- доминиканец. В 1323 г. причислен к лику святых. Учился в Париже, Кёльне. Преподавал в Париже, Риме, Неаполе. В своих трудах исходил из положения о гармонии веры и разума, широко использовал учение Аристотеля, стремясь приспособить его к христианской доктрине. Им сформулированы многие основополагающие тезисы католического вероучения, в том числе пять доказательств бытия Бога.

Слайд 9

Пьер Абеляр
(1079-1142) – французский богослов, философ, поэт. Преподавал в Парижском университете. Внес значительный вклад в развитие теологии, пытался обосновать связь разума, логики и веры. Его труды были осуждены церковными соборами. Свой нелегкий жизненный путь он описал в «Истории моих бедствий»- одной из первых автобиографий в средневековой европейской литературе.

Слайд 10

Роджер Бэкон
(1214-1292/94)- английский философ, естествоиспытатель. Учился, а затем преподавал в Оксфорде. Монах- францисканец. Занимался оптикой, астрономией, алхимией. Придавал большое значение экспериментальным исследованиям. Изучая свойства линзы, предвосхитил создание некоторых оптических приборов, а также предсказал ряд научных открытий

Слайд 11

Развитие литературы
Медиевисты XIX века различали два вида средневековой литературы, «ученую» и «народную». К первому классу относились латинские тексты и придворная поэзия, ко второму - все остальные произведения, считавшиеся, в духе романтиков, первородным искусством. . В это время возрастало многообразие жанров и закладывались истоки национальных культур. В разных странах были собраны и записаны эпические циклы, объединившие древние народные сказания –легенды

Слайд 12

Романский стиль
Это стиль в западно-европейском искусстве X-XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «Романский стиль» был введён в начале XIX в.

Слайд 13

Готика
Период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д. Понятие «русской готики» фактически неверно, но при Николае II было полностью утверждено в Британской империи, герцогстве Дармштацком, Российской империи, а также в ряде исламских государств.

Слайд 14

Собор Норт-Дам в Реймсе

Слайд 15

de Santa María de la Sede- собор в городе Севилья (Андалусия, Испания)

Слайд 16

Возрождение
Этим термином обозначается направление в развитии европейской, в первую очередь итальянской, культуры середины XIII-XVI в. При этом выделяют три периода: предвозрождение (Треченто), раннее Возрождение (Кватроченто), высокое Возрождение. Характерные черты Возрождения заключались в обращении к античным идеалам прекрасного, в пробуждении интереса к человеку как совершенному созданию, части окружающего его мира.

Культура Западной Европы в XI – XV вв. Образование и философия 1.Представления людей о мире 2.Средневековые университеты 3.Схоластика – новая религиозная философия Средневековая литература и искусство 1.Рыцарская литература 2.Городская литература 3.Данте Алигьери – самый великий поэт Средневековья 4.Архитектура. Архитектурные стили 5. Скульптура 6.Живопись




Карта, составленная до походов Христофора Колумба (гг.) Карта, составленная до похода Васко да Гамы (1497 – 1499 гг.)


Средневековые университеты XII век – появление первых университетов в Европе Корпорация – обособленная группа людей, занимающихся определенным общим делом, живущих соответствующим образом, подчиняющихся особым правилам и распорядкам Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда – профессоров (преподавателей) и студентов (от лат. «студере» - усердно заниматься)


Ректор – глава университета, избираемый преподавателями и студентами Факультет – объединение преподавателей по предметам Декан – глава факультета Землячества – объединения студентов из одной Страны Формы обучения: лекции (с лат. – чтение) и диспуты Диспут – словесный поединок, состязание в знаниях и красноречии по определенному вопросу Обучение велось на латинском языке


XI – XIII в – расцвет схоластики Схоластика – религиозная философия, стремящаяся понять Бога и мир при помощи логических рассуждений Ансельм Кентерберийский (XI в.) и Фома Аквинский (XIII в.) – логически доказали существование Бога Пьер Абеляр – философ-схоласт XII в. Утверждал: «Нужно понимать, чтобы верить» Бернар Клервоский – идейный противник Абеляра, знаменитый мистик. Утверждал: «Нужно верить, а не рассуждать» Рационализм – направление средневековой мысли: опора на разум Мистицизм (мистика)– опора на сверхъестественные силы


«Ангельский доктор» Фома Аквинский (1225 – 1274) «Сумма богословия» - книга, объединившая все знания о Боге и мире, накопленные Средневековьем, в которой была создана картина христианской Вселенной и показано, что у каждой её «детали» есть свое место и с воя роль, предначертанные Богом




Рыцарская литература XI в. – возникновение на юге Франции, в Провансе Трубадуры – поэты-певцы из южной Франции, среди которых встречались короли, знатные феодалы, женщины, много рыцарей Труверы и миннезингеры рыцарские поэты Северной Франции, Италии, Испании, Германии Образ идеального рыцаря: смелый, великодушный, справедливый, изящный, вежливый и привлекательный. Воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне «Тристан и Изольда»


Городская литература XII в – начало расцвета городской литературы Главные герои коротких рассказов, стихов, басен – ловкий и хитрый бюргер или веселый и находчивый крестьянин, которые оставляли в дураках своих противников – чванливых рыцарей и жадных монахов Вагант (от лат. – бродяга) – школяр или студент, кочевавший по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей «Роман о Лисе»


Данте Алигьери () «Божественная комедия» - величайшее произведение Данте, написанное в стихах, описание путешествия в загробное царство в сопровождении великого римского поэта Виргилия и прекрасной Беатриче.